Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. В связи с процессами глубокой модернизации общества, сложными международными отношениями и трансформацией национальных культурных традиций проблемы взаимодействия культур становятся особенно актуальными для России. К сожалению, явления глобализации вызывают отрыв развития личности от национально-культурных корней, национального сознания и традиционных социально-этических норм, а также ценностей поведения, деятельности и общения – условий, совокупность которых составляет этнокультурная среда. Поэтому проблема формирования знаний о культуре, искусстве народов, сохранения национальной идентичности сегодня является одной из самых актуальных.
На территории России в силу своеобразия природных и климатических условий, миграции народов, множества видов хозяйственной деятельности, взаимодействия идей и культур возник уникальный интегрированный тип цивилизации. Академик Н.н. Моисеев отметил в связи с этим: «Россия-это не только север Евразии, населенный народами разного этнического происхождения... Россия-целостная независимая цивилизация... Россия-симбиоз народов, синтез разных культур, слияние, породившее общее представительство мира и общий образ жизни. Геополитическое положение России не только умножает, но и позволяет достойно использовать достижения цивилизаций Востока и Запада».
Решение проблемы формирования мировоззрения, основанного на диалоге культур, уважении многонационального состава нашего государства, проявлении знаний, навыков и способностей человека, позволяющих ему правильно оценить специфику и условия взаимодействия с представителями других этнических сообществ, найти формы сотрудничества с ними для поддержания согласия и доверия, связано с проблемами формирования этнической культуры. Это позволяет понять уникальность собственной этнической культуры, мировоззрение собственного народа, что способствует эффективному взаимодействию в мультикультурном обществе, и библиотеки могут оказать важную помощь в этом направлении деятельности.
Объект исследования: библиотека в мультикультурном пространстве.
Предмет исследования: организация работы библиотек в мультикультурном пространстве.
Цель исследования заключается в изучении организации работы библиотек в мультикультурном пространстве.
Объект, предмет, и цель исследования обусловили постановку следующих задач:
изучить мультикультурализм как феномен общественного развития: плюсы и минусы;
рассмотреть библиотечную деятельность в условиях становления мультикультурного общества;
охарактеризовать поликультурную деятельность современной библиотеки: формы и методы.
Теоретико-методологическая основа исследования обусловлена тематикой и опирается на комплексное использование научных подходов и методов.
Для достижения поставленных задач использованы следующие методы исследования: системный подход (системно-структурный, системно-функциональный), позволивший уточнить функции общедоступных библиотек в условиях многообразия национальных культур, ее компонентов; метод классификации и типологии при систематизации общедоступных библиотек в условиях полиэтничности.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1. Теоретические основы организации работы библиотек в мультикультурном пространстве
1.1. Мультикультурализм как феномен общественного развития: плюсы и минусы
Мультикультурализм - сложное и неоднозначное явление. С одной стороны, это предотвращает «столкновение цивилизаций», создавая единые правовые нормы. С другой стороны, это порождает квазинационализм, который разрушает основы нации, разрушает старые основы, обычаи, традиции. Мультикультурализм имеет свои преимущества и недостатки. Решая одни проблемы, он иногда создает другие. В начале XXI века появились положительные и отрицательные черты мультикультурализма, и вопрос о его перспективах, аргументах за или против был отмечен как чрезвычайно важный и актуальный [4, с. 22].
Основные преимущества мультикультурализма включают следующие факторы.
Во-первых, мультикультурализм сохраняет красочную этническую, лингвистическую и религиозную картину мира. Вовлекая большие и малые страны в общую систему связи, он обеспечивает равное или пропорциональное участие всех наций в историческом процессе.
Во-вторых, мультикультурализм провозглашает справедливое обращение с каждым человеком, признание прав национальных меньшинств, успешное осуществление «политики открытых дверей». Культурные различия народов не игнорируются, но серьезно изучаются, принимаются во внимание и принимаются во внимание.
В-третьих, мультикультурализм создает равные возможности для развития меньшинств и компенсирует их интеграцию в широкое культурное пространство посредством социальной и экономической поддержки. Предоставление им ипотечных кредитов, образовательных квот
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бернгардт, Т. В. Библиографическая деятельность библиотеки: учебное пособие / Т. В. Бернгардт. – Омск: ОмГУ, 2018. – 75 с.
2. Денчев, С. Роль библиотек в формировании и развитии культуры информационной прозрачности: социальные функции библиотечной деятельности / С. Денчев, И. Петева. – М.: Логос, 2018. – 256 с.
3. Клуб в библиотеке: обновление формы и содержания: сборник / составитель И. Ю. Матвеева; под редакцией И. Ю. Матвеевой. – Челябинск: ЧГИК, 2020. – 138 с.
4. Кошель Т. Ю. Электронные каталоги библиотек в контексте интеллектуализации информационно-поисковой деятельности / Т. Ю. Кошель // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - № 6. - С. 22 - 24.
5. Лаврова, К. Б. Предметно-пространственная среда библиотеки: взаимодействие специалистов: учебное пособие / К. Б. Лаврова. – Челябинск: ЧГИК, 2019. – 121 с.
6. Ласточкина, Н. В. Библиографические данные для навигации в информационных ресурсах / Н. В. Ласточкина, О. Ф. Семенова, Е. П. Сычева // Культура: теория и практика. - 2017. - № 5. - С. 8.
7. Мандринина, Л. А. Электронные сводные каталоги ГПНТБ СО РАН: история создания, проблемы подготовки / Л. А. Мандринина // В сборнике: Проблемы создания библиографических репертуаров и ретроспективных сводных каталогов региональной книги Сборник материалов научно-практического семинара. – М.: Российская национальная библиотека, 2016. - С. 63 - 69.
8. Маркелов, И. Н. Современные подходы к организации поиска в автоматизированных библиотечно-информационных системах / И. Н. Маркелов, А. А. Кузнецов // Молодежный научно-технический вестник. - 2015. - № 7. - С. 30.
9. Моргенштерн, И. Г. Общее библиографоведение: учебник / И. Г. Моргенштерн. – 5-е, стер. – Санкт-Петербург: Планета музыки, 2020. – «1» с.
10. Нохрина, В. А. Электронный каталог библиотеки как источник для мониторинговых исследований / В. А. Нохрина // Культура: теория и практика. - 2016. - № 2. - С. 1».
11. Открытый доступ: история, современное состояние и путь к открытой науке: учебное пособие / М. В. Вахрушев, М. В. Гончаров, И. И. Засурский [и др.]. – Санкт-Петербург: Лань, 2020. – 168 с.
12. Профессиональное развитие библиотечных кадров как условие модернизации библиотек: сборник / под редакцией И. Ю. Матвеевой. – Челябинск: ЧГИК, 2019. 106 с.
13. Сокольская, Л. В. Библиотека нового типа: компоненты конструкции: монография / Л. В. Сокольская. – Челябинск: ЧГИК, 2019. – 179 с.
14. Сукиасян, Э. Р. Развитие автоматизированных библиотечных технологий в России: мысли об ожидаемом, но неосуществлённом / Э. Р. Сукиасян // Научные и технические библиотеки. - 2017. - № 4. - С. 34 - 43.
15. Сукиасян, Э. Р. Редактирование в каталогизации / Э. Р. Сукиасян // Научные и технические библиотеки. - 2016. - № 9. - С. 70-78.