Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Важность общения в жизни подростков огромна. От этого все больше зависит успех в общественной и профессиональной деятельности, а также и личное счастье каждого человека.
В психологии существует отдельная отрасль, изучающая модели поведения людей в обществе, которые определяются биологическим полом и их взаимоотношениями. Это называется гендерной психологией. Латинское определение понятие «гендер» определяет сложный социальный и культурный процесс конструирования различий в ролях, поведении, психологических и эмоциональных характеристиках мужчин и женщин в обществе. Гендер определяет социальный статус индивида в обществе и связанные с ним зависимости, возможности и ограничения, а также реализует социально значимые ценности.
Воспроизводство и развитие гендера осуществляется в процессе социализации и ресоциализации. В процессе социализации устанавливаются гендерные нормы и модели поведения. В период ресоциализации нарушаются требования и модели поведения, выработанные в ходе предыдущего обучения, и вырабатываются новые нормы и модели.
Гендерная психология - это область психологической науки, которая имеет длинную предысторию. Однако было бы несправедливо рассматривать эту предысторию только с 1970-х годов. Процесс равенства социальных прав между мужчинами и женщинами привел к изменению традиционных взглядов людей на социальные отношения, что делает актуальными проблемы межличностного общения подростков. Это позволит людям понять, как дети переходного возраста адаптируются к меняющимся условиям жизни в зависимости от их пола.
Проблема гендерного неравенства была решена в психологии человека и педагогической науке, где ее основное внимание уделяется общим гендерным различиям между девочками и мальчиками, а не межличностным отношениям детей этого возраста. Анализ практики показывает, что подростки недостаточно способны правильно действовать в тех или иных ситуациях, и они все чаще сталкиваются с проблемой недопонимания не только со стороны противоположного пола, но и внутри своей гендерной группы.
Актуальность объекта исследования. Процесс обеспечения равных социальных прав для мужчин и женщин, характерный для современного общества, привел к изменениям в традиционных представлениях людей о социальных отношениях, что делает межличностное общение среди подростков актуальной проблемой. Раскрытие этой проблемы позволит людям понять, как адаптировать детей переходного возраста к меняющимся условиям жизни в зависимости от пола.
Объект работы – межличностная коммуникация.
Предмет – гендерные различия подростков при межличностной коммуникации.
Цель работы – провести анализ гендерных различий подростков при межличностной коммуникации, а также изучить, какую значимость он несет в себе к настоящему времени. Исходя из цели работы, выделим ключевые задачи, которые предстоит решить:
1. Рассмотреть основные термины и содержание межличностной коммуникации;
2. Изучить особенности межличностной коммуникации в подростковом возрасте;
3. Проанализировать методы и организация исследования;
4. Провести анализ и интерпретация результатов.
При написании данной работы были использованы методы исследования:
1. Теоретические:
а) анализ для разделения темы на более мелкие части, чтобы лучше понять их (анализ научно-методической литературы и документальных и архивных материалов);
б) синтез для объединения ранее разрозненных понятий в одно целое.
2. Эмпирические:
а) наблюдение для описания поведения изучаемого объекта;
б) сравнение для выявления в объекте новых и важных свойств.
Практическая значимость исследования заключается в том, что оно может быть использовано на различных семинарах в университетах по предметам социальной коммуникации.
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность темы исследования, ее цель, задачи, предмет и объект, теоретическая и методологическая база. В первой главе исследованы теоретические аспекты межличностной коммуникации среди подростков. Во второй главе проведено эмпирическое исследование гендерных различий подростков при межличностной коммуникации. В заключении обобщены основные выводы и предложения.
1 Теоретические основы межличностной коммуникации среди подростков
1.1 Основные термины и содержание межличностной коммуникации
Коммуникация - это процесс взаимодействия и передачи информации, которую люди вводят и поддерживают при выполнении каких-либо задач. В психологии принято называть человека, который доставляет информацию (сообщение), коммуникатором, а человека, который воспринимает информацию или подвергается ее воздействию, - коммуникантом.
Коммуникация людей заключается в том, что они взаимодействуют друг с другом в первую очередь для того, чтобы [5, С. 162-187]:
1. Получать или передавать высококачественную информацию, необходимую для выполнения обязанностей;
2. Осуществить реальное воздействие, то есть управление поведением людей, их условиями и установками, целями, задачами и другими особенностями организации жизнедеятельности;
3. Удовлетворить потребности в общении.
В целом межличностная коммуникация представляет собой объединение двух взаимосвязанных аспектов:
1. Коммуникации как структура устоявшихся традиций, норм и стереотипов, влияющих на общение, то есть элемента культуры организации;
2. Коммуникация как динамичный процесс, то есть элемент деятельности людей и их отношений.
Межличностная коммуникация как структура в значительной степени опосредуется методами производства, материалами и методами организации, продажами, финансами и другими характеристиками. Научное понимание этого факта привело к появлению логистического менеджмента и реинжиниринга предприятий, новейшей и наиболее эффективной технологии управления потоками информации и коммуникаций в организации.
К примеру, если описать работу менеджера, то менеджер тратит 50-90% всего своего времени на общение. Это может показаться невероятным, но если учесть, что менеджеры занимаются реализацией своей роли в отношениях: обменом информацией и процессами принятия решений, не говоря уже об управлении планированием, организацией, мотивацией и контролем. Именно поэтому обмен информацией «встроен» во все основные виды управленческой деятельности, которые называют коммуникацией [12, С. 142-164].
Поскольку менеджеры выполняют функции для определения целей организации и их достижения, качество обмена информацией может напрямую влиять на степень реализации целей. Это означает, что эффективная межличностная коммуникация от менеджеров имеет решающее значение для успеха отдельных лиц и организаций.
Прежде всего, нужно знать, что основные функции общения включают в себя:
1. Информацию - передача истинной или ложной информации;
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 2020).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020).
3. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 N 436-ФЗ (последняя редакция).
Библиографический список
4. Айварова, Н.Г. Психологическое здоровье подростков как условие успешной коммуникации / Н.Г. Айварова. – М.: Наука, 2018. – 154 с.
5. Барейша, А.Г. Социальный страх: сущность, функции, типология / А.Г. Барейша. – М.: Логос, 2021. – 197 с.
6. Баринов, Д.Н. Гендерное различие как явление общественного сознания / Д.Н. Баринов. – М.: Наука, 2020. – 942 с.
7. Баринов, Д.Н. Коммуникационный аспект изучения подростков / Д.Н. Баринов. – СПб.: Вита, 2020. – 111 с.
8. Вайсбург, А.В. Современные методы социологических исследований: учебное пособие / А.В. Вайсбург. – Тверь : ТвГТУ, 2019. – 204 с.
9. Габдрахманова, Р.Г. Условия успешной социализации в рамках гендерное различия подростков / Р.Г. Габдрахманова. – М.: Наука, 2019. – 174 с.
10. Гревцева, Г.Я. Особенности социально-культурного развития личности как феномен ее социализации / Г.Я. Гревцева. – М.: Логос, 2021. – 316 с.
11. Григорьева, А.А. Философские основы социализации личности / А.А. Григорьева. – М.: Логос, 2018. – 149 с.
12. Григорьева, М.Ю. Факторы успешной социализации в современном обществе / М.Ю. Григорьева. – М.: Наука, 2020. – 214 с.
13. Джиоева, О.Ф. Особенности формирования гндерных различий в социальной среде / О.Ф. Джиоева. – М.: Логос, 2015. – 396 с.
14. Зубова, О.Г. Прикладная социология: методология и методика: учебное пособие / О.Г. Зубова. – М.: МГИ им. Е. Р. Дашковой, 2019. – 194 с.
15. Литвак, Р.А. Соотношение социального воспитания, социализации и социально-культурного развития личности / Р.А. Литвак. – М.: Логос, 2019. – 140 с.
16. Макаров, А.В. Изучение культурно-досуговой деятельности подростков // Уникальные исследования XXI века. – 2020. – № 11 (11). – С. 46-52.
17. Мурзина, О.Б. Формирование гендерного различия // Молодежь и социум. – 2019. – № 2 (14). – С. 111-114.
18. Парно, В.В. Основные формы по удовлетворению потребностей среди подростков // Sciences of Europe. – 2017. – № 2. – С. 19-21.
19. Пеньков, С.В. Влияние различных факторов на процесс гендерного неравенства / С.В. Пеньков. – М.: Наука, 2021. – 216 с.
20. Пеньков, С.В. Развитие общения среди подростков / С.В. Пеньков. – М.: Логос, 2015. – 347 с.
21. Пешков, В.А. Роль межличностных коммуникаций // Молодой ученый. – 2021. – № 21 (101). – С. 123-225. –
22. Рослякова, С.В. Особенности коммуникаций / С.В. Рослякова. – М.: Наука, 2020. – 249 с.
23. Старченко, Д.В. Основы социализации обучающегося в модели развития и саморазвития, здоровье-сбережения и самореализации / Д.В. Старченко. – СПб.: Вита, 2019. – 315 с.
24. Сумарокова, В.С. Специфика коммуникационного развития среди подростков // Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям. – 2021. – С. 170-172.
25. Харьковская, Е.В. Социокультурная деятельность с людьми третьего возраста по преодолению социального отчуждения: региональный аспект // Интеграция образования. – 2020. –№ 2. – С. 188-197.