Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена невысокой эффективностью управления собственностью в субъектах Российской Федерации с учетом признания доходной части бюджета субъектов Российской Федерации базисом реализации задач государственного управления как в стране в целом, так и в конкретном регионе. Результатом исследования является комплексная оценка существующего управленческого контура в отношении собственности субъекта РФ и формулировка предложений по его совершенствованию.
В настоящее время собственность региона является важным элементом экономической системы Российской Федерации. Эффективность ее использования напрямую влияет на уровень жизни населения страны. Долгое время этому вопросу не уделялось должного внимания, и поэтому его использование стало невозможным его полный экономический потенциал.
Этот вид охраняется Конституцией Российской Федерации, а также другими формами собственности. Одним из признаков муниципального образования является наличие собственности региона. Она играет важную роль в регулировании социально-экономических отношений на территории субъектов Российской Федерации, а также сегодня она становится основным ресурсом для развития городов.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СОБСТВЕННОСТЬЮ РЕГИОНА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1. Проблема управления собственностью
В настоящее время управления собственностью проблема приобретает все большее значение, так как при формировании региональных бюджетов наблюдается снижение доли имущественных доходов. Наличие этих трудностей приводит к снижению эффективности использования и распоряжения государственным имуществом.
Зарубежный опыт функционирования института собственности показывает, что без экономической основы деятельности региональные органы государственной власти не могут не только в полной мере осуществлять свои полномочия, но и обеспечивать свою независимость от федерального центра, что снижает уровень демократичности в стране и самостоятельность органов государственной власти субъектов в решении вопросов, относящихся к их компетенции.
Государственная собственность субъекта Российской Федерации является основным средством регулирования экономических отношений на территории субъекта. Она имеет сложный состав и структуру, большой масштаб и неоднородность, хотя с развитием техники появились различные способы устранения этих проблем. Из-за отсутствия эффективного административного контроля возникают проблемы, связанные с нарушением законодательства в процессе управления государственным имуществом, а также неэффективным использованием имущества. Управление государственным имуществом должно быть эффективным.
1.2. Эффективное управление собственностью
Исследователи уделили внимание как конкретным вопросам этого явления, так и разработке целостной концепции эффективного управления государственной собственностью. В частности, составу, целям, принципам и формам управления государственным имуществом в субъектах Российской Федерации посвящены работы таких ученых-экономистов и юристов, как Е. А. Бахтаирова, М. Б. Двинский, О. И. Коротков, Б. А. Райзберг, Е. В. Талапин. В современных научных статьях особое внимание уделяется проблемам и основным направлениям совершенствования механизма управления государственным имуществом. Обширная статья Р. Грувера, М. М. Соловьева и В. Захаренко посвящена проблемам эффективного управления государственной собственностью. Региональный аспект развития системы управления государственным имуществом рассматривается в работах О. В. Буреш, Е. А. Колодиной, С. А. Кочетковой.
Следует отметить, что управление государственной собственностью соотносится с другими явлениями – при определении путей эффективного управления государственной собственностью следует учитывать принцип комплексного освоения территорий, соблюдая при этом правила охраны других форм собственности, а также правила природопользования. Представляется, что исследование повышения эффективности управления государственным имуществом в субъектах Российской Федерации должно проводиться с особым вниманием к положениям регионального законодательства в этой сфере, что обеспечит сбалансированное регулирование.
2. УПРАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОСТЬЮ РЕГИОНА МО «ГОРОД ВСЕВОЛОЖСК»
2.1. Анализ состояния системы управления собственностью региона на примере МО «Город Всеволожск»
Всеволожск — город в Ленинградской области России. Административный центр Всеволожского муниципального района и Всеволожского городского поселения (МО «Город Всеволожск»).
Проведем анализ состояния системы управления собственностью региона МО «Город Всеволожск» в 2021 г. (таблица 1).
2.2. Основные проблемы управления собственностью региона в МО «Город Всеволожск»
Анализируя процесс управления муниципальным имуществом МО «Город Всеволожск», следует уделить особое внимание следующим ключевым проблемам в этой области.
Проблема первая: низкая доля доходов от использования объектов муниципального жилого и нежилого фонда, обусловленная их низкой ликвидностью и ветхим состоянием (изношенностью).
Более 70% инженерных коммуникаций нуждаются в капитальном и восстановительном ремонте. Многие годы в силу ограниченных финансовых ресурсов не проводилось замена систем электро-, водо- и теплоснабжения. Как результат увеличивается количество жалоб и обращений населения по данным вопросам в администрацию МО «Город Всеволожск». Люди требуют устранения дискомфорта в условиях проживания, несмотря на то, что данная деятельность не является полномочием органов местного самоуправления. В то же время на территории МО «Город Всеволожск» за 2020-2021 гг. проведены различные виды капитального ремонта.
Принципиальная особенность современного состояния этой составляющей муниципального имущества МО «Город Всеволожск» состоит в том, что в своей преобладающей части оно является доходопотребляющим. Огромная (до 60-70 %) часть бюджетных доходов (с учетом кредиторской задолженности бюджета) направляется на цели поддержания указанных объектов в минимально работоспособном состоянии. И в то же время, как показал проведенный анализ, доходы от этой собственности редко превышают 4-5 % общей суммы бюджетных доходов муниципалитета. Иначе говоря, доходопотребляющий, а не доходопроизводящий характер объектов жилого и нежилого фонда МО «Город Всеволожск», обусловлен их низким технологическим уровнем и высоким процентом износа. К сказанному добавим, что, начиная в МО «Город Всеволожск» свелось к минимуму строительство жилья, что, прежде всего, вызвано:
недостатком бюджетных средств;
высокой себестоимостью строительных работ;
отсутствием необходимого количества подрядчиков, имеющих лицензию на выполнение строительно-монтажных работ.
Представляется, что одним из эффективных путей решения указанных проблем является привлечение средств из федерального Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. С этой целью в течение ряда последних лет Администрацией МО «Город Всеволожск» проводилась активная работа с населением по выбору такого способа управления домами, как товарищество собственников жилья (далее – ТСЖ).
2.3. Пути повышения эффективности организации управления собственностью региона в МО «Город Всеволожск»
Имеющиеся проблемы в сфере управления муниципальным имуществом носят системный характер и требуют комплексного подхода к их решению. В целях повышения эффективности управления и распоряжения муниципальной собственностью МО «Город Всеволожск» необходимо:
1. Продолжить работу по технической инвентаризации и паспортизации объектов муниципального имущества, постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности региона на них.
2. Обеспечить проведение работ по оценке рыночной стоимости объектов муниципального имущества.
3. Обеспечить передачу имущества организациям по отраслевому признаку, в первую очередь имущества, назначение которого не отнесено для решения вопросов местного значения.
4. Обеспечить работу по подготовке экспертных заключений о признании объектов недвижимости аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
5. Обеспечить снятие с государственного кадастрового учета объектов недвижимости находящихся в собственности области и уничтоженных в результате сноса, пожаров, разрушения и др. И исключение их из реестра муниципального имущества.
6. Обеспечить платность использования земли арендаторами ссудополучателями муниципального имущества.
7. Продолжить работу по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, расположенных под объектами недвижимости, находящимися в собственности региона, и обеспечить регистрацию права собственности региона на них.
8. Обеспечить формирование земельных участков, пригодных для предоставления отдельным категориям граждан.
9. Обеспечить постановку на государственный кадастровый учет для проведения аукционов по продаже земельных участков и права на заключение договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
10. Обеспечить инвентаризацию свободных земель населенных пунктов в целях постановки на кадастровый учет и предоставления гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
11. Обеспечить взыскание задолженности по арендной плате, плате за наем жилых помещений.
Заключение
Собственность региона является самостоятельной формой собственности, входящей в состав общественной собственности, и представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих между органами местного самоуправления и иными субъектами экономической деятельности в процессе реализации ими социально-экономических функций, и обеспечивающих условия сохранения и воспроизводства объектов жизнеобеспечения муниципального образования в целях удовлетворения приоритетных потребностей местного сообщества.
Состав собственности региона закреплен законодательно и может быть представлен имуществом¸ предназначенным для решения вопросов местного значения, делегированных органами государственной власти, исполнения функций, обязанностей и прав, а также объектами, составляющими ресурсную основу муниципального образования и необходимыми для обеспечения достойного уровня жизни населения.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Аккуратов, И.Ю. Право муниципальной собственности как элемент экономического публичного порядка / И.Ю. Аккуратов // Черные дыры в российском законодательстве. – 2021. – № 1. – С. 15-19.
2. Алехин, Э.В. Экономика государственного и муниципального сектора / Э.В. Алехин. – Пенза: ПГУ, 2021. – 288 с.
3. Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления / Г.В. Атаманчук. - М.: Омега-Л, 2021. – 525 с.
4. Бабун, Р.В. Вопросы муниципальной экономики / Р.В. Бабун, З.З. Муллагаева. - М.: ИНФРА-М, 2020. – 310 с.
5. Бабун, Р.В. Организация местного самоуправления / Р.В. Бабун. - М.: КНОРУС, 2021. – 400 с.
6. Балацкий, Е.В. Элементы экономики государственного сектора / Е.В. Балацкий. - М.: Капитал страны, 2021. – 312 с.
7. Баранов, М.Л. Правовая природа государственного контроля / М.Л. Баранов // Правозащитник. – 2021. – № 1. – С. 11-14.
8. Бедов, Г.А. Государственная собственность как объект управления / Г.А. Бедов, В.Б. Нескородов // Экономика региона. – 2020. – № 18. – С. 11-16.
9. Борисевич, В.И. Экономика региона / В.И. Борисевич. - М.: БГЭУ, 2020. – 432 с.
10. Быкова, Ф.К. Муниципальная экономика и муниципальное управление: учебное пособие / Ф.К. Быкова. - Набережные Челны: Институт управления, 2020. – 217 с.
11. Васильченко, Д.Г. Управление муниципальной собственностью и направления его совершенствования / Д.Г. Васильченко. – Воронеж: Наука, 2020. – 184 с.
12. Ерохин, А.М. Совершенствование системы управления муниципальными услугами / А.М. Ерохин, В.К. Крутиков. – Калуга: Эйдос, 2021. – 180 с.
13. Жигалов, Д.В. Совершенствование системы оказания государственных и муниципальных услуг / Д.В. Жигалов // Практика муниципального управления. – 2020. – № 7. – С. 21-23.
14. Жупанов, Е.Е. Взаимодействие муниципальных и рыночных структур / Е.Е. Жупанов // Региональная экономика: теория и практика. – 2020. – № 14. – С. 32-40.
15. Завадовский, В.В. Инновационное развитие муниципального образования / В.В. Завадовский // Муниципалитет: Экономика и управление. – 2021. – № 1. – С. 14-22.
16. Захарова, Е.Н. Стимулирование устойчивого развития территории / Е.Н. Захарова, О. А. Корба. – Майкоп: ЭлИТ, 2020. – 526 с.
17. Колесников, В.В. Развитие организационно-экономического механизма управления недвижимым имуществом на муниципальном уровне / В.В. Колесников. – Тамбов: Наука, 2020. – 148 с.
18. Конджакулян, К.М. Некоторые проблемы в системе государственного управления: сравнительно-правовой анализ / К.М. Конджакулян // Закон и право. – 2020. – № 11. – С. 143-144.
19. Кушнир, И.Б. Управление недвижимой собственностью муниципальных образований: модели и механизмы / И.Б. Кушнир. – М.: Норма, 2020. – 127 с.
20. Маилян, С.С. Некоторые вопросы по повышению эффективности государственного управления / С.С. Маилян, А.Л. Миронов // Вестник Московского университета МВД России. – 2020. – № 9. – С. 194-195.
21. Маркварт, Э. Муниципальные услуги и муниципальное хозяйство / Э. Маркварт // Экономика и управление собственностью. – 2020. – № 3. – С. 14- 25.
22. Мелик-Степанян, Н.В. Организационно-экономическая модель управления муниципальной недвижимостью / Н.В. Мелик-Степанян. - М.: Норма, 2021. – 228 с.
23. Попов, Р.А. Региональное управление и территориальное планирование / Р.А.Попов. – М.: Инфра-М, 2021. – 288 с.
24. Ротбард, М. Власть и рынок. Государство и экономика / М. Ротбард. – М.: Социум, 2021. – 126 с.
25. Хатукай, Ю.А. Управление ресурсным потенциалом социально- экономических подсистем муниципального образования / Ю.А. Хатукай. – М.: Норма, 2020. – 150 с.
26. Черкунова, Н.А. Современные подходы к оценке инвестиционной привлекательности муниципальных образований: проблемные аспекты и возможности прикладного развития / Н.А. Черкунова // Современная экономика: проблемы и решения. – 2021. – №7(31). – С. 156-165.