Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность избранной темы курсовой работы связана с проведенной реформой, в результате которой нотариальные палаты был названы в качестве отдельного вида некоммерческих организаций. Основным направлением деятельности нотариальных палат выступает контроль деятельности нотариусов.
В последнее время востребованность нотариальных палат обусловлено расширением полномочий нотариусов в условиях цифровизацией, что является основанием для проведения надзора и контроля над деятельностью нотариусов.
Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с деятельностью нотариальных палат.
Предметом исследования является совокупность нормативных актов и научных публикаций в области нотариата.
Цель исследования – исследовать нотариальные палаты как субъектов права.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие нотариальной палаты;
- исследовать правовой статус нотариальной палаты;
- изучить функции нотариальных палат в субъектах федерации ;
- раскрыть принципы деятельности нотариальных в субъектах федерации.
Нормативной базой выступает нормы гражданского законодательства, законодательство, регламентирующее нотариальную деятельность и ведомственные акты Минюста.
Методами исследования выступают методы научного познания, анализа, синтеза, сравнительно правовой и формально юридический метод.
Структура работы обусловлена целями и задачами и включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
1. Общая характеристика нотариальной палаты как субъекта права
1.1 Понятие нотариальной палаты
Нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой. Членами Нотариальной палаты могут быть также лица, сдавшие квалификационный экзамен, но не являющиеся нотариусами. Нотариальные палаты образуются в каждом субъекте Российской Федерации.
Нотариальные палаты бывают двух видов:
1) нотариальная палата субъекта Российской Федерации, являющаяся профессиональным объединением, основанным на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой;
2) ФНП, являющееся профессиональным объединением нотариальных палат субъектов Российской Федерации, также на основе их обязательного членства.
Правовое регулирование организации и деятельности нотариальных палат как юридических лиц в Российской Федерации предусмотрено статьей 123.16-3 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 123.16-3, принятие законодательства о нотариусов предусмотрено. Однако со вступлением в силу данной статьи ГК РФ были внесены изменения в Основы законодательства о нотариате и иные федеральные законы, регулирующие деятельность нотариальных палат как юридических лиц, которые до сих пор не приняты. В 2018 году был принят Устав ФНП .
Федеральный закон от 7 февраля 2017 г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в части установления отдельной организационно-правовой формы Федеральной нотариальной палаты и нотариальных палат субъектов Российской Федерации» Перечень некоммерческих организаций, перечисленных в статье 50 ГК РФ, дополнен специальной организационно-правовой формой «нотариальные палаты». Законодатель также дополнил раздел 6 главы 4 «Юридические лица» ГК РФ специальным разделом. 10 «Нотариальные палаты», состоящая из одной статьи 123.16-3 «Нотариальные палаты». По содержанию данная статья воспроизводит положения статей 24 и 28 Основ законодательства о нотариате с той лишь оговоркой, что особенности создания, правового положения и деятельности нотариальных палат определяются законодательством о нотариате.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации нотариат находится в совместном ведении Федерации и ее субъектов.
В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации издаются по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, это определяет конституционную обязанность нотариальных палат соблюдать законодательство субъектов Российской Федерации.
Уникальность нотариальных палат как юридических лиц связана с двойственной (дуалистической) природой. При этом сосуществуют два взаимосвязанных, но разных принципа: общественный (государственный) и саморегулируемый (близкий к институтам гражданского общества). Это обстоятельство оказывает решающее влияние на все практические вопросы, связанные с особенностями создания, правового положения и деятельности нотариальных палат .
Изменению правового регулирования предшествовали акты Конституционного Суда Российской Федерации. Одно из первых разъяснений о публично-правовой природе нотариата дается в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. № 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Конституции Российской Федерации». Основы законодательства о нотариате», последующие разъяснения последовательно поддерживали это положение и развивали его .
Цель создания нотариальных палат. Согласно статье 1 Основ законодательства о нотариате нотариусы в Российской Федерации призваны обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, Основы Законодательства о нотариате защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц нотариусами, совершающими предусмотренные законодательными актами нотариальные действия от имени Российской Федерации, позволила выделить ее в самостоятельную организационно-правовую форму.
Нотариальные палаты признаются некоммерческими организациями, являющимися профессиональными объединениями на основе обязательного членства, и создаются в форме нотариальной палаты субъекта Российской Федерации или ФНП для достижения целей, предусмотренных законодательством о нотариате.
Задачи и структура Нотариальной палаты, как правило, закрепляются в ее учредительных документах - Уставе Нотариальной палаты. В частности, был разработан Устав ФНП , который носит рекомендательный характер. Устав определяет правовой статус Палаты, предмет, цели ее деятельности и ее полномочия, имущество палаты и источники ее образования, членство в Нотариальной палате, права членов, органы управления и их компетенцию. .
Изоляция собственности. Нотариальная палата имеет на праве собственности имущество, которое состоит из материальных ценностей и финансовых средств, находящихся на балансе Палаты.
Независимая имущественная ответственность. Обособление имущества связано с самостоятельной имущественной ответственностью нотариальной палаты по долгам. Таким образом, индивидуальное имущество Палаты формируется исключительно за счет денежных средств от отчислений от членских взносов и других доходов: фонд поддержки нотариусов отдаленных и малонаселенных местностей; компенсационный фонд; фонд социальной поддержки.
Выступая в гражданском обороте от своего имени. Нотариальная палата, выполняя свои функции, действует в гражданском обороте от своего имени. Например, в Уставе ФНП указывается его полное наименование и сокращенное наименование — ФНП, местонахождение — город Москва.
Деятельность нотариальной палаты осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и ее уставом. Устав Нотариальной палаты принимается собранием членов Нотариальной палаты и регистрируется в порядке, установленном для регистрации уставов общественных объединений (часть 7 статьи 24 Основ законодательства о нотариате). Так, в Устав ФНП 30 ноября 2018 г. внесены изменения в связи с принятием Федерального закона от 7 февраля 2017 г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в части нотариальная палата и нотариальные палаты субъектов Российской Федерации», путем внесения в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации подпункта 10 «Нотариальные палаты» по решению Главного управления юстиции Российской Федерации по г. Москве (сведения о внесении изменений в учредительные документы внесены в ЕГРЮЛ 11 декабря 2018 года).
29 июня 2017 года Правление ФНП утвердило Примерный устав Нотариальной палаты субъекта Российской Федерации в качестве методического пособия региональным нотариальным палатам. .
Высшим органом нотариальной палаты является общее собрание участников. Исполнительным органом является Председатель Нотариальной палаты.
Правление Нотариальной палаты является коллегиальным исполнительным органом, в пределах своей компетенции вправе издавать акты, обязательные для исполнения нотариальными палатами и нотариусами. Основы законодательства о нотариате регулируют деятельность Правления, Ревизионной комиссии ФНП. Правление избирается сроком на 7 лет. Председателем заседания Правления является Президент. Деятельность Правления осуществляется на основе коллегиальности управления, прозрачности и подотчетности.
Палата создается без ограничения срока деятельности. Реорганизация и ликвидация Палаты, распределение имущества, оставшегося после ликвидации, осуществляются в соответствии с действующим законодательством.
Членство в Нотариальной палате не основано на добровольном вступлении в нее нотариусов, это является обязательным условием допуска к деятельности. В порядке, утвержденном федеральным органом юстиции совместно с ФНП:
— нотариальные конторы учреждаются и ликвидируются;
- определяется количество должностей в нотариальном округе.
На основании рекомендации нотариальной палаты, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоохранительные и контрольно-надзорные функции в сфере нотариата, либо по его поручению его территориальных органов лицам, сдавшим квалификационный экзамен на конкурсной основе, предоставляется полномочия нотариуса. Такой способ формирования корпорации характерен для профессиональных юридических сообществ. Нотариальная палата не подлежит ликвидации ни по волеизъявлению ее членов, ни по решению каких-либо государственных органов.
Палата создается без ограничения срока деятельности. Реорганизация и ликвидация Палаты, распределение имущества, оставшегося после ликвидации, осуществляются в соответствии с действующим законодательством. Это положение закреплено в Уставе ФНП.
Таким образом, в силу публично-правового статуса нотариальных палат вопрос об их реорганизации или ликвидации может быть решен только законом.
1.2. Правовой статус нотариальной палаты
Долгое время статусы нотариальных палат - федеральной и региональной - не были согласованы между собой. Каждый из них, казалось, действовал в своем собственном правовом пространстве.
Так, например, в Основах нотариата отсутствовали нормы об отношениях подчиненности, о принятии Федеральной нотариальной палатой обязательных нормативных актов в пределах ее компетенции. Несоответствие норм служило почвой для разного рода конфликтов. В свое время некоторые региональные палаты приостановили свое членство в Федеральной нотариальной палате и отказались перечислять пошлины. Федеральная палата была бессильна в ряде случаев .
Кроме того, ранее при отсутствии правовых норм бурные дискуссии вызывала попытка расширить толкование полномочий федеральной нотариальной палаты (в части осуществления контрольных полномочий в отношении региональных палат). Контроль предполагает структурное единство двухуровневой системы управления нотариусами, которое вовсе не вытекало из одного факта - закрепления обязательного членства региональной палаты в федеральной. Федеральная нотариальная палата искала обходной путь, приняв примерный устав нотариальной палаты субъекта Российской Федерации, в котором были закреплены положения о контроле. Приняв такой устав, палата субъекта Российской Федерации тем самым взяла на себя добровольные обязательства подчиняться решениям федеральной нотариальной палаты и принимать ее контрольные полномочия. Надзорные полномочия также были прописаны в Уставе Федеральной нотариальной палаты. Но и такие идеи были резко отвергнуты.
Справедливой критике подверглись и существовавшие в научной литературе представления о частном нотариусе как лице «свободной профессии», обладающем определенной функциональной автономией в палате, несмотря на обязательное членство. В Постановлении № 15 Конституционный Суд РФ не только подтвердил принципиальную конституционность наделения нотариальных палат широким кругом полномочий в отношении деятельности частных нотариусов, но и подчеркнул, что расходы, связанные с их реализацией, могут привести к нарушения прав этих лиц, отсутствие нотариальных услуг и другие негативные последствия. В связи с этим законодателем были даны направления, цели и аспекты законодательного регулирования деятельности нотариата, которые подлежат развитию. Эти указания неправильно воспринимать как рекомендации, поскольку, исходя из конституционно-правового понимания характера решений Конституционного Суда Российской Федерации, они носят обязательный характер.
Все вышеперечисленное мешало нормальному функционированию нотариальных палат, создавало неясность в определении их правового статуса.
В результате принятия Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 391-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» существенно затронута компетенция нотариальных органов, внесены изменения в порядок для совершения определенных нотариальных действий. И если сравнить этот федеральный закон с другими законодательными актами, принятыми в течение 2013- 2017 года в отношении нотариата, то можно с уверенностью сделать вывод, что государство поставило перед собой задачу переформатировать этот институт.
Так, в соответствии с принятием Федеральных законов № 457-ФЗ от 29 декабря 2014 г. и № 379-ФЗ от 21 декабря 2013 г. внесены серьезные коррективы в организационные основы деятельности нотариуса, совершение отдельных нотариальных действий .
В частности, статьей 2 новой редакции Основ предусмотрены дополнительные требования и ограничения для занятия должности нотариуса: запрет на допуск к профессии лиц с иностранным гражданством (подданством); состоящих на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и длительно текущих психических расстройств; возрастные ограничения являются установленными критериями для нотариусов в возрасте от 25 до 75 лет; более полно сформулированы основания, препятствующие тому, чтобы лицо стало нотариусом, в том числе вследствие представления подложных документов или заведомо ложных сведений.
С 1 июля 2015 года утрачивает силу статья 3 Основ «Лицензия на право занятия нотариальной деятельностью», которая все эти годы вызывала ироническое отношение: лицензия на право есть, а самого права нет. Разумно, что теперь в реестр нотариусов будут вноситься лица, сдавшие квалификационный экзамен, которым вместо лицензии будет выдаваться выписка из этого реестра, дающая право работать помощником нотариуса и участвовать в конкурсе на вакантная должность нотариуса.
Параллельно решается еще один крайне важный для стажеров вопрос. Дело в том, что с 1 января 2015 года согласно 7 НК РФ обучающиеся должны уплатить государственную пошлину в размере 100 000 рублей за получение лицензии на право осуществления нотариальной деятельности. Теперь, поскольку лицензии нет, госпошлину платить не нужно.
Кроме того, новизна нового правового регулирования заключается в том, что поправки устанавливают три возможных варианта замены нотариуса в связи с отсутствием по уважительным причинам:
1) возможность нотариуса самостоятельно, без согласия нотариальной палаты, без распоряжения территориального органа юстиции поручать временное исполнение своих обязанностей своему помощнику или одному из помощников;
2) исполняющий обязанности нотариуса может быть назначен совместным решением нотариальной палаты и территориального органа юстиции из числа лиц, которые не могут работать в нотариальной конторе, но имеют лицензию на право занятия нотариальной деятельностью или документ о прохождении сдать квалификационный экзамен и соответствовать другим требованиям, предъявляемым к нотариусу;
3) по представлению нотариальной палаты территориальный орган юстиции может уполномочить другого нотариуса на совершение нотариальных действий, требующих использования нотариального архива временно отсутствующего нотариуса.
В феврале 2017 года в законодательство, регулирующее правовой статус нотариальных палат, были внесены очередные и весьма существенные изменения. В настоящее время можно сказать, что нотариальные палаты получили новый статус. Основанием для этого является Федеральный закон от 7 февраля 2017 г. № 12-ФЗ, вступивший в силу со дня его официального опубликования – 7 февраля.
Согласно этому Федеральному закону был изменен правовой статус нотариальных палат, они перестали быть ассоциациями и получили статус некоммерческих корпоративных организаций.
В части 1 ГК РФ появилась новая статья 123.16-3 ГК РФ «Нотариальные палаты». Он добавлен в главу 4 «Юридические лица» § 6 «Некоммерческие корпоративные организации».
Согласно тексту новой статьи, нотариальные палаты теперь являются некоммерче