Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что творчество Бориса Рыжего, несмотря на достаточную распространенность сведений о поэте в научной и публицистической литературе, до сих пор изучено недостаточно, поскольку он прожил короткую жизнь, которая описывается современниками, однако закончил ее внезапно и странно.
Будучи признанным, несмотря на молодой возраст, не только в российском, но и в международном литературном сообществе, Борис Рыжий оказался не удовлетворен своим успехом и творческой самореализацией, что привело его к решению совершить суицид.
Поэтическое творчество Бориса Рыжего отличается некой конфликтностью, экспрессивностью, прямолинейностью. Он наполнял свои поэтические тексты разными языковыми средствами, одним из которых является стилистический контраст.
Степень разработанности проблемы. Одной из разновидностей текста является поэтический текст. Поэтический текст был и остается предметом исследования многих авторов, получивших мировое признание. Основу трудов по стиховедению составляют исследования А. Белого, В.Я. Брюсова, исследование поэтического текста получило развитие в трудах таких ученых, как С.М. Бонди, Г.О. Винокур, В.М. Жирмунский, Ю.В. Казарин, Л.И. Тимофеев, Б.В. Томашевский, Ю.Н. Тынянов, Г.А. Шенгели, М. П. Штокмар, Б.М. Эйхенбаум, Р. О. Якобсон.
Цель исследования – провести исследование средств выражения стилистического контраста в поэзии Бориса Рыжего.
Объект исследования – стилистический контраст в поэзии Бориса Рыжего.
Предмет исследования – средства выражения стилистического контраста в поэзии Бориса Рыжего.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Рассмотреть особенности поэтического текста.
2. Охарактеризовать понятие стилистического контраста.
3. Изучить средства выражения стилистического контраста в поэтическом тексте.
4. Проследить основные вехи биографии Бориса Рыжего.
5. Дать общую характеристику поэтического творчества Бориса Рыжего.
6. Провести анализ стилистического контраста и средств его выражения в поэтических текстах Бориса Рыжего.
Эмпирическая база исследования: «Сборник поэзии Рыжего Бориса Борисовича» .
Методы исследования: анализ научной литературы и поэтических текстов, описательный, биографический, исторический, историографический, хронологический, обобщение, классификация, сравнительный, контент-анализ, моделирование.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в курсовой работе проведен анализ теоретических аспектов изучения средств выражения стилистического контраста в поэтических текстах, в частности, определены особенности поэтического текста, охарактеризовано понятие стилистического контраста и рассмотрены основные средства его выражения в поэтическом тексте. Полученные теоретические данные могут быть полезны для проведения дальнейших исследований в этой научной сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена проведением анализа средств выражения стилистического контраста в поэзии Бориса Рыжего, который современному читателю известен мало, однако занимает важное место в русской литературной традиции начала XXI века. Кроме того, в курсовой работе рассмотрены основные вехи биографии, которые оказали влияние на его поэтическое творчество, а также исследованы особенности его поэтических текстов.
Большое значение в данном курсовом исследовании имеет выработка алгоритма анализа средств выражения стилистического контраста на примере поэтических текстов Бориса Рыжего, который может использоваться для подобного анализа других поэтических произведений, вне зависимости от времени их создания.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, И.С. Введение в переводоведение / И.С. Алексеева. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 167 с.
2. Алякринский, О.А. Поэтический текст и поэтический смысл / О.А. Алякринский // Тетради переводчика. Научно-теоретический сборник / Под ред. проф. Л.С. Бархударова. Вып. 19. – М.: Высшая школа, 1982. – С. 60–68.
3. Андреева, Г.В. Актуализация категории противоположности в художественном тексте / Г.В. Андреева // Языковая картина мира. – Кемерово, 1995. – С. 136–150.
4. Баранов, А.Г. Функционально-прагматическая концепция текста / А.Г. Баранов. – Р. н/Д: Издательство Ростовского государственного университета, 1993. – 182 с.
5. Битокова, М.В. Поэтический текст как пространство для формирования и функционирования скрытых смыслов: дисс. на соиск. уч. ст. к. филолог. н. / М.В. Битокова. – Нальчик: Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, 2014. – 170 с.
6. Борис Рыжий // Культура РФ. Персоны. Информационный портал. – 2018. – URL: https://www.culture.ru/persons/9877/boris-ryzhii (дата обращения: 06.06.2022).
7. Бочина, Т.Г. Стилистические приемы контраста как система с полевой структурой / Т.Г. Бочина // Филология и культура. – 2010. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stilisticheskie-priemy-kontrasta-kak-sistema-s-polevoy-strukturoy (дата обращения: 09.06.2022).
8. Винокур, Г.О. Избранные работы по русскому языку / Г.О. Винокур. – М., 1959. – 598 с.
9. Воденников, Д. Рыжий / Д. Воденников // Story. – 2021. – URL: https://story.ru/istorii-znamenitostej/lichnoe-delo/ryzhiy/ (дата обращения: 07.06.2022).
10. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль // Словарь Даля. – 2019. – URL: http://slovardalja.net/ (дата обращения: 01.06.2022).
11. Егорченко, О.Н. Стилистические фигуры контраста в современном русском литературном языке: семантико-структурно-функциональная характеристика: диссерт. на соиск. уч. ст. к. филолог. н. / О.Н. Егорченко. – Абакан, 2006. – 168 с,
12. Иванова, С.А. Художественное своеобразие поэзии Б. Рыжего / С.А. Иванова // Огарёв-Online. – 2015. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennoe-svoeobrazie-poezii-b-ryzhego (дата обращения: 08.06.2022).
13. Кажигалиева, Г.А. Контрастность как средство выражения эмотивности русской поэзии / Г.А. Кажигалиева // Вестник Казанского национального университета. – 2014. – URL: https://articlekz.com/article/23824 (дата обращения: 10.06.2022).
14. Казарин, Ю.В. Поэтический текст как система / Ю.В. Казарин. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1999. – 260 с.
15. Кожинов, В.В. Как пишут стихи. О законах поэтического творчества / В.В. Кожинов. – М.: Алгоритм, 2001. – 320 с.
16. Кубрякова, Е.С. О тексте и критериях его определения / Е.С. Кубрякова // Текст. Структура и семантика. Т. 1. – М.: Наука, 2001. – С. 72–81.
17. Литвинов, В.П., Кузнецова, Н.И. Мышление по поводу языка в традиции Г.П. Щедровицкого / В.П. Литвинов, Н.И. Кузнецова // Познающее мышление и социальное действие (наследие Г.П. Щедровицкого в контексте отечественной и мировой философской мысли). – М., 2004. – 544 с.
18. Лосева, Л.М. Как строится текст / Л.М. Лосева – М.: Просвещение, 1980. – 94 с.
19. Лотман, Ю.М., Гаспаров, М.Л. О поэтах и поэзии: анализ поэтического текста / Ю.М. Лотман, М.Л. Гаспаров. – СПб.: Искусство-СПб, 1996. – 846 c.
20. Манаев, Г. «Ты пил со мной, но ты не стал поэтом». Жизнь и поэзия Бориса Рыжего / Г. Манаев // Отвратительные мужики. – 2021. – URL: https://disgustingmen.com/blog/ty-pil-so-mnoj-no-ty-ne-stal-poetom/ (дата обращения: 09.06.2022).
21. Маслова, Ж.Н. Поэтический текст как объект исследования в рамках когнитивного подхода / Ж.Н. Маслова // Социально-экономические явления и процессы. – 2010. – № 5 (021). – С. 174–182.
22. Мукаржовский, Я. Литературный язык и поэтический язык / Я. Мукаржовский / Пер. с чешского А.Г. Широковой // Пражский лингвистический кружок. – М.: Прогресс, 1957. – С. 406–432.
23. Прибыткова, И.В. Проблема поэтического перевода / И.В. Прибыткова // Молодой ученый. – 2020. – № 2 (292). – С. 363–369. — URL: https://moluch.ru/archive/292/66182/ (дата обращения: 10.06.2022).
24. Сборник поэзии Рыжего Бориса Борисовича // Поэтический портал. – 2015. – URL: https://poemata.ru/poets/ryzhiy-boris/ (дата обращения: 07.06.2022).
25. Серебрякова, С.В. Концептуальная значимость заглавия в переводческом аспекте / С.В. Серебрякова // Язык. Текст. Дискурс. Научный альманах. Вып. 6. – Ставрополь-Краснодар: СГУ, КГУ, 2008. – С. 241–245.
26. Смирнова, Н. Уличный музыкант / Н. Смирнова // Story. – 2021. – URL: https://story.ru/istorii-znamenitostej/lichnoe-delo/ryzhiy/ (дата обращения: 10.06.2022).
27. Стилистический контраст // Стилистический жнциклопедический словарь. – 2016. – URL: http://rus-yaz.niv.ru/doc/stylistic-dictionary/articles/126/stilisticheskij-kontrast.htm (дата обращения: 05.06.2022).
28. Тимофеев, Л.И., Тураев, С.В. Словарь литературоведческих теримнов / Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. – М.: Просвещение, 1974. – 346 с.
29. Ткаченко, И.Г., Мурка, Ю.Г. Подходы к трактовке текста и художественного концепта в современной лингвистике / И.Г. Ткаченко, Ю.Г. Мурка // Материалы I международной научной конференции «Филологические науки в России и за рубежом». – СПб: Реноме, 2012. – С. 173–175.
30. Торосян, М.С. Контраст как способ восприятия и художественного познания мира / М.С. Торосян // SuperInf. Студенческий портал. – 2012. – URL: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=5112 (дата обращения: 10.06.2022).
31. Фаликов, И. Борис Рыжий. Дивий камень / И. Фаликов. – М.: Молодая гвардия, 2015. – 254 с.
32. Шайтанов, И. Борис Рыжий: последний советский поэт / И. Шайтанов // Арион. – 2005. – № 3. – URL: https://magazines.gorky.media/arion/2005/3/boris-ryzhij-poslednij-sovetskij-poet.html (дата обращения: 10.06.2022).
33. Якобсон, Р.О. Поэзия грамматики и грамматика поэзии / Р.О. Якобсон // Семиотика. Антология / Под ред. Ю.С. Степанова. – М.: АкадемПроект; Деловая книга, 2001. – С. 525–546.