Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в приобретении потребностей современного общества, а именно развитие личности с активной познавательной способностью, которая готова к постоянному обучению в течение всей жизни, что приведет к формированию определенной позиции в обществе. В нынешнее время изменяются требования общества к личности, которая должна обладать способностью к самообразованию и саморазвитию. Это возможно в целенаправленном осуществлении процесса развития познавательного интереса учащихся в школьные годы[1].
Известно, что один из основных недостатков мышления детей с ограниченными возможностями здоровья – недоразвитие операции обобщения. Проявление отклонений в протекании процесса восприятия действительности. Это означает, что восприятие в моменте меньшего количества объектов приводит к недостаточной избирательности и дифференцированности восприятия. Неумение выделять главное.
Кроме того, дети с нарушением интеллекта отличаются от своих нормальных сверстников ограниченным, отсутствие систематизации багажа конкретных представлений об конкретных объектах и явлениях реальной действительности, в том числе и географического характера.
Сознательное понимании и усвоение знаний происходит у детей с ОВЗ в процессе активной умственной деятельности. Но контакт с учителем при общем занятии с группой детьми инвалидами не всегда приводит к лучшим результатам, так как учителю нужно, чтобы ученик делал, то, что он от него хочет. Как известно далеко не каждый ученик согласен делать то что просит его учитель в групповых занятиях И в этом случае от того как будет проходить девятиклассник материал, на прямую будет зависеть его дальнейшее развитие[2].
Главное направление развития современной школы - повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика с ограниченными возможностями. Проблема активности учащихся на уроках географии, развития интереса в обучении - не нова, но является актуальной, и требует более глубокого и подробного изучения именно методов индивидуального подхода. Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес[6].
Цель курсовой работы заключается в изучении реализации индивидуального подхода к учащимся с ОВЗ при изучении географии в 9 классах.
Задачи данной работы:
1. Определить основные подходы к работе со школьниками с ОВЗ на уроках географии.
2. Охарактеризовать реализацию индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей с ОВЗ.
3. Рассмотреть индивидуальный поход к обучению детей с ОВЗ в 9 классах.
4. Проанализировать особенности применения индивидуального подхода при изучении темы «Поволжье: хозяйство и проблемы»
5. Разработать технологическую карту урока по теме «Поволжье: хозяйство и проблемы» с использованием индивидуального подхода.
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс преподавания дисциплины географии в 9 классах.
Предметом исследования является применения индивидуального подхода к учащимся с ОВЗ в 9 классе при изучении дисциплины география.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, хронологический, классификация, обобщение, сравнительный, моделирование, проектирование.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной литературы по проблеме определения теоретических аспектов организации работы со школьниками с ОВЗ на уроках географии. Полученные теоретические данные могут быть полезны для продолжения научных исследований и разработок в данной области.
Практическая значимость исследования обусловлена разработкой урока на тему «Поволжье: хозяйство и проблемы» для учащихся 9 классов в ОВЗ с применением индивидуального подхода. Данная разработка может быть использована в практике работы учителей географии, которые работают с данной категорией учащихся.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. Теоретические аспекты организации работы со школьниками с ОВЗ на уроках географии
1.1. Основные подходы к работе со школьниками с ОВЗ на уроках географии
В условиях внедрения нового образования перед школой стоит задача формирования личности учеником, умеющих самостоятельно организовать свою деятельность.
В данном случае школы обязаны подготовить своих детей выпускников к определенным жизненным закономерностям в виде исполнения определенной деятельности и постановки целей, достижению успеха, к соответствующему поведению в природе, в государстве и социуме.
Данная категория детей уже на этапе поступления в школу, характеризуется низким уровнем школьной зрелости, испытывают трудности в учении и освоении социальной роли ученика, имеют повышенный риск школьной дезадаптации.
К данной категории относятся дети с низкой способностью к обучению и работоспособностью, психической и физической слабостью и не стабильностью и дети с психосоциальной запущенностью. Поэтому, школа, воспитывая и обучая таких детей, имеет специфическую задачу – осуществление корректировочного воздействия на личность учащегося.
Реализация поставленных задач педагога будет исполнена только в условиях индивидуального подхода и подборке специальных методик преподавания географии, к каждому ученику, при этом способствуя развитие внимания, мышления и памяти[6].
Характеризуя детей с ОВЗ можно сказать, что у них присутствует задержка психического развития, трудность общения, незрелость эмоционально-волевой сферы, высокая эмоциональность, неуравновешенность психики, быстрая утомляемость, педагогическая запущенность, трудности распределения и переключения внимания, конфликтность, низкая мотивация, пониженная познавательная активность.
При этом важно понимать, что работа с такими детьми при преподавании дисциплины географии при использовании методов индивидуального подхода будет способствовать лучшему развитию понимания дисциплины в целом и улучшения мышления и внимания в данной отросли.
Когда педагог разрабатывает ход уроков необходимо брать во внимании индивидуальные особенности каждого ученика. При проведении уроков возможно принятие таких технологий, которые позволяют правильно и эффективно организовывать работу, а именно технология коррекционно-развивающих упражнений, технология опорных сигналов, личностно-ориентированное обучение, информационно-коммуникационные технологии, игровая технология[7]
Все это направлено на применение определенных приемов с точки полного усвоения учебного материала в соответствии с требованиями ФГОС.
Учитывая, что эти учащиеся отличаются низкой учебной мотивацией и пониженной познавательной активностью, большая роль заключается в создание ситуации успеха на уроке, а также подбор таких заданий, которые воспринимаются учащимися как определенная игра с элементами соревнований.
Учащиеся, как показывают источники, довольно сильно вникают и получают удовольствия от процесса. Так же это позволяет поддерживать длительный интерес к изучаемому предмету в течение долгого времени[6].
Для учащихся существует конкретная необходимость в том, что поданный материал должен усваиваться постепенно, при этом так же учитывается подача материала небольшими объемами. В обязательном порядке применения методики частого переключения учеников с одного вида деятельности на иной. В работе с детьми с ограниченными возможностями имеет место применение практической деятельности, а так же направленность учебного материала на их жизненный опыт. Так же хорошо себя зарекомендовал метод поэтапного повторения материала. При этом необходимо использовать материалы обучения с образцами.
Построение конкретной технологии коррекционно-развивающего обучения- сложная проблема, любая технология должна быть нацелена на организацию самостоятельной деятельности учащихся.
При данной организованности учебного материала, познавательная деятельность учеников ориентируется на метод самостоятельного постижения определенных проблем имеющих для них жизненно важный опыт.
В данном случае этот метод учения становиться для них системой видов учебной деятельности, исполнение которых позволит ученикам прийти к новым знаниям и пониманием пройденного материала.
При исполнении любой работы с учащимися девятых классов стоит учитывать особенности их именно физического здоровья. В любом случае при прохождении материала необходимо применение оздоровительных моментов, это могут быть смены деятельности на не длительное время, так же упражнения для глаз в течении нескольких минут что способствует улучшению кровоснабжению глаз.
Так же если мы берем в учет детей с повышенной гиперактивностью и наличием быстрой утомляемости, нам необходимо сменять им тип деятельности каждые пятнадцать минут, в данном случае для них это могут быть физические нагрузки.
Например, встать и показать стороны горизонта или направление параллелей и меридианов. Мимика и жесты без голосового сопровождения способствуют анализу отличительных черт того или иного географического явления[7].
Технология знаково-символического кодирования учебного текста: заключается в выражении смыслового содержания текстов при помощи знаков и символов. Любой учебный текст с помощью специальных знаков (сигналов) трансформируется посредством моделирования кодированных единиц (сигнальных загадок, логических цепочек). В последующем они активно используются учащимися в процессе обучения.
Использование информационных технологий на уроке способствует активизации таких процессов как восприятия, творческих способностей, внимания, мышления, воображения, памяти и познавательных интересов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Сеченов И.М. Избр. Философ. и психол. произведения. М.: Гос. Политическое издательство, 2009 г.
2. Кабанова – Меллер, Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение/Е. Н. Кабанова – Меллер – М.: Педагогика, 2011. – 164 стр.
3. Константинов Н.А. / Педагогическая теория Крупской Н.К., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф., «История педагогики» Просвещение, Москва, 2012 г. - 180с.
4. Алексеев, А. И. География : население и хозяйство России. 9 класс / А. И. Алексеев, В. В. Николина. – Москва : Просвещение, 2007.
5. Дронов, В. П. География России. Население и хозяйство. 9 класс / В. П. Дронов. – Москва : Дрофа, 2006.
6. Атлас. География России. 8 – 9 классы. – Москва : ПКО «Картография», 2004.
7. Маерова, Н. Ю. Уроки географии 8 – 9 классы. Методическое пособие для учителя / Н. Ю. Маерова Москва : Дрофа, 2006.
8. Лифанова, Т. М. География. Рабочие тетради. Учебные пособия для 6, 7, 8, 9 кл. специальных (коррекцион-ных) образовательных учреждений VIII вида / Т. М. Лифанова. — М. : Просвещение, 2012—2014.
9. Лифанова, Т. М. География : учебники с приложением для 6, 7, 8, 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина. — М.: Просвещение, 2012—2014.
10. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения: книга для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А, Б. Орлов. – М.: Просвещение, 2009. –192 с.
11. Финаров, Д.П. Методика обучения географии в школе.: Учебное пособие для студентов вузов [Текст]/Д. П. Финаров. - М.: АСТ: Астрель, Хранитель, 2007. - 382 с.
12. Рабочая программа по географии серии «Полярная звезда»; авторы А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина, С.И. Болысов и Г.Ю. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2020. – 42 с.
13. Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. География. Россия. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2014. – 243 с.