Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Важнейшей характеристикой любого государства является политический режим, который представляет собой способ функционирования в нем политической системы. Среди политологов и других специалистов, занимающихся вопросами теории современного государства, популярна классификация, согласно которой выделяют три основные его формы: тоталитарный, авторитарный и демократический. Причём первые два как бы противостоят третьему, ибо являются его антиподами, так как в основе своей имеют антидемократизм.
Теме «демократии» и всем сопутствующим ей понятиям были посвящены сотни и далее тысячи научных статей, трактующих её в разнообразных смыслах и контекстах. В оценке тоталитарных систем в зарубежной англоязычной литературе и в трудах российских учёных уделяется недостаточное внимание, несмотря на то, что элементы тоталитарного режима имеют место быть и в современном мире
Объектом исследования выступает тоталитарный режим.
Целью данной работы является изучение понятия, признаков и форм проявления тоталитарного режима.
Цель, исследования определила необходимость постановки и решения следующих задач:
рассмотреть понятие тоталитаризма в правовой доктрине;
изучить причины и роль идеологии в установлении тоталитарного режима;
выявить и охарактеризовать признаки и типы тоталитарного режима
Методологической основой данного исследования является диалектический метод познания, а также ряд частно-научных методов: исторический, сравнительно-правовой, формально-логический и другие.
Структура работы. Настоящая работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.
Глава 1.Понятие тоталитаризма в правовой доктрине
В современной отечественной и зарубежной науке утвердилось мнение, что термин «тоталитаризм» происходит от позднелатинских слов totalitas (полнота, цельность) и totalis (весь, полный, целый). Изучение различных научных литературных источников по возникновению и использованию политического понятия «тоталитаризм» позволяет считать, что, по одним сведениям, этот термин был введен в оборот одним из ведущих идеологов итальянского фашизма Джованни Джентиле, занимавшем в правительстве Б. Муссолини должность министра просвещения, по другим, автором термина является публицист и депутат парламента Джованни Амендола .
Итак, понятие «тоталитаризм» ввели в оборот итальянские социалисты. Популярность оно получило после выступлений одного из активистов социалистического движения в Италии, ставшего затем принципиальным противником марксизма, — Бенито Муссолини (1883—1945). Придя к власти в Италии в 1922 году, он установил режим, вошедший в историю как фашистский.
Приступив к созданию общества на основе идей фашизма, то есть единения раз личных социальных слоёв, он позиционировал фашистскую Италию как тоталитарное государство. В данном контексте понятие «тоталитаризм» имело положительный смысл, определяло жизнь и быт итальянцев на основе корпоративной культуры, то есть понимания общих интересов, отказа от индивидуализма и ценностей личной свободы .
Другой идеолог фашизма Д. Джентиле (1875—1944) также вкладывал в понятие «тоталитаризм» положительный смысл. Акцент при этом делался на материализации при то та ли тарном ре жи ме на циональ-ной идеи, базирующейся на триединстве личности, правящей фашистской партии и тоталитарного государства. Интересно, что термин «тоталитаризм» использовал и автор идеи о перманентной революции Л. Д. Троцкий, когда, находясь в эмиграции, пытался критиковать сталинский режим.
Следует признать, что в 1930-е годы — в период, когда экономика капиталистических стран, и прежде всего США, переживала один из тяжелейших кризисов в своей истории, многие были согласны с мнением Муссолини, что система капитализма — это прошлое человечества. Могло вполне показаться, что тоталитарный режим, установленный в фашистской Италии, представляет собой то, что люди судорожно искали: защиту от потрясений, сотрясающих мир капитала, стабильное развитие и веру в завтрашний день.
Так или иначе, но в результате изощрённой пропаганды и некоторых реальных достижений Муссолини смог убедить не только итальянцев, но и мировую общественность в том, что тоталитарные идеи преобразовали Италию. Отныне она сильное и динамично развивающееся государство. В нем царит классовый мир и заложены основы для дальнейшего развития цивилизации, уходящей своими корнями во времена непобедимых римских императоров.
Заметим, что политологи склонны представлять тоталитаризм как порождение XX века. Между тем некоторые идеи, которые было возможно реализовать только в тоталитарном обществе, мы находим в трудах гениальных мыслителей предыдущих эпох. В этом ряду стоят такие имена, как Гераклит, Платон, Т. Мор, Г. Бабеф, Т. Кампанелла, А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Фихте, Гегель и, конечно же, К. Маркс .
Достаточно обратиться к «Законам» Платона: «Никто никогда не должен оставаться без начальника — ни мужчины, ни женщины. Ни в серьёзных занятиях, ни в играх ни кто не дол жен приучать себя действовать по собственному усмотрению: нет, всегда — и на войне и в мирное время — надо жить с постоянной оглядкой на начальника и следовать его указаниям. Даже в самых не значительных мелочах надо ими руководствоваться, например, по первому его приказанию останавливаться на месте, идти вперёд, приступать к упражнениям, умываться, питаться».
Другой пример. Политический режим, царящий в «Утопии» Т. Мора, по ряду признаков напоминает тоталитарный: самостоятельные передвижения «утопийцев» по стране с целью избежать работы запрещаются; труд для всех (за исключением должностных лиц, которые проявляют «отеческую» заботу о населении) обязателен; дома, которые принадлежат государству, перераспределяются каждые десять лет по жребию.
Результатом всех этих изысканий стала первая трактовка тоталитаризма (от лат. totalis — полный, целый). Согласно ей тоталитаризм представляет собой политический режим, предполагающий установление жёсткого контроля государства над обществом и личностью, подчинение всей общественной системы коллективным целям и официальной идеологии.
«Второе» дыхание теория тоталитаризма получила уже после Второй мировой войны, когда итальянский фашизм и другой носитель тоталитарных идей — германский национал-социализм потерпели крах как на полях военных сражений, так и в идеологической битве .
Отныне теория тоталитаризма была взята на вооружение Западом для критики советской политической системы. В работах Х. Арендт «Истоки тоталитаризма» (1951), К. Фридриха и З. Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956) была сделана попытка обосновать тоталитаризм как понятие, отражающее сталинизм и аналогичные ему политические режимы. Родившаяся в Кёнигсберге в еврейской семье Х. Арендт, эмигрировавшая от нацистов сначала в США, а затем во Францию, утверждала, что нацизм и сталинизм есть аналогичные формы государства. По её уже разрекламированному тезису тоталитаризм стремится к тотальному господству внутри страны и вне ее, а его характерные черты — единая идеология и террор.
Во второй половине 1950-х годов, после разоблачения Н. С. Хрущевым культа личности И. В. Сталина, теория тоталитаризма претерпела серьёзные изменения. Советологи пытались, но не могли найти серьезных объяснений эволюции советского политического режима. Более того, в просвещенных кругах развернулась острая дискуссия: является ли СССР по-прежнему тоталитарным государством?
Однако в условиях «холодной войны» многие европейские и американские политологи и социологи предпочли не заметить явного, продолжив развивать столь популярную у них теорию тоталитаризма. Поменялись только вектора. Отныне эта теория должна была объяснить приход к власти диктаторов и возможную эволюцию их режимов.
В 1970-е годы термин «тоталитаризм» все реже и реже употреблялся советологами. Но и полного отказа от него не последовало. «Манипуляторы» хорошо знали своё дело, продолжая навешивать на СССР ярлык тоталитарного государства .
В начале 1980-х годов трендом в зарубежной политологии и политической социологии стало стремление провести водораздел между тоталитарными и авторитарными режимами. Известный американский государственный деятель и политолог Дж. Киркпатрик в одной из своих работ жестко настаивала на том, что следует отличать авторитарные режимы от тоталитарных. Согласно данной концепции, существование авторитарных режимов есть форма выживания правящей в нем элиты. Поэтому, в отличие от тоталитаризма, авторитарный политический режим допускает ограниченное функционирование некоторых элементов гражданского общества (прессы, церкви и формально независимой судебной системы). На этом основании была разработана теория, известная во времена президентства Р.Рейгана, как «доктрина Киркпатрик».
Напомним, что именно этот президент назвал СССР «империей Зла».
Суть доктрины сводилась к тому, что во внешней политике США могут и просто обязаны оказывать временную поддержку авторитарным режимам ради борьбы с главным врагом — тоталитаризмом. Главное — защита американских интересов. На практике так и происходило. Пакистан, Саудовскую Аравию, ЮАР никак нельзя было назвать демократическими государствами. Однако правящие в них режимы получали поддержку со стороны Вашингтона. Военно-техническую помощь США оказывали Ирану во время правления династии Пехлеви. При желании список можно продолжить.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Аверинцев С. Тоталитаризм: ложный ответ на реальные вопросы // Родина. – 2002. – № 10. – С. 121–124.
2.Арендт X. Истоки тоталитаризма : пер. с англ. / Х. Арендт. – М. : ЦентрКом, 1996. – 672
3.Бутенко А. П. Социологические вопросы истории и теории тоталитаризма // Социол. иссл. – 1998. – № 6. – С. 144–150.
4.Бжезинский З. Великая шахматная доска: Господство Америки и его геостратегические императивы. М. : Междунар. отношения, 2009. 256 с.
5.Бутенко А. П. Социологические вопросы истории и теории тоталитаризма // Социол. иссл. – 1998. – № 6. – С. 144–150.
6.Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма [Электронный ресурс]. URL: http://lib.rus.ec/b/169602/read#t22.
7.Бутенко А. П. Социологические вопросы истории и теории тоталитаризма // Социол. иссл. 1998. № 6. С. 26.
8.Валиуллин К. Б., Зарипова Р. К. История России, XX век. Сталинский тоталитаризм: политические процессы и репрессии [Электронный ресурс]. URL: http://society.polbu.ru/valiullin_history/ch21_all.html.
9.Волков Ф. Д. Взлет и падение Сталина / Ф. Д. Волков. – М. : Спектр, 1992. – 336 с.
10.Зазнаев О. И. Типология политических режимов : дис. ... канд. полит. наук. Казань, 1993. С. 104.
11.Магид М. Тоталитаризм: Темное прошлое или «светлое будущее»? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.avtonom.org/old/lib/theory/magid_total.html
12.Михалева Г. Преодоление тоталитарного прошлого: зарубежный опыт и российские проблемы [Электронный ресурс] // Неприкосновенный запас. – 2010. – № 3. – Режим доступа: http://www.nlobooks.ru/rus/nz-online/619/1616/1630
13.Попов В. П. Государственный террор в советской России. 1923–1953 гг.: источники и их интерпретация // Отеч. архивы. – 1992. – № 2. – С. 28.
14.Райх В. Психология масс и фашизм : пер. с англ. / В. Райх. – СПб. : Университетская книга, 1997. – 380 с.
15.Смит Д. Муссолини / Д. Смит. – М. : ИнтерДайджест, 1995. – 384 с.
16.Тирских М. Г. Трансформация политических режимов: государственно-правовое исследование / М. Г. Тирских. – Иркутск : ИОГНИУ «Ин-т законодательства и правовой информации», 2006. – 163 с.
17. Тоталитаризм: уроки прошлого : учеб.-метод. пособие / А. В. Петров. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2011. – 136 с.
18.Устрялов Н. В. Германский национал-социализм [Электронный ресурс]. М., 1999. 144 с.
19.Устрялов Н. В. Итальянский фашизм [Электронный ресурс]. М., 1999.
20.Эко Умберто. Вечный фашизм [Электронный ресурс] // Пять эссе на темы этики. – СПб. : Симпозиум, 2000. – С. 49–80.
21.Цечоев В.К., Швандерова А.Р. Теория государства и права: учебник. М.: Прометей, 2017. 330 с.
22.Цыганков А. П. Современные политические режимы: структуры, типология, динамика : учеб. пособие для вузов / А. П. Цыганков. – М. : Интерпракс, 1995. – 295 с.
23.Шутов B.C. Теоретические модели тоталитаризма. Томск 1996 50 с.