Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Первая половина XIX в. представляет собой уникальный период в социально-экономическом развитии России, но в этом периоде были свои особенности. Во время правления Александра I наблюдалась более либеральная внутренняя политика, особенно перед отечественной войной 1812 г. во время правления Николая I были отмечены рекреационные и защитные меры самодержавия, а также попытка перестроить государственный аппарат, приспособив его к новым историческим реалиям возникающие.
Частичные внутриполитические преобразования самодержавия в первой половине XIX в. они не смогли разрешить накопившиеся противоречия между нарождающимися капиталистическими отношениями и феодально-крепостническим строем, и эти противоречия переросли в кризис феодализма.
Россию того времени часто называют "фасадной империей": внешний лоск скрывал острые и болезненные проблемы, с которыми столкнулась страна. Их сознательности, поиску корней, выработке решений была подчинена идейная и духовная жизнь российского общества в те годы. Неудивительно, что спектр предлагаемых в то время решений был чрезвычайно широк.
Сформировались направления общественной мысли, которые сохранят свое влияние на протяжении всего XIX века: официальное (консервативно-монархическое), либеральное (представленное взглядами западников и славянофилов) и революционное (социалистическое).
Изучение истории России необходимо, потому что без знания прошлого невозможно понять настоящее и попытаться предсказать будущее.
Объект исследования – дискуссия как метод научного анализа
Предмет исследования - Дискуссия как метод изучения общественно-политического движения первой половины XIX века
Цель исследования- изучить особенности дискуссии как метода изучения общественно-политических движений
Задачи исследования:
- изучить особенности дискуссии как метода исследования
- раскрыть общественно-политические движения 19 века
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1.ДИСКУССИЯ КАК МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ
1.1.Дискуссия как метод изучения
Обсуждение - это эффективный метод обсуждения обсуждаемого вопроса. Она предполагает коллективное обсуждение спорной темы, в ходе которого становится известна правда.
Суть дискуссии - считает Ч. Куписевич,- заключается в обмене мнениями по определенному предмету между учителями и учениками или только между учениками.
Эти мысли могут быть как чистыми, так и основываться на мнении других людей. Эффективная дискуссия характеризуется разнообразием мнений, стремлением найти наиболее приемлемое решение дидактической проблемы и активным участием собеседников. По сравнению с лекцией и беседой, она создает более благоприятные условия для активизации учащихся и воздействия на их психику, особенно на творческое воображение.
Обсуждение требует от учащихся не простого ответа на вопрос, а наоборот – осознанного, эмоционально окрашенного и содержательного варианта решения дидактической задачи, четкого и ясного выражения своих мыслей. Он вызывает у участников сильные эмоциональные переживания, способствует возникновению различных групповых социально-психологических явлений, формирует навыки командной работы и умение прислушиваться к позициям других учащихся.
При дидактической работе с разными категориями учащихся могут использоваться разные виды педагогической дискуссии.
Б. окно предлагает три типа обсуждения:
- "беглый" (возникает спонтанно во время экзамена и обсуждения сложных вопросов, которые интересуют большинство учащихся);
- дебаты о формировании убеждений;
- настоящая педагогическая дискуссия (специально организованная для решения важной дидактической проблемы).
Есть и другие типы обсуждений.
Можно выделить обсервационную дискуссию (в ней участвует часть учащихся, а остальные – (учащиеся сначала изучают и изучают проблему в небольших группах, а затем обсуждают ее в классе), ограниченные дебаты (в группах по 5-7 человек в течение 5-10 минут обсуждаются определенные дидактические проблемы), лекционные дебаты (требует тщательной подготовки каждого участника и поэтому обычно встречается только в образовательных группах с соответствующей умственной подготовкой, например, в институтах, где образовательные проблемы обсуждаются на секциях, а затем на пленарных заседаниях).
Некоторые виды дискуссий стали самостоятельными методами обучения. Это, например, круглый стол, «мозговой штурм " и так далее.
Обучающие дискуссии могут вызвать интерес к предмету только в том случае, если они грамотно организованы. Предварительная подготовка учителя заключается в определении дидактической проблемы (и, следовательно, предмета обсуждения), ее разбиении на вопросы, подлежащие обсуждению. Обучение студентов заключается в ознакомлении с разнообразной литературой по теме дебатов.[1]
Методология обсуждения состоит из трех этапов: на первом – возникает интерес учащихся к обсуждаемой проблеме, на втором – обсуждение собственно дидактических задач, на третьем – суммирование и формулирование выводов.
Правила поведения играют решающую роль в обеспечении эффективности прений. Творческая инициатива учителя и активное участие учащихся имеют решающее значение. Дидактическая и образовательная цель дискуссии будет достигнута только в том случае, если все ее участники будут соблюдать следующие правила:
точное определение проблемы обучения для обсуждения;
подробное описание методов, приемов и способов решения этой проблемы;
четкое определение содержания концепций, терминов и категорий, используемых участниками дискуссии;
обязательное обоснование собственной позиции;
возможность открыто выражать свое мнение и уважать оппонентов и их мнения.
Учитель должен постепенно обучать учеников умению разумно спорить, приводить веские аргументы в защиту своей позиции, рассуждать принципиально, искренне, непринужденно, уважать оппонента и его точку зрения.
Приведенные выше рекомендации проистекают из такта в обсуждении, то есть из способности учителя управлять своим курсом и своевременно вносить соответствующие коррективы в соответствии с содержанием обсуждения и его характером.
Например, нельзя ожидать положительных изменений в мышлении, эмоционально-волевой сфере и поведении его участников, когда учитель компрометирует учеников или высмеивает тех, кто занимает ложные позиции. В связи с этим даже неправильные ответы следует интерпретировать с уважением и любовью, избегая насмешек и шуток со стороны других участников. Во время обсуждения должна быть атмосфера творчества, искренности, непринужденности, принципиальности и доброжелательности.
Таким образом, дискуссия эффективна, когда стимулирует познавательный интерес ее участников, обогащает их знания и умения, формирует навыки и творческие умственные способности, способствует их совершенствованию, учит уважать оппонента, отстаивать его аргументы и уважать других.
Учитывая специфику и методологические особенности обсуждения, некоторые его элементы рекомендуется применять уже в средних классах, а в полном объеме-в высших.
Обсуждение - это способ совместного поиска решения проблемы посредством презентации, возражения и критики. дискуссии бывают разные. точка зрения. В дискуссии выражается коллективный характер творческой познавательной деятельности, она выступает средством продуктивного общения, общения членов научного сообщества.
Без такого общения невозможна универсальность исследования, критичность. Оценка полученных результатов, тщательная проверка и развитие науки.[2]
Ни один ученый не может успешно работать, если он не обменивается мнениями с другими. Исследователи не вступают с ними в дискуссии, споры, полемику.
Дискуссия - особенно эффективный инструмент для научных исследований. Исследования в моменты кризисов и особенно сложных проблем в науке. В этих условиях возникает множество альтернативных гипотез и теорий, в результате которых познание принимает форму дискуссионного процесса.
Посредством обсуждения реализуется когнитивный метод, такой как метод исследовательских и экспериментальных решений проблем, заключающийся в построении и тестировании множества возможных ответов на эти проблемы в ситуациях, когда невозможно сразу найти надежный ответ.
В этой форме развития мышления, знание, проявляется поисковая функция обсуждения. Эффективность дискуссии объясняется тем, что она позволяет подойти к решению проблемы с разных позиций, максимально использовать научный потенциал.