Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Философ – тот, кто созерцает прекрасное
Платон «Государство» [21]
Сократ говорил: «Познай себя и ты познаешь весь мир». [5] Современная страсть к познанию, горизонты которого раз за разом отодвигаются на все более необозримые расстояния, принуждает нас как и прежде обращаться к словам великого грека, подчеркивающим, что момент самоопределения и самопознания, осознание того, что представляет собой человек, как он видит себя и какое место занимает в мире, все еще является первостепенным и одним из самых важных. Об этом же говорил и русский религиозный философ Н.Бердяев, указывая на высокую актуальность самопознания, как для каждого человека, так и для всего человечества, поскольку только оно помогает осмыслить драму человеческого бытия, а также угрожающие тенденции развития современного общества.
С момента своего появления в качестве ключевого социально-политического термина в конце 1960-х годов концепция контркультуры периодически вновь появлялась в литературе, средствах массовой информации и народном дискурсе как средство выражения аспектов контргегемонистской идеологии, практики и убеждений. «Контркультура» используется для обозначения точки расхождения между тем, что представляется доминирующим или мейнстримным в ценностях и альтернативные системы ценностей, которые, хотя и являются компетенцией меньшинства, артикулируются с помощью различных форм средств массовой информации – музыки, письма, искусства, протеста и т. д.; они служат для усиления коллективного голоса контркультуры таким образом, что меньшинство становится «значительным» меньшинством.[7]
Объектом исследования - выступает теоретико-методологический анализ проблемы «Контркультура и контридеология».
Предмет исследования – контркультура и контридеалогия.
Целью нашего исследования – провести анализ теоретико-методологический анализ проблемы «Контркультура и контридеология».
Задачи исследования:
1. Теоретико-методологический анализ проблемы «Контркультура и контридеология» от зарождения термина до наших дней.
2.Рассмотрение основных направлений Специфики выявления контркультуры и контридеологии.
3. Контркультура и контридеология в современном мире и её значимость.
Гипотеза исследования – следует ожидать, что на основе используемых источников литературы в курсовой работе проведен теоретико-методологический анализ проблемы «Контркультура и контридеология» при изучении культуры на современном этапе.
Исходя из поставленных задач, очевидно, что при анализе темы исследования необходимо опираться на общую историографию периода и биографические исследования временного периода.
С этой целью были использованы следующие приемы и методы изучения материала: исторический, формальный, психологический, психотерапевтический, сравнительный, культурно-антропологический, социокультурный, источниковедческий, классификации, типологии и систематизации. Аналитический метод был использован при анализе литературы и общих тенденций и гуманистических взглядов культуры, сравнительный – сравнения культуры и временных эпох.
Практическая значимость определяется тем, что исследование предлагает изучение теоретико-методологический анализ проблемы «Контркультура и контридеология» при изучении культуры на современном этапе..
Практическая значимость исследования определяется возможностью его использования в учебных курсах. Курсовая работа может служить основанием для дальнейших теоретических исследований по вопросам теоретико-методологический анализ проблемы «Контркультура и контридеология» при изучении культуры на современном этапе..
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе рассмотрено формирование теоретико-методологический анализ проблемы «Контркультура и контридеология» при изучении культуры на современном этапе.
Во введении дается общая характеристика исследования и определяется его характер. Оно содержит формулировку заглавной темы, цель и задачи, а также аннотированный обзор использованных источников, приемы и методы работы с ними. Выделяется актуальность и проблематика исследования, его практическая значимость. Раскрывается основная гипотеза и структура работы.
Чтобы критически пересмотреть и переоценить термин «контркультура» как средство изучения и объяснения предыдущих и текущих случаев контр- и антигегемонистской идеологии, практики и убеждений. Глава начинается с рассмотрения появления термина «контркультура» в конце 1960-х годов и его ассоциаций с движением хиппи. Затем следует рассмотрение того, как более поздние разработки в социологической теории усложняют и проблематизируют определение контркультуры 1960-х годов, а также то, каким образом это определение было перераспределено в последние десятилетия по отношению к другим формам культурных и социально-политических явлений.
За этим следует исследование того, как новые социальные тенденции и связанные с ними разработки, особенно в области цифровых технологий, дают импульс новому пониманию контркультуры. Наконец, в главе будут рассмотрены некоторые современные примеры движений и групп, которые называют контркультурами, и рассмотрены новые способы позиционирования этой концепции.
Каждая часть работы завершается обобщением и содержит предварительные выводы, которые впоследствии суммируются в заключении, в котором также подводится основной итог работы, делаются обобщающие выводы.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, поделенные на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы.
Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы «Контркультура и контридеология»
1.1. Теоретические аспекты изучения явления контркультуры и контридеологии
Точное происхождение контркультуры неясно, этот термин приобрел популярность в конце 1960-х годов, когда он стал ассоциироваться с движением хиппи. Черпая вдохновение из эпохи битников, хиппи создали альтернативную культурную среду, в которой музыка, наркотики, литература и образ жизни объединились, чтобы создать ряд предполагаемых альтернатив господствующему капиталистическому обществу, населенному их родителями и другими членами «родительской семьи».[24]
Изучение контркультуры обычно и, вероятно, неизбежно основывается на оппозиции между доминирующей культурой и теми возникающими силами, которые стремятся ее подорвать. По словам Роззака, американская контркультура 1960-х годов возникла вопреки «модернизирующим, обновляющим, рационализирующим, планирующим» тенденциям технократии, «той социальной формы, в которой индустриальное общество достигает пика своей организационной интеграции». Точно так же для Герберта Маркузе,[19] философа, возможно, наиболее тесно связанного с этой контркультурой и чьи труды составляли интеллектуальный стержень студенческого протестного движения того времени, «усиленный прогресс кажется связанным с усиленной несвободой», и, как следствие, необходимо стремиться к «нерепрессивной цивилизации, основанной на принципиально ином опыте бытия и природа, и принципиально разные экзистенциальные отношения».[24]
В обоих случаях доминирующая культура связана с особой формой подавления, основанной на ложном чувстве свободы, навязываемом потребностями рынка. «Свободный выбор среди широкого разнообразия товаров и услуг не означает свободы, — утверждает Маркузе, — если эти товары и услуги поддерживают общественный контроль над жизнью, полной труда и страха».
Самое главное, отмечает Маркузе, что эта кажущаяся свобода выбора поддерживается процессами постоянного обновления, трансформации и рационализации — «рекламой, связями с общественностью, идеологической обработкой, запланированным устареванием», — действующими на основе «неустанного использования передовых технологий и технологий». науки», так что «повышение уровня жизни является почти неизбежным побочным продуктом политически манипулируемого индустриального общества». [19]
В то время, когда кейнсианское государство всеобщего благосостояния было еще предрешено, Маркузе осуждает то, как повышение качества жизни, связанное с ростом потребления и культуры образа жизни, «снижает потребительскую ценность свободы», поскольку «существует нет причин настаивать на самоопределении, если управляемая жизнь — это комфортная и даже «хорошая» жизнь».[19]
Иными словами, позднеиндустриальное общество представлено как движимое репрессивной десублимацией , которая не просто заменяет объекты так называемой «высокой культуры» объектами низшей массовой культуры, но полностью ликвидирует любое такое различие, сводя все культуры в простой процесс потребления, оторванный от каких-либо более высоких целей или задач.
Эта десублимация способна поддерживать рост за счет постоянного производства новизны — предоставления новых объектов для целей потребления. Тогда это общество не находится в застое; скорее, «его производительность и эффективность, его способность увеличивать и распространять комфорт, превращать отходы в нужду, а разрушение в созидание» — все это представляет потребность в постоянном производстве нового, которое поддерживает его собственную стабильность.
Этот необходимый динамизм и сопутствующее ему созидательное разрушение являются результатом действия основных законов конкуренции: потребность не только в получении прибыли, но и в поддержании этой рентабельности означает, что необходимо постоянно прокладывать новые пути для роста. Это приводит как к географической экспансии в поисках новых рынков, так и к психологическим манипуляциям с целью культивирования потребностей, желаний и фантазий у потребителей, о которых они никогда не подозревали, в сочетании с резким сдвигом в поиске как сырья, так и рабочей силы. влияние на развивающиеся экономики Азии.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алексеев П. В. Социальная философия ценности – мораль – идеология: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Философия». Москва: Проспект, 2005. - 253c.
2.Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня: Мировой обзор: учебное пособие / Сокр. пер. с англ. А.С. Березовского, Л.А. Галкина. Под ред. М.В. Ильина, А.В. Мельвиля. М.: Аспект Пресс, 2002. - 573с.
3.Андреев Э. М. Новое мировоззрение и новая идеология в социокультурном контексте трансформации российского общества // Социальногуманитарные науки и мир в 21 веке. М: Социально-гуманитарные знания, 2009. - Ч. 1. - 392 с
4.Ананьин О. Карл Маркс и его «Капитал»: из девятнадцатого в двадцать первый век // Вопросы экономики. 2007. № 9. С. 72.
5.Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера / Предисловие Р. К. Баландина. М.: Айрис-пресс, 2007. 576с.
6.Горц А. Нематериальное. Знание, стоимость и капитал. М., 2010. – 208с.
7.Иохин В. Я. Экономическая теория: учебник. М. : Экономистъ, 2005. С. 516.
8.Капелюшников Р.И. Сколько стоит человеческий капитал России?: препринт WP3/2012/06. М., 2012. – 76с.
9.Кара-Мурза С. Г. Идеология и мать её наука. М. : Изд-во Эксмо, 2002. 256 с
10.Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 2002. – 154с.
11.Корчагин Ю.А. Российский человеческий капитал: фактор развития или деградации? Воронеж, 2005. – 252с.
12.Корчагин Ю.А. Человеческий капитал и инновационная экономика России. Воронеж: ЦИРЭ, 2012. – 252с.
13.Кун Т. Структура научных революций. М. : АСТ: АСТ МОСКВА, 2009. 310с.
14.Лауреаты Нобелевской премии по экономике: автобиографии, лекции, комментарии. Т. 1. 1969-1982. СПб., 2007. – 479с.
15.Лауреаты Нобелевской премии по экономике: автобиографии, лекции, комментарии. Т. 2. 1983-1996. СПб., 2009. – 450с.
16.Лихачёв Д. С. Русская культура. М.: Искусство, 2000. 440 с.
17.Майерс Д. Социальная психология. 7-е изд. СПб.: Питер, 2012. - 800 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
18.Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т. 1 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. второе. Т. 23. М.: Изд-во полит. лит-ры, 1960. -797с.
19.Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: исследование идеологии развитого индустриального общества /Маркузе Г. — М.: АСТ, 2002. — 527 с
20. Николин В. В. Немецкая классическая философия. Сочинения. Т. 4. Г. В. Ф. Гегель: актуальность системы и истории самосознания. Диалектика всеобщего в методологии Карла Маркса. Омск: ОмГПУ, 2008. 430 с.
21. Платон Государство Азбука-Классика. Non-Fiction 2021, 448с.
22.Римашевская Н.М. Человеческий потенциал России и проблемы сбережения населения // Российский экономический журнал. 2004. № 9-10. С. 22-40.
23.Ролз Д. Теория справедливости. М.: ЛКИ, 2010. - 536 с.
24.Рошак Т. Истоки контркультуры. М. : АСТ, 2014. 380 с.
25.Фуко М. Рождение биополитики: курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1978-1979 учеб. году. С-Пб., 2010 - 65с.
26.Хаксли О. Двери восприятия /Хаксли О. — М.: Азбука-классика, 2002. — 217с.
27.Цицерон Марк Туллий. О государстве. О законах. О старости. О дружбе. Об обязанностях. Речи. Письма. / Предисл. Е.И. Темнова. М.: Мысль. 1999. 782с.
28.Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. Пер. с нем.; пер. с англ. М.: Эксмо, 2007. С. 377, 381, 395, 422.