Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Рациональная организация контроля состояния расчетов способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнению обязательств по оказанию работ и услуг в полном объеме, повышению ответственности за соблюдение платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженностей, ускорению оборачиваемости денежных средств и, следовательно, улучшению финансового состояния организации. СОШ необходимо обеспечивать четкий бюджетный учет любых расчетов. С помощью контрольных действий бухгалтерской службы учреждений возможно обеспечивать более эффективное использование своих ресурсов, а также не допускать нарушения действующего законодательства РФ и санкций со стороны контролирующих органов.
Таким образом, не все аспекты исследуемой проблемы решены, некоторые требуют детализации, научной доработки, обоснования для практического применения, указанные обстоятельства обусловили выбор темы исследования, его цель и задачи.
Целью выполнение дипломной работы является исследование организации учета расчетов с разными дебиторами и кредиторами и пути его совершенствования, выявление недостатков и на его основе разработка путей его совершенствования (улучшение).
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты бухгалтерского учета кредитов и займов;
- рассмотреть организационно - правовую и экономическую характеристику;
- изучить современное состояние организации учета в МОБУ СОШ №1;
- выявить недостатки учета расчетов с разными дебиторами и кредиторами в МОБУ СОШ №1;
- разработать пути улучшения учета в МОБУ СОШ №1
Объект исследования: МОБУ СОШ №1.
Предмет исследования: учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами.
Степень разработанности проблемы. Исследованию проблем бухгалтерского учета организации посвящены многочисленные труды российских и зарубежных ученых, как прошлых столетий, так и настоящего времени, в частности: А.А. Асманова, В.Р.Захарьин, В. В. Патров, Т.А. Полущку, С.В. Сивец, И.Н. Колчина, И.Р. Коновалова, Л.П. Курочкина, Г.А. Маклева, Е.А. Мизиковский и др.
Информационную базу исследования составили материалы ведомственной и бухгалтерской отчетности, периодические издания, нормативно-правовые документы РФ и РБ, были использованы данные годовых отчетов за 2018 - 2019 года, а также информация из документов первичного и сводного бухгалтерского учета, положений нормативных актов по организации и ведению учета в данной организации.
В процессе изучения и обработки материалов применялись следующие методы экономических исследований: анализа и синтез экономической информации, аналитического, табличного методов и сравнительного анализа и др.
1 Теоретические аспекты бухгалтерского учета кредитов и займов
1.1 Нормативно-правовое обеспечение учета
Бюджетные учреждения в соответствии с законодательством «О бухгалтерском учете» от 06.12. 2011 № 402-ФЗ (ред. от 26.07.2019 г.) обязаны вести бухгалтерский учет. Система нормативно-правового регулирования и ведения бухгалтерского учета в организациях обусловлена законодательством о бюджетном устройстве и спецификой ее деятельности.
В настоящее время сформирована четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России.
Первый уровень (законодательный) – Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 04.12.2011 г. № 402-ФЗ, другие законы, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации по вопросам бухгалтерского учета.
Второй уровень (нормативный) – положения по бухгалтерскому учету.
Третий уровень (методический) – методические указания, инструкции, план счетов, рекомендации и иные аналогичные им документы.
Четвертый уровень (организационный или учетная политика организации) – рабочие документы организации, формирующие учетную политику в методическом, техническом, налоговом и организационном аспектах, другие рабочие документы организации.
Рассмотрим более подробно уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ:
– Законодательный уровень – относятся законодательные акты, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ.
– Бюджетный кодекс РФ действует на всей территории РФ и устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, определяет группировку доходов и расходов, а также источников финансирования дефицита бюджетов бюджетной системы России. Определяет полномочия по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета.
– Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12. 2011 № 402-ФЗ (ред. От 26.07.2019 г.) устанавливает единые требования к ведению бухгалтерского учета
В законодательстве «О бухгалтерском учете» даны понятия «нормативно-правовые акты» и представлен их перечень в том числе и для бюджетных организаций:
1. Отраслевые и федеральные стандарты;
2. Рекомендации в сфере бухгалтерского учета;
3. Стандарты предприятий, которые предназначены для организации и ведения бухгалтерского учета. Нормативный включает в себя правовые акты Министерства финансов РФ, регулирующие бухгалтерский учет в секторе государственного управления [2].
В бухгалтерском учете основным нормативным документом, устанавливающим правила формирования информации о затратах и операциях по полученным заемным средствам, является Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» ПБУ 15/2008, утвержденное Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 107н. Необходимо выделить основные правила, которыми следует руководствоваться организации в процессе учета займов и кредитов:
1. В бухгалтерском учете основную сумму обязательств по полученному кредиту или займу следует отражать как кредиторскую задолженность. Погашение этой суммы отражается в учете как уменьшение кредиторской задолженности. Сумма обязательств определяется в соответствие с условиями договора, однако на практике встречаются случаи, когда указанная в договоре сумма разбивается на несколько частей. На этот счет в ПБУ 15/2008 предусмотрено следующее: «В случае неисполнения или неполного исполнения займодавцем договора займа (кредитного договора) организация-заемщик раскрывает в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности информацию о суммах займов (кредитов), недополученных по сравнению с условиями договора займа (кредитного договора)» [2].
Поэтому при возникновении такой ситуации необходимо отразить в пояснениях к отчетности следующую информацию:
– сумму кредита (займа), установленную в договоре займа (кредитном договоре);
– недополученные по сравнению с условиями договора суммы займа (кредита);
– причины отклонений.
2. Расходы, связанные с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам, отражаются в том периоде, к которому они относятся, и признаются прочими расходами (кроме части, подлежащей включению в стоимость инвестиционного актива) равномерно и независимо от условий предоставления займа (кредита). Перечень расходов, связанных с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам, составленный на основе ПБУ 15/2008, включает:
– проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору);
– дополнительные расходы по займам. Дополнительными расходами по займам являются:
– суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги;
– суммы, уплачиваемые за экспертизу договора займа (кредитного договора);
– иные расходы, непосредственно связанные с получением займов (кредитов).
Если стороны не определили условия ежемесячного начисления процентов в кредитном договоре, то выбранный организацией способ включения процентов подлежит обязательному отражению в учетной политике. Целесообразно установить такой механизм включения процентов, чтобы в учете хозяйственных операций не появились отклонения при отражении ежемесячно начисляемых процентов [6].
3. ПБУ 15/2008 определяет инвестиционный актив как имущество, подготовка к использованию и введению в эксплуатацию которого требует длительного времени и существенных расходов. К такому имуществу можно отнести объекты незавершенного строительства и производства, которые в будущем будут приняты организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, нематериальных активов или других внеоборотных активов. Поскольку нормативным документом не устанавливается критерий существенности расходов и какой промежуток времени признается длительным, организация самостоятельно устанавливает данные критерии с учетом специфики деятельности и необходимых для ее осуществления внеоборотных активов.
4. Расходы, включаемые в стоимость инвестиционного актива – это проценты к уплате кредитору, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и (или) строительством актива.
ПБУ 15/2008 устанавливает, что проценты, формирующие стоимость инвестиционного актива, как и относящиеся к прочим расходам, включаются в его стоимость равномерно, в большинстве случаев независимо от условий договора. Договором займа (кредита) может быть предусмотрен отличный от данного способ отнесения процентов на стоимость объекта, тогда заемщик действует в соответствие с условиями договора в том случае, если такое включение существенно не отличается от равномерного включения [2]. Для включения процентов по займу в состав инвестиционного объекта необходимо выполнение следующих условий:
– расходы по приобретению, сооружению и (или) изготовлению инвестиционного актива подлежат признанию в бухгалтерском учете;
– расходы по займам, связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением инвестиционного актива, подлежат признанию в бухгалтерском учете;
– работы по приобретению, сооружению и (или) изготовлению инвестиционного актива уже начаты.
Такие расходы подлежат уменьшению на величину доходов, получаемых от их использования в качестве долгосрочных или краткосрочных финансовых вложений. В случае временной приостановки работ над инвестиционным активом на период более трех месяцев, проценты по займам включаются в состав прочих расходов с первого дня месяца, следующего за месяцем начала такой приостановки.
5. Информация о состоянии кредитов и займов, полученных организацией, отражается в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н. Для учета краткосрочных займов и кредитов, полученных организацией, применяется синтетический счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», а для учета долгосрочных
– синтетический счет 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» [1]. К ним открываются субсчета по видам заемных средств, содержание которых организация может уточнять, исключать и объединять по своему усмотрению, а также дополнять новыми уже имеющиеся субсчета. Для целей оптимизации учета и предоставления в более удобном виде пользователям бухгалтерской отчетности необходимой им для принятия решений информации, к счетам 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» можно открывать следующие субсчета: – по видам расходов по кредитам и займам;
– по основной сумме обязательств по заемным средствам. Как уже отмечалось ранее, ПБУ 15/2008 устанавливает, что организации обязаны отражать суммы расходов по кредитам и займам отдельно от основной суммы долга.
С 2019 года действуют следующие стандарты:
1. Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора»»;
2. Приказ Минфина России от 30.12.2017 № 274н (зарегистрировано в Минюсте России от18.05.2018 № 51123) «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения ошибки»» [3];
3. Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 № 19452) [4]. Акты Министерства финансов РФ (нормативные, правовые и методические) издаются и принимаются в виде приказов. Методический уровень характеризуется правовыми актами, издаваемые финансовыми органами, осуществляющими исполнение федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ, а также местных бюджетов по вопросам бюджетного учета:
1. Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» [5].
2. Указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателя.
3. Письмо Минфина России от 01.04.2016 № 02-06-07/19436 «О порядке учета бюджетными и автономными учреждениями субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания и остатков не использованных субсидий, подлежащих возврату в бюджет».
Организационный уровень включает в себя документы, которые разрабатываются предприятиями и определяют ведение бухгалтерского учета по конкретным видам имущества, обязательствам, хозяйственным операциям и т.д. К ним можно отнести документы организаций для внутреннего пользования, утверждаемые руководителем предприятия. Основным нормативным документом на данном уровне является учетная политика организации. В учетной политике организации составленной в соответствии с действующим законодательством необходимо прописать следующие аспекты:
1. Форма бухгалтерского учета;
2. Отраслевые особенности финансово-хозяйственной деятельности организации;
3. Способы начисления амортизации, которые применяются в организации;
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. План счетов бухгалтерского учета финансовохозяйственной деятельности и Инструкция по его применению. [утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.2000 №94н] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» – Электрон. текст. данные.
2. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008). [утверждено приказом Минфина РФ от 06.10.2008 №107н] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) // Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. № 31. Ст. 3823.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 05.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 29.01.1996. № 5. Ст. 410.
5. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академических наук, государственных (муниципальных) учреждения и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 №157н.
6. Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации: приказ Минфина России от 21.12.2011 №180н.
7. Аварский, Н.Д. Бухгалтерский учёт и анализ. - Орел: Орловский ГАУ, 2016. 244 с.
8. Агарков, М. М.Бухгалтерский учет. Курс лекций / М. М. Агарков М.: Издательство БЕК, 2015. 789 с.
9. Акимов, О.Ю. Бухгалтерский учет: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. / О.Ю. Акимов, Н.А. Соломатин. М.: Финансы и статистика, 2015. 192с
10. Алексеева, М.М. Планирование деятельности фирмы / М.М. Алексеева М.: Финансы и статистика, 2015 248 с.
11. Анфиногенова, Е.И. Об особенностях учета результатов инвентаризации расчетов с контрагентами // Инновационное реформирование экономики и общества в условиях глобальной нестабильности: мат. II Междунар. науч.-практ. конф. (г. Саратов, 18 апреля 2016 г.). Саратов: ИИРПК, 2016. С. 8-14.
12. Аукина, А.И., Гарчук-Иванча Н.Г., Дуденков Д.А. Проблемы учета оружия в учреждениях силовых ведомств // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017. № 3 (67). С. 145-147.
13. Бабкин А.В. (ред.) Формирование цифровой экономики и промышленности: новые вызовы. Монография. — СПб.: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2018. — 660 с.
14. Баевская, С. С. Профессиональные информационные системы в сфере бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях // Молодой ученый. —2016. №5. С. 285-288
15. Васильева Н. Королева. Лизинговые операции: отражение и исправление ошибок в бухгалтерском учете/Н. В Королева.// Современный бехучет.– 2019. № 11. С.29-32.
16. Вифлеемский, А.Б. Бухгалтерский учет в образовательных учреждениях и централизованных бухгалтериях / А.Б. Вифлеемский. - М.: Народное образование, 2016. - 356 c.
17. Евстратова И.В. Корректировка дебиторской задолженности// Бухгалтерский учет. 2016. №2. С.23-27
18. Завьялов К. //Современный бехучет.2016. № 6. С.41-43
19. Государство и бизнес. Экосистема Цифровой экономики. Том 2. Материалы XI Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 24-26 апреля 2019 г. — Северо-Западный институт управления РАНХиГС при Президенте РФ. — 388 c.
20. Ильина О.П.: «Информационные технологии бухгалтерского учета»; Питер, 2015. 688 с
21. Капустина, Ю.А. Бухгалтерский финансовый учёт. Курс лекций. Екатеринбург: УГЛТУ, 2017. 208 с.
22. Карзаева Н.Н. Влияние рисков бизнеса на оценку дебиторской задолженности // Бухучет. 2017. №4. С 8-13
23. Коблова Г.И., Аукина А.И., Никорюкин А.В. Бюджетный учёт в правоохранительных органах. Учебное пособие. Саратов: ССЭИ РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2019. 132 с.
24. Керимов, В.Э. Бухгалтерский учет. Учебник для бакалавров. 6-е изд., изм. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К°, 2015. 584 с.
25. Кузнецова, О.Н., Мишина М.Ю. Бухгалтерский учет и анализ: перспективы для малого бизнеса // Вестник Брянского государственного университета. 2015. № 2. С. 338-342.
26. Латыпова Л.С. как избавиться от зависшей дебиторкой задолженности//Бухгалтерский учет, отчетность и экономический анализ: материалы 6 Всероссийской студенческой научной конференции «Студент наука» / Под редакцией д.э.н., проф. Г.А.Хабирова.-Уфа:Башкирский ГАУ, 2019. С.150-152
27. Мельникова Л. А., Рубцова Ю.В. Учет и анализ дебиторской задолженности // Современный бухучет. 2017. № 5. С. 3–12
28. Молодой учёный 2018 №49 (235), декабрь-1
29. Орлова Е. Специальные сроки хранения документов в налоговых целях // Налоговый вестник. 2016. №12. С. 46-55.
30. Пилипенко В.И. Федеральные стандарты бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора: рекомендации к применению. СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2018. — 69 с.
31. Плотникловам В.В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие /В.И. Бариленко. - М.: Форум, 2015. - 464 с
32. Панков В.В. Экономический анализ: учебное пособие - М.: Магистр: ИНФРА-М., 2016г. - 624 с.
33. Панченко Т.М. Займы и кредиты: бухгалтерский учет и налогообложение: учебное пособие / Под . ред. - М.: Форум, 2017. – 464 с.
34. Пузанкевич О. А. Финансы и финансовый менеджмент: учеб. -метод. пособие / О. А. Пузанкевич. - Минск : БГЭУ, 2015.- 139с.
35. Ремизова О. Н. Инвентаризация как метод проверки достоверности данных бухгалтерского учета на предприятии //Современный бухучет.2016. № 1. С. 7–14.
36. Савина Е. когда признавать в учете проценты, дебиторку, недостачу и другие опасные расходы // Главбух. 2017. № 6. С.40-47.
37. Сластихина Л.В. Бухгалтерский учет в автономных, бюджетных, казенных учреждениях. Учебное пособие — Сыктывкар: Сыктывкарский лесной институт (СЛИ), 2018. — 256 с.
38. Усатова Л.В. Управление затратами предприятий, факторы их формирования и типология в системе управленческого учета//Управ-ленческий учет. 2018. С. 47.
39. Филатова Р.В. Учет дебиторской и кредиторской задолженностей в строительных организациях//Бухгалтерский. 2015. № 2. С. 25-27
40. Фомичева Л.П. Трансформация финансовой отчетности в соответствии с требованиями //Бухгалтерский учет. 2016. № 2. С. 13–22.
41. Юлбарисова А.Р. Дебиторская задолженность- отрицательный показатель//Бухгалтерский учет, отчетность и экономический анализ: материалы 6 Всероссийской студенческой научной конференции «Студент наука» / Под редакцией д.э.н., проф. Г.А.Хабирова.-Уфа:Башкирский ГАУ, 2015. С.272-274
42. Бюджетные организации (январь 2020). - https://jurkomp.ru/2020/02/03/byudzhetnye-organizacii-yanvar-2020/