Фрагмент для ознакомления
2
Целью современного обучения является организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения, а также взаимодействия с учениками.
Эффективное обучение школьников является нелегкой задачей. Наряду с требованиями дать школьнику глубокие и прочные знания, перед современной школой стоит задача развить творческие способности каждого ученика, сформировать у него такие умения и навыки, с помощью которых он сможет самостоятельно добавить новые знания.
Образование как система представляет собой сеть учреждений разного типа и уровня. Основные элементы образования как макросистемы, имеющей государственный статус, - это системы дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и послевузовского дополнительного образования.
Практикой доказано, что современное образование уже не может успешно функционировать в прежних и – мире – педагогических формах.
Это означает, что новая школа, образовательная система с необходимостью требуют применения иных способов управления, что предполагает переосмысление базовых условий организации школьной жизни: переформулирование целей, задач, средств, способов оценивания и коммуникации.
В последнее время цели школьного образования стали формулироваться более четко, конкретно, результаты задаваться набором задач (причем далеко не всегда относящихся к предмету и (или) образовательной области), которые должен быть способен решать выпускник.
Это связано с тем, что как показала практика, степень постижения учеником задач школы (ступени, класса, учебного предмета), сформулированных через цели – ориентиры, практически не проверяема и носит декларативный характер.
Ответом на изменение понимания целей образования стало появление учебных (образовательных) программ, различных современных моделей, сконструированных как последовательность решения конкретных задач.
Функционирование любой образовательной модели подчинено той или иной цели.
1. Современные модели обучения математике
Процесс обучения, как в рамках общих закономерностей, так и в преломлении к конкретной учебной дисциплине в педагогике, психологии подвергался научному анализу, обобщению, систематизации.
Важным фактором прогресса в любой сфере общества является эффективность использования современных средств информационных и коммуникационных технологий.
Наряду с развитием экономики, медицины, политики модернизируется и система образования, к которой в полной мере направлен запрос общества на применение новых технологий, выводящих ее на более высокий уровень развития.
Значимая тенденция совершенствования современной системы образования – поиск инновационных подходов, позволяющих сделать обучение более динамичным и соответствующим запросам его получателей.
В настоящее время активно развиваются так называемые системы электронного обучения, основанные на преимущественном применении современных информационных и коммуникационных технологий.
Разделяют четырехэлементную классификацию систем электронного обучения:
1) Смешанное обучение (до 45% онлайн-обучения).
2) Гибридное обучение (40-80% в режиме онлайн-обучения).
3) Дистанционное обучение (более 80 % онлайн-обучения).
4) Обучение с помощью сети Интернет
В нашей работе мы остановимся подробнее на гибридном обучении
1.1. Модель гибридного обучения
Гибридное обучение — это комплексное сочетание дистанционного и онлайн-обучения.
Данная модель объединяет использование мультимедийных материалов с традиционной работой в классе.
Виртуальные элементы гибридного обучения необходимо использовать в дополнение к очным методам.
Если сказать проще то, это формат обучения, когда часть студентов находится в аудитории, а часть подключается онлайн.
Модель гибридного обучения рассмотрим на рисунке 1
Рисунок 1 Модель гибридного обучения
А чем же отличается гибридное обучение от смешанного?
От полного дистанта во время локдаунов многие школы и университеты перешли к моделям, сочетающим дистанционный и очный подход.
Один из таких форматов — гибридное обучение.
Это когда занятие проходит в специально оборудованном помещении, в котором находится часть учащихся, а другие в это же время подключены к видеотрансляции и взаимодействуют с преподавателем и одноклассниками или одногруппниками удалённо.
«Под гибридным обучением следует понимать синхронный процесс обучения, когда во время очного аудиторного занятия обучающиеся делятся на два типа — студенты, присутствующие на занятии очно, и студенты, присоединяющиеся к аудиторному занятию виртуально с помощью технологии видеоконференций».
Именно синхронизацией в реальном времени гибридное обучение отличается от смешанного, которое может включать в себя как синхронные, так и асинхронные активности.
Например, в смешанном обучении студенты сначала смотрят учебные видеозаписи — независимо от остальных, в удобное для себя время вне учебной аудитории, а затем вместе с преподавателем разбирают сложные вопросы на очном занятии.
При этом гибридный и смешанный подходы могут сочетаться.
Так, например, устроена модель HyFlex — гибкая версия «гибрида», которая совмещает онлайн- и офлайн-занятия, асинхронные и синхронные активности.
Она уже применяется в зарубежных и российских вузах.
1.2. Преимущества гибридного обучения
Может показаться, что гибридный подход — это вынужденная мера, которая имеет смысл только в сложной эпидемиологической ситуации, когда часть учеников из-за болезни или карантина не может посещать очные занятия.
Однако есть весомые преимущества гибридного обучения перед полностью очным или асинхронным дистанционным.
Преимущества делят их на организационные и педагогические.
Организационные
Независимость от физического местоположения учащихся — пожалуй, самый значимый довод в пользу гибридного обучения, даже если не брать в расчёт реалии пандемии, когда часть группы учится в обычном формате, а часть находится на карантине и может присоединиться только онлайн.
Если вуз предлагает гибридный формат обучения, в нём могут учиться студенты из любых регионов или даже стран мира, и для этого им необязательно переезжать в общежитие.
Гибридная модель поможет в ситуации, когда учебное заведение запускает узкоспециализированные курсы и когда университету в целом не хватает абитуриентов.
Если в конкретной локации не набирается достаточно желающих учиться, то с добавлением опции «участвовать онлайн» аудитория точно увеличится.