Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данного исследования связана с тем, что страхование в государственных внебюджетных фондах является финансовой основой системы обязательного социального страхования РФ. Именно через аккумулированные во внебюджетные фонды страховые взносы на обязательную пенсионную страховку, медицинскую страховку и социальную страховку на временную нетрудоспособность и материнский капитал осуществляются выплаты пенсий, выплат и других социальных выплат. Таким образом, эффективное управление страховыми взносами позволит улучшить состояние бюджета и, следовательно, благосостояние государства. При низкой эффективности администрирования невозможно рассчитывать, что оплата страховых взносов будет своевременна и полностью.
1.Теоретические и нормативно-правовые основы налогового администрирования страховых взносов
1.1. Понятие налогового администрирования, его принципы, формы и методы
До XX века в экономической литературе отождествлялись понятия «налоговое управление» и «налогово-администрирование». Кроме того, налоговая администрация понималась в основном под налоговым контролем. Впервые в ФЗ от 27 февраля был использован термин «налоговая администрация». 07. 2006 г. No 137-фЗ «Об утверждении части первой и части второй Налогового Кодекса РФ и отдельно взятых законодательных актов РФ в целях осуществления мер по улучшению налогообложения».
Налоговая система в широком смысле может быть рассматриваться как деятельность государственного органа в управлении каждым из четырёх элементов, которые входят в понятие Налоговая система.
Содержание налоговой администрации - деятельность компетентных органов налоговой службы, направленная на исполнение законодательства о налоговой системе и обеспечение эффективности функционирования налоговых систем [5].
Термин «налоговая администрация» в экономическом плане раскрывается с двумя сторонами. Прежде всего, это система управления налоговой сферой. Второе - совокупность нормативно-правовых норм, регламентирующих действия налоговых органов и конкретные налоговые техники, определяющих меры ответственности в отношении нарушений налогового права.
Поэтому налоговая администрация является фактически управлением налоговой системы, это процесс управления налоговой деятельностью, осуществляемый налоговыми органами и другими органами, имеющими определенные властные полномочия по отношению к налогоплательщикам и плательщикам сбора. Таким образом, признаки налоговой администрации как научных понятий относятся к: предмету налогового производства; субъекту налоговой администрации; объекту процесса налогового управления; объекту процесса налогового управления.
Механизм администрирования налоговых отношений включает в себя свод законодательных, законодательных и регламентирующих правил поведения всех участников налоговых отношений.
1.2. Правовые основы налогового администрирования страховых взносов
С 01.01.2017 все положения по исчислению и оплате страхового взноса перенесены на НК Российской Федерации. В связи с этим НК дополнена новым разделе XI «Страхование в РФ» и новым разделе 34 «Страхование взносов».
Страховые взносы внесены в отдельные обязательные платежи и понятие их, а также определение налоговых и сборных, закреплены в ст. 8 НК. Таким образом, страховые взносы относятся к обязательным платежам по обязательному пенсионному страхованию, обязательному социальному страхованию по случаю временной и материнской смерти, обязательному медицинскому страхованию, взимаемым организациями и физлицами для финансовой поддержки реализации права застрахованного лица на страховое обеспечение по соответствующей категории обязательного социального страхования.
Порядок, условия применения снижения тарифов страхового взноса установлены ст. 427 Кодекса.
Пониженные тарифы на ОПС, ОСС, ОМС на отдельные категории плательщиков физических лиц на 2017–2023 годы.
Если говорить о дополнительных тарифах страхового взноса, то о выплатах физическим лицам, занятым видами работ, указанными в п. 1 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28. 12. 2013 г. 400 ФЗ «О страховой пенсии» далее – Федеральный Закон 400 ФЗ устанавливает дополнительный тариф на страховые взносы на ОПС 9 для подземных работ, для работ с вредным трудом и для горячих рабочих мест.
В отношении выплаты физическим лицам, занятым видами работ, указанными в п. 2-18 ч. 1 ст. 30 ФЗ 400, таких как: занятым на тяжелых условиях труда, подземным и открытым горным работам на добыче угольных и прочих полезных сооружений, работам с повышенным уровнем интенсивности и тяжести в промышленности текстиля и т.д., устанавливается дополнительный тариф на страховые взносы на ОПС, размер которого составляет 6 процентов.
1.3. Налоговый контроль: проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов
ФНС с 01.01.2017 начала проверку правильности исчисления, полноты и своевременной уплаты страховых взносов. Налоговое законодательство определяет порядок проведения всех контрольных процедур в отношении плательщиков страховых взносов. Этот контроль осуществляется посредством проведения камерных, а также выездных проверок. С помощью данной статьи мы расскажем о том, как проводится камеральная налоговая проверка.
С учетом положений пункта 7 статьи 431 НК РФ плательщики страховых взносов, у которых возникает обязанность уплаты страхового взноса, должны представлять расчеты по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетный) периодом:
Непосредственно по месту нахождения организации – по адресу расположения ее деятельности;
Обособленные подразделения организации, которые начисляют выплаты и другие вознаграждения в качестве физических лиц, находятся по месту нахождения обособленных подразделений компании.
Определение за 2021 год, представляемая по форме, которая утверждена приказом ФНС России от 10.10.2016 No ММВ-7-11/551@ должно быть представлено не позднее 30.01.2022.
Камеральная проверка проходит камеральную проверку принятого налоговым органом расчета.
Существует порядок проведения камеральной проверки, который установлен ст. 88, НК РФ. Контрольные мероприятия проводятся по месту нахождения налогового органа, согласно п. 1 данной статьи.
Кроме того, по правилам п. 2 ст. 88, налоговый орган обязан проверять страховые взносы уполномоченными должностными лицами на территории своего региона без какого-либо специального постановления главы или зам. главного бухгалтера в течение трех месяцев со дня представления плательщиком декларации (расчета). В связи с тем, что камеральная налоговая проверка страховых взносов проводится на основании расчета по страховым взносам, началом этой процедуры могут стать дата получения налоговым органом расчета. Дата получения налоговым органом отчета и фактический начал камеральной налоговой проверки этого расчета могут не совпадать.
В камеральной проверке страхового взноса налоговый орган учитывает контрольные отношения, указанные в Письме Федеральной налоговой службы от 29. 12. 2017 г. 4-11 27043. Помимо этого, следуя указанному письму, страхователь может проверить заполнение отдельных строк и раздела.
Заметим, что при проведении камеральной проверки акт составляется за 10 календарных дней с момента его окончания, только при наличии у ФНС нарушений п. 5 ст.88 НК России. Если оценка прошла проверку, а ошибок не было, то акт формируется соответственно.
Нередко в учреждении-страхователи возникают вопросы: может ли налоговая служба потребовать от страховщика дополнительных документов, кроме расчета страховых взносов По общему правилу, объект проверки - расчет страховых взносов, форма, порядок их заполнения утвержден Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации МВ-7-11551 далее — Порядок МВ-7-11551 далее — Порядок МВ-7-11551 далее — Порядок МВ-7-11551 далее — Порядок МВ-7-11551
2. Практика исчисления и уплаты страховых взносов в ООО «Лесхоз»
2.1. Характеристика деятельности ООО «Лесхоз». Организация бухгалтерского учета
Общество с ограниченной ответственностью «Лесхоз» зарегистрировано 3 октября 2007 года.
Юридический адрес: 425450, Республика Марий Эл, Сернурский район, м. Сернур, ул. Конакова, 42.
ИНФ: 1212004841
ОГРН: 1071226005619
Вид деятельности: Лесное хозяйство и прочая лесохозяйственная деятельность (код ОКВЭД 02.10)
Статус организации: коммерческий, действующий
Организационно-правовая форма: Общества с ограниченной ответственностью (код 12300 по ОКОПФ).
По состоянию на 12 февраля 2018 года руководителем организации (лицом, имеющим право действовать от имени юридического лица без доверенности) является директор Гнутов Иван Васильевич (ИНН: 121200106428).
Уставный капитал ООО «Лесхоз» составляет 10 тысяч рублей. Это минимальный размер уставного капитала для организаций, созданных в форме ООО.
В 2021 году организация получила выручку в размере 5,3 млн рублей, то есть на 2 млн рублей, или 27,6%, меньше, чем годом ранее.
По состоянию на 31 декабря 2021 года совокупные активы организации составили 13,7 млн рублей. Это 515 тысяч рублей. (3,9%) больше, чем годом ранее.
Чистая стоимость ООО «Лесхоз» на 31 декабря 2021 года составляет 11,2 млн рублей.
Итогом работы ООО «Лесхоз» за 2021 год стал убыток в размере 410 тысяч рублей. В течение года финансовый результат деятельности организации изменился незначительно.
Бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках представлены в Приложении 1.
С 31 декабря 2021 года организация применяет упрощенную систему налогообложения (УСН).
Организация относится к категории микропредприятий. По нормативно утвержденным критериям микропредприятием считается организация с оборотом до 120 млн рублей. в год с количеством сотрудников до 15 человек.
По состоянию на 1 октября 2020 года организация не имела налоговых обязательств.
Определение прав, обязанностей и порядка работы бухгалтерии установлено в «Правилах бухгалтерского учета», разработанных в организации. В этом документе сформулированы общие положения по бухгалтерскому учету: цели и задачи бухгалтерского учета; законодательные акты, на основании которых ведется учет; требования к бухгалтерскому учету; размер бухгалтерского аппарата и распределение обязанностей между его работниками; форма учета; график документооборота.
Основанием для организации первичного учета в организации является утвержденный главным бухгалтером график документооборота, т.е. перехода документов с момента их выпуска на хранение в архив. В графике документооборота указываются лица, ответственные за оформление документов, а также порядок места и времени прохождения документа с момента его составления до даты его архивации.
План отчета содержит: перечень форм отчетности, отчетный период, за который составляется та или иная форма отчетности, сроки представления отчетности, наименования и адреса организаций и учреждений, фамилии должностных лиц, принимающих отчеты.
2.2. Порядок начисления и уплаты страховых взносов, составления и представления отчетности
Суммы начисленных страховых взносов учитываются на счетах 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».
К счету 69 в ООО «Лесхоз» открыты субсчета:
69.1 «Расчеты по социальному страхованию»;
69.2 «Расчеты по пенсионному обеспечению»;
69.3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию».
Субсчет 69.1 разбит на два субсчета второго порядка:
1) 69.1.1 «Расчеты с ФСС по взносам на социальное страхование»;
2) 69.1.2 «Расчеты с ФСС по взносам на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Основанием для исчисления взносов на социальное страхование от производственного травматизма и профессиональных заболеваний является Федеральный закон России «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год» от 22 декабря 2005 г. № 179-ФЗ.
Для зачисления взносов на субсчет 69.2 «Расчеты по пенсионному обеспечению» открыты субсчета второго порядка:
69.2.1 «Расчеты по страховой части трудовой пенсии»;
69.2.2 «Расчеты по накопительной части трудовой пенсии».
Субсчет 69.3 также разбит на два субсчета второго порядка:
1) 69.3.1 «Расчеты с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования»;
2) 69.3.2 «Расчеты с территориальным фондом обязательного медицинского страхования».
Начисление страховых взносов производится в корреспонденции с тем счетом, на котором отражалось вознаграждение, с суммы которого рассчитаны взносы:
Дебет 20 (08, 23, 25, 26, 29, 44, 91.2) Кредит 69 субсчет «Расчеты с ПФР по страховой части трудовой пенсии» -- начислены пенсионные взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии;
Дебет 20 (08, 23, 25, 26, 29, 44, 91.2) Кредит 69 субсчет «Расчеты с ПФР по накопительной части трудовой пенсии» - начислены пенсионные взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии и т.д.
Указанные бухгалтерские проводки производятся в последний день месяца по результатам всех начисленных за этот период выплат (ч. 3 ст. 15 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Если организация понесла расходы на социальное обеспечение (выплата больничных, оплата отпуска по беременности и родам и т. д.), их сумма уменьшает сумму страховых взносов, учитываемых в ФСС России. Эта операция отражена в проводке:
Дебет 69 субсчет "Расчеты с ФСС по социальным отчислениям" Кредит 70 - начислены расходы на государственное социальное страхование (больничные, пособия по беременности и родам и т.д.).
Суммы, полученные от ФСС России на возмещение расходов организации на обязательное социальное страхование, отражаются бухгалтерской проводкой, представленной в таблице 1.
3. Рекомендации по совершенствованию администрирования страховых взносов
Проведенные исследования по организации бухгалтерской и налоговой отчетности страхового взноса в ООО «Лесхоз» показывают, что эта работа выполняется качественно, ответственно, соответствует требованиям российского законодательства по организации страхового учета страхового взноса. В этой связи следует сказать, что при высоком профессионализме и наличии необходимых знаний организация налоговой и страховой оплаты вообще не вызывает трудностей, поскольку стандартная и довольно простая.
В зависимости от результатов анализа выводится, что бухгалтер отвечает за расчеты и организации расчетов страхового взноса в ООО «Лесхоз», а также за расчеты заработной плате. Такой подход, в целом, традиционен и рационален в отношении практики расчета страхового взноса, который является основой определения зарплаты каждого сотрудника ООО «Лесхоз».
В результате анализа показано, что задержек в передаче данных статистических данных предприятием в органы компетентности нет. Чтобы сохранить эту ситуацию и оптимизировать процессы расчетов страховой премии, необходимо выполнить следующие мероприятия.
1. Обращение в органы уполномоченного порядка с запросом акта взаиморасчетов Пенсионного фонда, налоговой инспекции, ФСС. На основании данных исследований, а также на основе материалов суда, следует сказать, что сейчас все еще встречаются случаи, когда налоговые и бухгалтерские данные страхователей не соответствуют данным, собранным уполномоченными органами. В случае просрочки специалисты Фонда сразу присылают заявку на оплату и выплаты, а при переплатах, которые не редко бывают, не всегда информируют.
В целях устранения несоответствия данных уполномоченного органа и сведений, зафиксированных в налоговых и бухгалтерских отчетах ООО «Лесхоз», рекомендуется внедрять в учетную деятельность компании регулярные сверки страховых платежей в течение 1 раза в квартал, т.е. после того, как создан и сдан соответствующий вид отчета.
Если в результате проверки расчета обнаружены недостатки или переплата за страховые взносы, то они будут устранены после соответствующих проверок. В некоторых случаях возникновение страховой задолженности возникает из-за технических ошибок: введение в заблуждение реквизитов платежа и других подобных ошибок. В случае их выявления необходимо:
- погашение задолженности и потребование возврата уплаты уплаченного взноса, который не поступил на требуемый счет из-за неправильной информации, например, в КБК, в наиболее распространенном случае;
- или в произвольной форме подать заявку на уточнение оплаты, после чего средства будут поступать на запрошенный счет по корректно указанному реквизиту.
Заключение
С 01.01.2017 г на ФНС возложены полномочия по администрированию страховых взносов, смена администраторов связана с тем, что ФНС обладает более полной информацией о ФОТ (т. к. администрируют НДФЛ, собирают отчетность о соответствующем налоге) и имеют возможность проведения проверок предоставленной отчетности в более оперативном порядке, чем предыдущие администраторы.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 24.09.2022).
2. Налоговый Кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 24.09.2022).
3. Федеральный закон «О налоговых органах Российской Федерации» от 21.03.1991 № 943-1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 24.09.2022).
4. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» от 30.09.2004 № 506 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 24.09.2022).
5. Балихина Н. В. Финансы и налогообложение организаций: Учебник. / Н. В. Балихина, М. Е. Косов. - М.: ЮНИТИ, 2019. – 623 c.
6. Баумштейн С. Н. Налоговая система России: проблемы, анализ, решение: учеб. пособие / С. Н. Баумштейн. – Москва. Электрон, 2017. – 388 c.
7. Безруков, Г. Г. Налоговое администрирование в системе федерального государственного устройства / Г. Г. Безруков. – Екатеринбург: АМБ, 2017. 170 с.
8. Березина Е. Новшества в налоговом администрировании: ищем позитив / Е. Березина // Новая бухгалтерия. – 2018. – № 7. – С. 10–27.
9. Вещунова Н. Л. Налоги. Интенсивный курс. Учебное пособие. – М.: Рид Групп, 2019. – 432 с.
10. Гварлиани Т. Е. Концепция развития налогового администрирования и ее региональный аспект: коллективная монография / Т. Е. Гварлиани, Е. А. Швецова, Е. В. Гнат [и др.], под ред. Т. Е. Гварлиани. – Сочи, ИП Кривлякин С. П., 2021. – 192 с.
11. Дадашев, А. З. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебное пособие / А. З. Дадашев, Д. А. Мешкова, Ю. А. Топчи. – М.: ЮНИТИ, 2018. – 175 c.
12. Евстигнеева Е. Н. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство: учебник для бакалавров всех форм обучения по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / под ред. Е. Н. Евстигнеевой – Санкт-Петербург: Мысль, 2019. – 399 с.
13. Ефремова Т. А. Повышение качества и результативности налогового администрирования: вопросы теории и практики / Т. А. Ефремова – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2017. – 160 с.
14. Зозуля В. В. Налогообложение природопользования : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В. В. Зозуля. — М.: Издательство Юрайт, 2019. – 257 с.
15. Ильин, А. Ю. Влияние налогового администрирования на собираемость налогов / А. Ю. Ильин // Финансовое право. – 2019. – № 1. – С. 18–22.
16. Карогод В. С. Налоги и налогообложение : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Аудит и налоговый учет» / под ред. В. С. Карагод, В. В. Худолеева. – Москва: ФОРУМ, 2018. – 169 с.
17. Клейменова, М. О. Налоговое право: учеб. пособие / М. О. Клейменова. – М.: МФПУ «Синергия», 2018. – 368 с.
18. Коростелев М. И. Налоговый аудит: учебник для бакалавров всех форм обучения по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / под ред. М. И. Коростелева. – Москва: Бухгалтерская книга, 2019. – 414 с.
19. Косов, М. Е. Налогообложение доходов и имущества физических лиц: Учебник. / М. Е. Косов, Р. Г. Ахмадеев. - М.: ЮНИТИ, 2019. – 359 c.