Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На современном этапе развития рыночных отношений каждая компания стремится занять лидирующую позицию, стараясь наиболее эффективно удовлетворить запросы и завоевать признание потребителей, в результате во многих сферах деятельности происходит ужесточение конкуренции. Разработка, создание и продвижение положительного имиджа организации является основным фактором повышения конкурентоспособности предприятия, выделяющим его на фоне остальных совокупных факторов посредством донесения до целевой аудитории представлений о конкурентных преимуществах компании.
Глава 1. Теоретические основы оценки эффективности менеджмента организации с целью формирования положительного имиджа компании
1.1 Понятие имиджа и его роль в деятельности организации
Современные экономические условия характеризуются высокой рыночной конкуренцией, в связи с этим каждая организация стремится укрепить свои позиции, используя воздействие на общественное мнение посредством самопрезентации, направленной на развитие положительного имиджа.
В настоящее время проблема имиджа привлекает все большее внимания ученых. По своей природе являясь универсальным, имидж применяется к любому социально значимому объекту: к человеку, организации (корпоративный имидж), социальной позиции (имидж политического деятеля), профессии (имидж врача), к образованию (имидж выпускника МГУ). Следует отметить, что имидж также можно применить к торговой марке («РотФронт»), к предметам (имидж бриллианта), к отдельным потребительским характеристикам материальных объектов (имидж качества) [3, с. 45].
Таким образом, имидж – это некий образ, который складывается в сознании индивидуума о социальном объекте, предприятии либо в отношении определенного лица и содержит в себе большой объем эмоционально окрашенной информации об объекте восприятия и побуждает к определенному социальному поведению [6, с. 44].
Согласно рисунку, существует четыре функции имиджа:
1. Коммуникативная функция
Основной целью данной функции является гармонизация отношений с общественностью. В свою очередь коммуникативная функция включает:
– функцию идентификации
Которая заключается в том, что информация об объекте должна быть представлена таким образом, чтобы человек смог ее считать в наиболее короткий срок по ключевым параметрам [11, с. 76].
– функцию идеализации
Данная функция обеспечивает режим наибольшего восприятия образа объекта, а также возможность проецирования определенных характеристик объекта, которые выступают в качестве наиболее предпочтительных для конкретной целевой аудитории [11, с. 78].
– функцию противопоставления
В основе данной функции лежит своеобразная подготовка почвы для формирования положительного образа определенного объекта. Основным способом противопоставления является сравнение объекта с его конкурентом и выделение на его фоне своих конкурентных преимуществ. Наиболее чаще данная функция используется в предвыборных компаниях [11, с. 80].
2. Номинативная функция
Основная задача данной функции – выделение объекта среди идентичных, посредством демонстрации его отличительных качеств, подчеркивая достоинства.
3. Эстетическая функция
Включает элементы стиля и привлекательности, посредством которых облагораживается впечатление об объекте. Если дело касается лидера, то данная функция выступает в качестве активного позиционирования своих личностных качеств (привлекательность, спортивность).
4. Адресная
1.2 Организационная культура предприятия и ее влияние на имидж компании
Культура организации — не только формально принятый дресс-код, вежливость в общении и стиль оформления рабочего пространства, это гораздо более широкое понятие. Культура определяет, что сотрудники считают правильным, а что — неприемлемым, как общаются, принимают решения, разрешают конфликты.
Организационная культура выполняет две основные функции:
• внутренней интеграции: осуществляет внутреннюю интеграцию членов организации таким образом, что они знают, как им следует взаимодействовать друг с другом;
• внешней адаптации: помогает организации адаптироваться к внешней среде.
Имидж занимает ключевое место в конкурентоспособности организации, так как от репутации компании напрямую зависит популярность ее услуг и продукции среди покупателей. Чтобы иметь представление каким образом имидж влияет на конкурентоспособность организации, необходимо с периодичностью один раз в год проводить оценку имиджа и его степень влияния на конкурентоспособность организации.
Для управления имиджем предприятия, следует произвести отбор более значимых факторов и регулярно осуществлять мониторинг этих параметров. На основе изучения рынка и своих возможностей устанавливаются конкурентные преимущества имиджевой политики организации.
Для того чтобы провести оценку конкурентоспособности имиджа организации необходимо опираться на характер данных, взятых для проведения оценки.
В настоящее время оценку имиджа организации проводят по нескольким критериям, которые зависят от направленности формирования имиджа. Как правило, за основу берутся следующие факторы:
– имидж в глазах потребителей;
– имидж организации по отношению к конкурентам;
– имидж организации по отношению к сотрудникам;
– имидж организации по отношению к государственным органам.
Наиболее распространенным при оценке имиджа организации является метод интервью, при котором проводится экспертный опрос посредством анкетирования, в котором респондентам предлагается оценить представленные в анкете факторы имиджа по пятибалльной шкале по степени важности. Используя метод интервью для опроса потребителей, оценивается их отношение к предприятию и их мотивы влияющие на процесс покупки согласно четырем критериям:
1. Оригинальность (отличие от конкурентов).
2. Интрига (ситуация, вызывающая интерес).
3. Восприятие (воздействие на 5 чувств).
4. Комфорт (атмосфера при совершении покупки).
Единичные показатели ценностных характеристик оцениваются в баллах.
Глава 2. Анализ степени влияния организационной культуры ООО «FRANK» на формирование имиджа предприятия
2.1 Организационно-экономические характеристики предприятия
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, на основании коллективного договора участников, 27.05.2015 года было создано общество с ограниченной ответственностью «FRANK». Предприятие осуществляет свою деятельность на территории Санкт-Петербурга и Москвы и имеет полный пакет документов, необходимый для ведения хозяйственной деятельности (см. таблицу 2), а также уставной капитал, который стал для предприятия первоначальной имущественной базой.
Учредительные документы ООО «FRANK» - учредительный договор и Устав общества. Устав ООО «FRANK» полностью соответствует требованиям ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». ООО «FRANK» вправе открывать банковские счета, выступать истцом в суде; имеет круглую печать с указанием на русском языке наименования и места нахождения общества, штампы и бланки со своим наименованием. Общество ведет бухгалтерский учет в соответствии с законодательством Российской Федерации, использует упрощенную систему налогообложения. ООО «FRANK» имеет обособленные подразделения, находящиеся по адресу г. Санкт-Петербург, ул. Рубинштейна 39; Московский проспект 175.
Согласно Уставу, основным видом деятельности ООО «FRANK» является деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания. Предприятие также вправе осуществлять следующие виды деятельности:
– деятельность кафе и ресторанов с полным ресторанным обслуживанием.
– деятельность ресторанов и баров по обеспечению питанием в железнодорожных вагонах-ресторанах и на судах.
– подача напитков.
Интерьер помещений для потребителей выполнен в консервативном стиле, присутствует тематическая направленность, зал оформлен в черно-белых тонах, основной материал оформления – дерево. На каждом столе присутствуют салфетки, набор специй, кнопка вызова официанта. Мебель в зале расставлена с учетом требований квадратуры на одно посадочное место, используются 2-х и 4-х местные столы прямоугольной формы.
2.2 Оценка имиджа ООО «FRANK»
Отрасль общественного питания и сфера оказываемых в ней услуг, имеют специфические особенности в порядке осуществления производственного процесса, в свойствах готовой продукции, в отношениях между поставщиками и потребителями. Поэтому в оценке эффективности деятельности предприятия и его конкурентоспособности большую роль играет оценка имиджа компании.
В процессе анализа и изучения особенностей формирования имиджа и его роли в деятельности организации были определены следующие критерии его оценки:
– Имидж предприятия со стороны потребителей.
– Внутренний имидж предприятия.
Согласно данным таблицы, сегментирование потребителей ООО «FRANK» проводится по ряду признаков, каждый сегмент потребителей выдвигает определенные требования к ресторану.
Проведем оценку имиджа ресторана со стороны потребителей при помощи метода экспертных оценок. Согласно плану исследования, второй этап включал в себя опрос клиентов ООО «FRANK», который производился с помощью анкетирования. Анкета содержала ряд вопросов, характеризующих отношение респондентов к предприятию и их мотивы, влияющие на процесс выбора ресторана (см. приложение 2), оценка проводилась по четырем критериям.
Перед опросом респонденты были поделены на три целевые группы (равное количество человек): высокодоходные, среднедоходные, низкодоходные потребители. Объем общей целевой выборки составил 60 человек, среди которых 75% женщин и 25% мужчин. По возрастной группе респонденты разделились на: 30-39 лет – 75%; 40-69 лет – 15%; 20-29 лет – 10%. По срокам приверженности к ресторану 20% респондентов несколько раз посещали ресторан «FRANK» в течение года, 50% - посещали ресторан в течение трех лет и 30% - впервые воспользовались услугами ООО «FRANK».
2.3. Мероприятия по улучшению имиджа ООО «FRANK» в целях повышения конкурентоспособности предприятия
Проведенное исследование выявило ряд недостатков в имиджевой политике ООО «FRANK», которые на текущий момент оказывают негативное влияние на конкурентоспособность компании. Анкетирование потребителей выявило недостатки внешнего имиджа компании, в свою очередь, опрос сотрудников показал недостаточно проработанную внутреннюю имиджевую политику ресторана.
Для формирования положительного имиджа в глазах потребителей и партнеров, компании необходимо придерживаться фирменного стиля, в основе которого будет использован логотип ООО «FRANK». Логотип необходимо размещать на всех носителях фирменного стиля:
– печатной рекламе;
– PR-средствах (при оформлении зала, в журналах и т.д.);
– сувенирной рекламе (блокноты, авторучки, календари);
– элементах делопроизводства (фирменные бланки, конверты, записные книжки, ежедневники и т.д.);
– документах и удостоверениях (бейджи, пропуска);
– уличные носители (фирменный вымпел, рекламные флаги и т.д.).
Также в качестве формирования положительного внешнего имиджа необходимо тщательно проработать сайт ресторана, в наполнение которого необходимо включить информацию о компании, которая будет отражать основные цели ресторана и его миссию, новости, акции, статьи, посвященные деятельности ресторана, а также его проектах и партнерах.
Повышение эффективности деятельности по стимулированию продаж.
ООО «FRANK» эффективно использует рекламу в интернете, но остальная реклама и другие методы стимулирования продаж не приносят ожидаемого эффекта. В связи с этим рекомендуется на ежегодной выставке «Экспофуд» организовать PR-акцию, которая будет включать в себя презентацию коронных блюд от шеф-повара при помощи видео материалов и дегустационных порций. Посетителям выставки, входящим в целевую аудиторию ООО «FRANK» представитель ресторана должен рассказать о достоинствах будущих блюд, и презентовать дегустационную порцию, а также отдать информационный буклет с предложениями ресторана, скидками и действующими акциями.
2.4. Расчет социально – экономической эффективности предложенных мероприятий
Согласно схеме, оценка эффективности проекта происходит согласно анализу, выполненному по следующему плану:
1. Результат – что получит предприятие после внедрения проекта;
2. Качество – насколько качественным будет результат;
3. Время – количество времени, затраченное на достижение результата;
4. Стоимость – затраты для достижения результата.
5. Риски – насколько можно быть уверенным в прибыльности проекта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Организационную культуру компании составляют ценности и модели поведения на рабочем месте. Сейчас культура играет как никогда важную роль в жизни сотрудников и влияет на продуктивность работы на всех уровнях. На основании проработки теоретического материала проведен анализ влияния имиджа ООО «FRANK» на конкурентоспособность предприятия, предложены рекомендации, направленные на улучшение имиджа ООО «FRANK» в целях повышения конкурентоспособности предприятия.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. ГОСТ Р 50763-2007 «Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия» [Текст]. – Введ.2007-08-03 – М.: Изд-во стандартов, 2007 – VI, 45с.
2. ГОСТ Р 50762-2007 «Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания» [Текст]. – Введ.2007-07-01 – М.: Изд-во стандартов, 2007 – V, 30 с.
3. Дубровин И.А. Бизнес – процессы на предприятии общественного питания: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2015. – 384 с.
4. Елисеева И.И. Общая теория анализа рыночных возможностей. – М.: ЭСКМО 2015. – 127 с.
5. Зазыкин В.Г. Имидж организации. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2017. – 176 с.
6. Исаков Т.Г. Имидж организации. – М.: ЭСКМО 2017. – 127 с.
7. Калашников А.Ю. Кафе, бары, рестораны: организация, практика. – М.: ЭСКМО, 2015. – 112 с.
8. Константинов В.А. Обслуживание на предприятиях общественного питания. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 495 с.
9. Котлер Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии. / Перевод с англ языка Гольдича В.А. и Оганесовой В.А. Науч. редактор Соловьёв Б.А. – М.: Изд. АСТ, 2019. – 272 с.
10. Лобачев З.Д. Российский рынок общественного питания. – М.: ООО «Вершина», 2016. − 117 с.
11. Маркова В. Методические вопросы планирования производства на основе маркетинга. – СПб.: ЛИТЕРА, 2017. – 220 с.
12. Маслов В.И. Рыночные возможности предприятия в условиях эффективной организационной культуры: Учебник. М.: – ЭСКМО, 2014. – 258 с.
13. Морган Г. Имидж организации. СПб: Азбука – 2018. – 125 с.
14. Ноздрева Р.Б. Маркетинг: как побеждать на рынке. – М.: Финансы и статистика, 2017. – 304 с.
15. Носова, Н. С. Лояльность клиентов, или как удержать старых и привлечь новых клиентов. - Москва: Дашков и К°, 2015. – 190с.
16. Панасюк А.Ю. Формирование имиджа организации. – М.: ИНФРА-М, 2018. - 288 с.
17. Прелыгина Е.Б. Психология имиджа. – М.: Либроком, 2015. – 317 с.
18. Рева, В.Е. Управление репутацией: учеб. пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2017,-136с.
19. Решетникова И.И. Формирование и развитие делового имиджа фирмы. – М.: Русская ледовая литература, 2015. – 219 с.
20. Семенова, Л. М. Имиджмейкинг : учебник и практикум для вузов / Л. М. Семенова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 141 с.
21. Семенова, Л. М. Профессиональный имиджбилдинг на рынке труда : учебник и практикум для вузов / Л. М. Семенова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 243 с.
22. Семенова, Л. М. Маркетинг в рекламе. Имиджбилдинг : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Л. М. Семенова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 141 с.
23. Семенова, Л. М. Управление персоналом. Имиджбилдинг на рынке труда : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Л. М. Семенова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 243 с.
24. Третьяк О.А. Маркетинг: взаимосвязи производства, торговли и потребления. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского Университета, 2019. – 160 с.
25. Тульчинский, Г. Л. Бренд-менеджмент. Брендинг и работа с персоналом : учебное пособие для вузов / Г. Л. Тульчинский, В. И. Терентьева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 255 с.
26. Челенков, А.П. Маркетинг услуг: Монография – 3-е изд., испр., доп., - М.: Центр маркетинговых исследований и менеджмента, 2017, 128с.
27. Шарков Ф.И. Имидж фирмы: технологии управления. – Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 2018. – 358 с.
28. Яковлев С. Основы маркетинга. – М.: ЭСКМО, 2018. – 254 с.
29. Ветчанова, О.В. Корпоративная культура организации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cultmanager.ru/magazine/archive/96/2530/.
30. Ветчанова, О.В. Имидж организации: стратегия формирования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cultmanager.ru/magazine/archive/127/2888/.
31. Сайт ООО «FRANK». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://frankmeat.ru/