Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) говорит о необходимости развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Современное общество требует от человека оригинальных и инновационных идей, которые по своей сущности не были бы однотипными и привычными в действии, а все больше приобретали подвижность и гибкость в процессе мышления, а также имели творческий подход в решении большого количества проблем.
Творческие способности важно и нужно изучать в дошкольном возрасте ведь для успешного развития ребенка важно вовремя раскрыть и развивать способности присущие определенному ребенку.
В.А. Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, который питает источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобразительности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка» . Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.
Важнейшей предпосылкой полноценного творческого развития личности ребенка является беспрепятственный диалог различных культур. Но чтобы понять национальную душу соседствующего народа, мало иметь представление о его обычаях и традициях, укладе жизни, фольклоре и литературе, нужно, прежде всего, познать и почувствовать наследие своего собственного народа. Родная культура народа – эта та база, на которую необходимо опираться при воспитании детей. Народная культура проявляется в колыбельных и игровых песнях, игрушках, детской одежде, подвижных играх, фольклоре и во многих других элементах народной поэзии и прежде всего в сказках.
Целью данной работы является рассмотрение темы развития творческих способностей посредством приобщения детей к декоративно- прикладному искусству во внеурочной деятельности.
Задачи:
- описать сущность творчества;
- рассмотреть понятие творческих способностей в педагогических исследованиях;
- изучить декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей;
- рассмотреть особенности внеурочной деятельности;
- проанализировать организацию занятий декоративно-прикладным искусством во внеурочной деятельности: формы, методы;
- изучить содержание курса внеурочной деятельности 5-6 класс (34 ч.) приобщения детей к декоративно-прикладному творчеству.
Объект исследования – творческие способности детей. Предмет исследования – развитие творческих способностей детей в ракурсе приобщения их к декоративно-прикладному искусству.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
1.1 Сущность творчества
Когда мы противопоставляет друг другу творчество не «нетворчество», то мы имеем в виду категории продуктивности и непродуктивности. Творчество – это деятельность продуктивная, творчество производит качественное новое. Репродуктивная деятельность воспроизводит уже известное. Различие между творчеством и нетворчеством относительно, поскольку нет такой полностью оригинальной деятельности.
Творчество обладает такими признаками, как полезность и новизна, или оригинальность.
При чем полезность не является специфическим признаком творчества. Полезность характерна и для репродуктивной деятельности. Но недооценка полезности может ликвидировать и творчество в том числе.
Новизна, или оригинальность, является специфическим признаком творчества. Но новизна – это не цель творчества.
Итак, творчество представляет собой деятельность людей, которая порождает новые ценности в материальном и духовном мире.
Сам термин «творчество» содержит существенный момент специфики человеческого отношения к действительности. Творчество – это социальная форма отражения. Творчество представляет собой социальное явление, которое немыслимо без социума. Человек способен проявлять творческое отношение во всех сферах своей жизни, всегда. Творчество есть существенная часть качественной определенности индивида.
Иногда творчество делят на низшие формы, говорят о творчестве в природе и человеческом творчестве. Творчество является важным условием развития материи, формирования ее новых форм. Меняется форма – меняется и творчество. Творчество является механизмом продуктивного развития. Творчество находится там, где есть движение от низшего к высшему.
Творчество – это духовная и материальная активность субъекта. Активность как разума человека, так и его рук. Творчество является субъективным процессом. Творчество воплощает в себе как действия отдельного человека, так и весь коллектив. Творчество представляет собой совокупность материальных, духовных, рациональных и эмоциональных характеристик . Только индивид способен трансформировать материальное в идеальное. Только человек действует в соответствии с достигнутыми знаниями и направлен на достижение конкретной цели.
Творчество – это субъективное отражение состояния и многосторонней активности субъекта, итогов активности этого субъекта. Осознание – это развитие сознания.
Творчество – это сознательный процесс, оно есть деятельность сознания. Но не всегда творчество чисто рационально. Вещи можно познавать с эмоциями. Творчество связано с большим напряжением умственно-логических способностей человека. Творчество связано с сильными эмоциями, с разочарованием, вдохновением, с муками радостями. Творчество – это вдохновенная деятельность, это психическое напряжение и, вместе с тем, чувство удовлетворения и стимул для дальнейшего творения.
Творчество говорит о постоянном развитии творения и совершенствовании творца.
Творчество субъективно трансформирует наличное. Творчество делает нечто из ничего. Как правило, человек обычно просто трансформирует то, что уже существует. Например, плотник, изготовляя стол, берет для этого дерево. Но он не творит. Артист трансформирует материю. Он берет энергию и освобождает ее. Но этой деятельностью он дает вещам определение, которым они не обладали. Вещи изменяются, приобретают другие формы.
Творческое формирование качественно новых ценностей – это всегда количественная подготовка существующих данностей. Творчество заключается в трансформации наличного, в субъективном создании уже существующего. Кончик пера является орудием мозга. В творчестве субъект выражает свою сущность, творец создает и сам себя в процессе творчества. Человек-творец живет в самом своем творении. Творение это – вторая природа творца, его сущность.
Естественно, что в творчестве человека не трансформирует наличное произвольно, без того, чтобы соблюдались конкретные требования, принципы и правила. Человек воссоздает свои творческие возможности, применяя всевозможные средства и правила. Например, широко применяются средства аналогии. Творчество всегда включает в себя часть подражания. Но не следует преувеличивать роль аналогии, иначе это приведет к отрицанию того, что творчество существует на самом деле. Если что-то создано по подобию, оно уже не обладает новизной. Творчество не сводится к имитации и плагиату. Творчество целенаправленно формирует и создает что-то качественно новое, оригинальное .
Новое в разных формах и видах творчества разный и изменяется.
Творчество – это такая деятельность субъекта, которая характеризуется при помощи терминов «открытие», «поиск». Субъект творчества ищет наличное, при помощи трансформации которого он может осуществить свои идеи, формировать то, чего нет в субъективной реальности. Субъект творчества ищет способы, методы и формы для того, чтобы трансформировать наличное.
Типичная форма творческого процесса – изобретательство, открытие и изобретение. Каждый крупный этап в творчестве - это открытие нового.
Открытие – это одна из базовых характеристик жизни. Живые существа постоянно открывают неизвестные формы, для того, чтобы адаптироваться к новым условиям жизни.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Ауштрас Н., Познавательная, игровая деятельность и другие ее виды // Воспитание школьников. — 2021. — № 5. — С. 31-32
2) Богоявленская Д. Б., Теория творчества Я. А. Пономарева // Вопросы философии. — 2020. — № 5. — С. 129-139.
3) Ермакова Е. В., Эстетическое воспитание школьников в процессе обучения естественно-научным дисциплинам (на примере физики) // Школьные технологии. — 2021. — № 1. — С. 57-67
4) Ермолаева Л. К., О концепции краеведческого образования петербургских школьников // Преподавание истории в школе. — 2021. — № 3. — С. 85-90.
5) Ильичев Е. М., Пути формирования эстетического интереса подростков к урокам музыки и внеурочной деятельности в контексте современного информационного пространства // Учитель музыки. — 2021. — № 3. — С. 33-35.
6) Коллер Н. В., Коллективное обучение на основе индивидуальных программ: погружение во внеурочную деятельность в начальной школе // Школьные технологии. — 2021. — № 3. — С. 98-107
7) Комарова И. И., Развитие творческих способностей личности: К 90-летию Т. С. Комаровой // Педагогическое образование и наука. — 2021. — № 4. — С. 13-17.
8) Кравченко С. А., Реализация игровой технологии в рамках внеурочной деятельности // География и экология в школе XXI века. — 2021. — № 9. — С. 51-53, 76.
9) Кузьменко С. И., Метод фасилитации для современного взаимодействия семьи и школы во внеурочной деятельности младших школьников // Социальная педагогика. — 2021. — № 1. — С. 67-70.
10) Куракина И. И., Начальные этапы и истоки становления теории народного искусства // Обсерватория культуры: журнал-обозрение. — 2021. — Т. 18, № 5 (сентябрь-октябрь). — С. 538-540
11) Леонович Е. Н., Подготовка учителя к организации творческой деятельности младших школьников // Среднее профессиональное образование. — 2019. — № 1. — С. 40-45
12) Морозова А. К., Развитие творческого потенциала обучающихся в системе дополнительного образования // Поем, танцуем и рисуем. — 2022. — № 4. — С. 2-8
13) Мухин М. И., В. А. Сухомлинский и его время // Воспитание школьников. — 2018. — № 1. — С. 65-70
14) Покачева М. А., Организация творческого досуга во внеурочной деятельности // Классный руководитель. — 2021. — № 5. — С. 82-88
15) Серовайская Д. Е., Творческие способности: методы и приемы их развития при обучении биологии // Биология в школе. — 2021. — № 6. — С. 18-24.
16) Смола С. Е., Включение учащихся в творческую деятельность на внеурочных занятиях // Начальная школа. — 2020. — № 1. — С. 51.
17) Соломенникова О. А., Формирование эстетического отношения к действительности у детей дошкольного возраста в условиях реализации программы "Радость творчества" // Педагогическое образование и наука. — 2021. — № 4. — С. 60-63
18) Тигров В. П., Развитие творческих способностей дошкольников и учащихся начальных классов // Школа и производство. — 2021. — № 4. — С. 50-53
19) Федеральные государственные образовательные стандарты, дополнительные профессиональные программы" (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142304/ (дата обращения 25.06.2022)
20) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897)// https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения 25.06.2022)
21) Хлупнова Е. В., Стиль как реальный феномен культуры // Актуальные проблемы современной науки. — 2018. — № 2 (99). — С. 166-170 :