Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования состоит в том, что сегодня в науке и практике вновь поднялась популярность творчества В. Биянки.
Причин этом у несколько. С одной стороны, сам писатель был профессиональным ученым-орнитологом, но кроме этого он успел поработать журналистом и редактором.
Более того В. Бианки сумел написать книги для детей на детском и понятном детям языке. Его персонажи полностью отражают все особенности поведения реальных животных. Осторожная сойка, хитрая лиса и степенный медведь.
В. Бианки в своих книгах учил детей любить, понимать и заботиться о природе в целом и о лесе в частности. Однако самое важно состоит в том, что его книги о мире и взаимопонимании. В природе все происходит по необходимости.
Только человек сам по себе способен убивать друг друга не по необходимости, а по прихоти.
Цель исследования – выявить особенности показа образа мира в рассказах Виталия Биянки.
Объект исследования – рассказы В. Биянки.
Предмет исследования – Образ мира в рассказах Виталия Биянки.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику биографии В. Биянки.
2. Дать характеристику творчеству В. Биянки.
3. Выявить особенности произведений В. Биянки.
4. Выявить особенности творческого наследия В. Биянки в вопросах воспитания детей.
5. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Общее представление о творческом пути Виталия Бианки
1.1. Биография и творческий путь Виталия Бианки
Виталий Бианки – известный советский детский писатель. Его творческое наследие состоит из трехсот произведений для детей.
На произведениях Виталия Биянки выросло не одно поколение людей, способных чувствовать волшебство мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие. Он умел так красочно описывать простые вещи, что они казались настоящим волшебством. Язык его повествования, легкий и красочный, был понятен даже ребенку, а его биологическое образование помогало более реалистично описывать животный мир.
Детство Виталий Бианки родился 11 февраля 1894 года в Санкт-Петербурге. Отца звали Валентин Биянки, он занимал должность заведующего отделом орнитологии в зоологическом музее Санкт-Петербургской Академии наук. Он был настолько увлечен своей работой, что превратил свой дом в подобие зоопарка.
Птицы в клетках располагались практически в каждой комнате рядом с аквариумом и террариумом для змей, ящериц и черепах. Вместе со своими питомцами семья Биянки каждое лето проводила в селе Лебяжье. Однажды они приманили теленка у себя во дворе. В дальнейшем они его подобрали, приютили, а осенью доставили в зоопарк.
Богатая природа вокруг его дачи способствовала тому, что дети с раннего возраста начали изучать ее разнообразие. Отец поощрял интерес детей к окружающему миру, брал их с собой в лес, на рыбалку и охоту.
Впоследствии этот интерес к природе определит род занятий троих детей Биянки. Старший сын стал энтомологом, средний сын выучился на метеоролога, а Виталий с детства мечтал об орнитологии. Он очень любил наблюдать за птицами, особенно в Лебяжьем, где перелетные птицы перемещались по великому морскому пути.
В детстве Виталий интересовался не только животными и птицами. Он начал сочинять стихи, любил слушать музыку и сам пел. Кроме того, как и любой ребенок, он любил поиграть в мяч в дворовом футболе.
После окончания гимназии Виталий стал студентом Петербургского университета, выбрав своей специальностью естественные науки. Но потом грянула Первая мировая война, и об учебе пришлось забыть. Биянки мобилизовали на фронт.
Помимо характера юноша интересовался и политикой, вступил в партию эсеров, служил в колчаковской армии. Ему потом пришлось долгие годы распутывать этот юношеский грех.
Виталий оказался под пристальным вниманием советских властей, его арестовали. Его обвинили в контрреволюционной деятельности и сослали в казахский город Уральск.
После революции Бианки несколько лет жил в Бийске на Алтае. Он зарабатывал на жизнь чтением лекций по орнитологии, устроился работать в краеведческий музей, преподавал биологию в школе, стал организатором научных экспедиций. Именно в те годы появились его первые детские рассказы.
Виталий имел привычку записывать все, что видел. Он наблюдал за окружающим миром, за жизнью животных, и эти его более поздние записи стали отправной точкой для рассказов о природе. Всего Биянки сочинил триста произведений, в том числе детские рассказы, повести, статьи, романы. Он опубликовал около 120 своих книг.
В одном из своих интервью Виталий сказал, что старался писать так, чтобы взрослые с удовольствием читали его произведения. И только спустя годы я понял, что пишу для взрослых, сумевших не потерять в себе детскую душу.
Творческая биография Биянки вышла на новый уровень в 1922 году, после возвращения в родной Ленинград после многих лет жизни на Алтае. В родном городе писатель стал заниматься в кружке Самуила Маршака и полностью погрузился в написание своих произведений, в которых зеленела трава, пели птицы, а звери отправлялись в новые приключения.
Первый рассказ назывался «Путешествие рыжего воробья». Он очень понравился детской аудитории. После этого Биянки написал еще несколько книг, вышедших отдельным изданием: «Мышиный пик», «Лесные домики», «Чей нос лучше?».
Многим поколениям детей полюбились маленькие юмористические рассказы: «Первая охота», «Как муравей домой спешил», «Теремок», «Медвежья голова», «Сова». В 1932 году в книжные магазины города поступила книга «Были в лесу басни», ставшая первым большим собранием творчества писателя.
Почти в каждой молодой семье с детьми на полке стоит сказка Виталия Бианки под названием «Синичкин календарь». Играя дети знакомятся с временами года, их сменой характера. Главный герой книги – синица Зинка, которая с удовольствием знакомит юных читателей с окружающим миром. В этой книге собраны ответы на самые интересные для детей вопросы, доходчиво объясняющие, почему замерзают реки, прилет и отлет птиц и много интересного и неизведанного, что они видят каждый день.
Биянки создал потрясающую работу, которую не делал ни один другой писатель. Речь идет о книге под названием «Лесной дневник», работу над которой он начал в 1924 году. До 1958 года было напечатано десять изданий, постоянно дополнявшихся и изменявшихся во внешнем виде. В этой книге двенадцать глав, каждая из которых описывает определенный месяц в году.
Биянки представил эту книгу в виде газеты, страница могла содержать рекламу, телеграмму и даже короткие юмористические рассказы, в которых в забавной форме передавались новости о жизни в лесу. Детям за границей так понравилась «Лесная газета», что она была переведена на несколько языков и издавалась во многих странах мира.
К популярности писателя добавилась программа, вышедшая в эфир радио «Вести Леса». Ее до сих пор помнят те, чье детство пришлось на 50-е годы Виталий Валентинович говорил, что эта программа вышла в подарок детям, пережившим ужасы войны, чтобы они, наконец, научились радоваться жизни и не грустить.
Программа «Вести Леса» выходила раз в месяц и была представлена в виде своеобразного календаря. Литературная карьера Биянки закончилась незаконченной книгой «Опознаватель птиц в дикой природе». На страницах своего дневника Виталий оставил запись о том, что он движется вперед благодаря какой-то радостной силе, что именно она дала ему все хорошее, что случилось с ним в жизни.
Со своей будущей женой Верой Клюевой Виталий познакомился, когда жил на Алтае. Девушка занималась в том же спортзале, что и Биянки. Он родился в интеллигентной семье врача и профессора французского языка. В этом браке у писателя родилось четверо детей, дочь и трое мальчиков. Виталий, как и его отец в свое время, старался привить детям любовь к природе, учил их видеть и понимать природу.
До сих пор в живых остался только один из детей писателя – его сын Виталий, изучавший орнитологию. Он защитил докторскую диссертацию и является сотрудником Кандалакшского заповедника в Мурманской области. Ему недавно исполнилось девяносто лет, но он до сих пор занимается наукой и даже участвует в полевых экспедициях.
Сын писателя рассказал журналистам, что его отец воспитывал их так же, как воспитывал его в детстве. Каждое лето семья уезжала в деревню и возвращалась в город только осенью. Его квартира стала пристанищем для разных животных: собак, канареек и даже летучей мыши.
Несмотря на трудный жизненный путь, личная жизнь писателя сложилась счастливо. Он всегда смотрел на мир оптимистичными глазами, умел во всем находить позитив. Его радовали такие мелочи, как весенний паводок, заря, золото листьев осенних деревьев.
Семья Биянки чтит традиции, которые передаются из поколения в поколение. Делают игрушки для украшения новогодней елки своими руками, а в канун весеннего равноденствия пекут из теста жаворонков.
Виталий очень любил своих детей, придумывал для них разные игры, советовался с ними по поводу новой работы. Они были его первыми слушателями и критиками. Они вместе играли в настольные игры.
За несколько лет до смерти Биянки стали одолевать разные болезни. Но писатель упорно сопротивлялся, пытался двигаться дальше, выезжал в Новгородскую область, где жил в половине съемного дома.
Он много ходил по лесным тропам, очень любил это занятие. Но болезнь вскоре лишила его такого удовольствия, с больными сосудами и диабетом он уже не мог двигаться.
Внук писателя, Александр, вспоминает, что его дед последние несколько лет жил в ожидании смерти, и часто повторял, что очень не хочет умирать, а также хочет написать что-то еще. Сердце известного детского писателя остановилось 10 июня 1959 года, ему было всего 65 лет. Местом захоронения Виталия Бианки стало Богословское кладбище.
Таким образом, можно сделать вывод, что Виталий Валентинович Бианки родился 12 февраля 1894 года в Санкт-Петербурге в семье Валентина Львовича и Клары Андреевны Бианки, у которых на тот момент уже было двое сыновей - Лев и Анатолий. Его отец был орнитологом и работал хранителем коллекций Зоологического музея Академии наук. Он познакомил Виталия со своим миром: удивительным, но тихим и безмолвным миром музейных коллекций, птиц и причудливых животных.
Итак, у будущего писателя была мечта – найти «волшебную палочку», которая оживит замерзший мир. Такой «волшебной палочкой» могло быть только художественное слово. Валентин Львович открыл для себя Виталия и мир живой природы.
Каждое лето семья выезжала на берега Финского залива, где отец и сын подолгу проводили время в лесу. Позднее писатель вспоминал: «Каждая трава, каждая птичка и зверек звали меня по имени, отчеству и фамилии» («Почему я пишу о лесу»).
К семье Биянки часто приезжали известные зоологи, путешественники, опытные люди. Его увлекательные и захватывающие рассказы будоражили детское воображение.
В 1915 году Виталий поступил на естественное отделение Петербургского университета, но закончить его не смог, так как был мобилизован в армию. После Октябрьской революции писатель жил на Алтае, в Бийске, преподавал в школе. Принимал активное участие в работе местного музея местных традиций, для пополнения коллекций которого вместе с братом Анатолием совершил несколько экспедиций по алтайским рекам и горам.
В 1922 году семья В. Бианки вернулась в Петроград. В 1923 году Виталий Валентинович вступил в кружок детских писателей, членами и гостями которого были С. Маршак, Б. Житков, К. Чуковский, А. Слонимский, Э. Шварц и многие другие. Этот кружок сыграл важную роль в становлении советской детской литературы. В том же году Биянки опубликовала в детском журнале «Воробей» свою первую сказку «Путешествие рыжего воробья».
С 1926 по 1929 год писатель жил сначала в Уральске, затем в Новгороде, где продолжал наблюдать за природой и писать. В 1927 г. были опубликованы его рассказы «Аскыр», «Одинец», а в 1928 г. появился первый номер знаменитой «Лесной газеты». С 1929 по 1941 год В. Бианки жил с семьей в Ленинграде. Каждое лето, как и прежде, они ездили в деревню, где в 1941 году были потрясены известием о начале Великой Отечественной войны.
В связи с болезнью сердца В.В. Биянки не призвали в армию. В 1942 году он с семьей был эвакуирован на Урал, поселившись в городе Оса, недалеко от Перми. Биянки старался быть полезным стране, делал все, что было в его силах: выступал с чтениями в детских домах перед
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева В.С., Смирнова А.О. Детская экологическая литература. История отечественного и иностранного подхода. – Казань: Меридиан, 2018. – 474 с.
2. Арзамасцева, И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М., 2001.
3. Бегак, Б.А. Источник человечности. Люди и звери. – М., 1986.
4. Бегак, Б.А. Классики в Стране Детства. – М., 1983.
5. Бианки, В.В. Отчего я пишу про лес. // Жизнь и творчество В.Бианки. – Л., 1967. С.147-152.
6. Владимиров Н.С., Корнеев Е.М. Образ мира и природы в творчестве Виталия Биянки. Монография. – Воронеж: Альянс, 2017. – 122 с.
7. Дмитриев П.И., Тимофеев Г.С. Жанровое многообразие творчества Виталия Биянки. Исследователи и их исследования. – Мурманск: Полярные зори, 2017. – 189 с.
8. Дмитриев, Ю. Рассказы о книгах В.Бианки. – М., 1973.
9. Жилина Е.Ю. Значение произведений Виталия Биянки в детском воспитании. Развитие и совершенствование подхода. Монография. – Волгоград: Пламя, 2019. – 177 с.
10. Ивич, А. Природа. Дети. – М., 1980.
11. Капица, Ф. Колумбовой земли… (к 100-летию В.Бианки) // Детская литература. М., 1994. № 2.
12. Кузнецова, Н.И., Мещерякова М.И., Арзамасцева И.Н. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей. – М., 1995.
13. Лебедев О.М., Носов М.С. Детская развивающая литература. Достоинства и недостатки творчества В. Биянки. Монография. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 176 с.
9. Левина, Е.Р. Современная советская научно-познавательная литература для детей и юношества. – М., 1991.
10. Петровский, М.С. Книги нашего детства. – М., 1986.
12. Разумневич, В.Л. С книгой по жизни: О творчестве советских детских писателей. – М., 1986.
14. Сивоконь, С.И. Уроки детских классиков.– М., 1990.