Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность заявленной темы не вполне видна с первого взгляда. Но, тем не менее, она является чрезвычайно важной в процессе изучения наследия далекого прошлого, так как представляет собой недостающий пазл в представлении целостной культуры античного мира. В силу различных причин, непосредственному изучению анималистической скульптуры античного периода уделяется не слишком много внимания. Гораздо более успешной в этом отношении оказалась анималистика второй половины XIX — начала XX веков, когда с развитием литейного производства увеличилось изготовление фигур животных, которые служили украшением интерьера, что было своеобразной данью моде в эпоху модерна. Современные мастера, как правило, тоже не очень часто обращаются к теме животных в своем творчестве ( исключение составляют конные памятники, устанавливаемые в разных городах и странах и небольшие по размеру фигурки животных, также используемых в чисто декоративных целях). Более серьезный интерес к произведениям анималистического искусства, особенно античного, возникает при раскопках исторических объектов и обнаружении там памятников античной скульптуры. Но и здесь, как правило, научные исследования и монографии, посвященные античной скульптуре ориентированы скорее на общие тенденции развития этого вида изобразительного искусства или персоналиям отдельных мастеров. Внимание исследователей чаще бывает приковано к общетеоретическим вопросам, таким как региональные особенности той или иной школы, того или иного мастера, в этих исследованиях серьезное внимание уделяется пластическому решению формы, особенностям в подходах к изображению человеческой фигуры, изменявшихся от эпохи к эпохе. Из сказанного понятно, что изучению анималистической пластики в скульптуре названных эпох уделялось не слишком много внимания, к описанию скульптур животных относились постольку, поскольку они являлись частью той или иной архитектурной или скульптурной композиции. Исключения составляют научные исследования художественных музеев, в коллекциях которых есть подобные произведения и исследования, посвященные анималистической скульптуре ведутся в рамках изучения конкретных образцов античной скульптуры. Коллекции античной скульптуры находятся в известных художественных музеях мира, таких как Британский музей, в котором находится большое количество скульптур, некогда украшавших фризы и метопы Парфенона, среди которых, безусловно, есть и изображения животных (лошадей). Крупными коллекциями античной скульптуры обладают итальянские музеи, среди них наиболее важные коллекции находятся в Археологическом музее Неаполя и в Музее Джованни Барракко в Риме. В Греции в таких городах, как Афины, Олимпия и Дельфы существуют музеи, представляющие античные образцы скульптуры. Правда, это коллекции, если так можно сказать, второго ряда: в силу исторических коллизий, наиболее известные и выразительные образцы античной скульптуры оказались в крупных коллекциях европейских и американских музеев — Британском музее, Лувре, Берлинском античном собрании, Мюнхенской Глиптотеке, Музее изящных искусств в Бостоне и ряде других известных музеев. У нас в стране серьезные коллекции античного искусства представлены в собраниях Эрмитажа ( Санкт-Петербург) и Музея имени Пушкина в Москве. Особый интерес представляет собой коллекция античных слепков Императорской Академии художеств, которые в силу примененной при их изготовлении технологии, полностью повторяют античные образцы. Насколько правомерно наличие этих памятников античного искусства в местах, далеких от места их происхождения — вопрос, который периодически возникает в научном и музейном сообществе, но то, что эти памятники оказались хорошо изученными и благодаря музейным изданиям уже стали всеобщим достоянием — факт бесспорный, тем более, что со времени организации названных музеев одним из важнейших направлений их научной деятельности значилось изучение образцов изобразительного искусства, находящихся в их коллекции.
Стоит отметить, что систематическое изучение античного искусства началось в эпоху Возрождения, когда XV–XVII вв. появляется множество работ, посвященных различным сторонам жизни и искусства Древней Греции и Рима: комментированные переводы «Илиады» и «Одиссеи», описание сохранившихся памятников, требовавших специальных знаний – словарей, мифологии, и т. д. Однако общей чертой работ этого периода можно назвать слепое восхваление и идеализацию античности, что повторилось и тогда, когда на античность обратили внимание романтики, также черпавшие вдохновение в античной философии и античных памятниках в широком смысле этого слова. В середине XVIII в. отношение к античности остается во многом по-прежнему восторженным, хотя на этом этапе заслуживают внимания такие работы, как «Историю искусства древности», немецкого ученого и тонкого знатока античного искусства И. Винкельмана, вышедшая в Германии в 1764 г. [2], и «Историю Греции» англичанина У. Митфорда [9]. Только в конце XVIII в. в изучении античности наметился перелом и был связан с именем немецкого ученого Ф.А. Вольфа. В этом труде «Введение к Гомеру» были заложены основы критического направления в изучении античных литературных и иных источников. Позже изучением Древнего Рима занимались многие видные ученые: в Германии – это Георг Бартольд Нибур, профессор университетов в Берлине и Бонне; во Франции – М. Дюро де ла Малль. В России наибольший вклад в изучение римской истории и культуры в первой половине XIX в. внесли профессора Московского университета: Т.Н. Грановский, С.В. Ешевский, Д.Л. Крюков. И, как уже было сказано выше, ученые и научные сотрудники Пушкинского музея и Эрмитажа также внесли свой неоценимый вклад в изучение античной скульптуры на материале коллекций этих музеев.
Объектом исследования данной работы — скульптура Древней Греции и Древнего Рима.
Предмет исследования — анималистическая скульптура этих стран.
Задача исследования проследить этапы становления этого вида изобразительного искусства и выделить его характерные особенности.
Хронологические границы исследования совпадают с периодом существования Древней Греции (от 3 тысячелетия до н. э —2 в. н. э.) и Древнего Рима (753 г. до н. э. — 476 г. н. э).
Методы исследования , использованные в данной работе — анализ, системный подход, методы дедукции и индукции.
Практическая значимость исследования: выводы, полученные в результате исследования могут быть дополнением к курсу по истории античной скульптуры, а также в качестве дополнительного источника информации при исследовании вновь открываемых памятников ( например на территории Крыма).
Структура исследования состоит из вводной части, основного содержания, раскрывающего суть поставленного вопроса, а также анализ имеющихся научных исследований по теме и заключения, где в краткой форме сформулированы выводы по теме. Дополняет текст список использованных материалов и ряд иллюстраций, дополняющих основной текст.
ГЛАВА I. ИСКУССТВО СКУЛЬПТУРЫ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМЕ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ИХ ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
1.1. Искусство скульптуры в Древней Греции и Риме — история возникновения, виды, особенности и техника изготовления скульптуры
Прежде, чем обратиться к античной анималистической скульптуре, надо определиться, что надо понимать под этим термином, какая бывает скульптура и какие материалы используются для её изготовления, так как именно материал, из которого изготовлена та или иная скульптура помогает атрибутировать то или иное произведение искусства.
Скульптура ( от латинского sculpo — "вырезаю", "высекаю") — вид изобразительного пластического искусства, в котором художник создает объемное произведение из твердого материала. Процесс работы состоит из того, что мастер отсекает ( удаляет) лишние слои из исходного блока, либо наращивает на каркас пластический материал ( лепит скульптуру). Существует еще один способ получения изображения — отливка, при котором в заранее подготовленную форму заливается расплавленный материал, как правило, бронзу.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Античность как тип культуры/Под ред. А. Ф. Лосева. М., 1988.
2. Античные статуи. - М.: By Nicolaes Visscher, 2018. - 202 c.
3. Баранов Г. С. Философия метафоры. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005
4. Боннар А. Греческая цивилизация: От Илиады до Парфенона. От Антигоны до Сократа. От Еврипида до Александрии. В 3 т. М., 1995.
5. Бордман, Джон. Греческая скульптура: архаический период: Справочник. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1978.
6. Власов В. Г. Всеобщая история искусств и классическое искусствознание // Теория формообразования в изобразительном искусстве. Учебник для вузов. — СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2017. - C.35-36.
7. Волосов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусство в 10тт,. СПб.: Азбука - классика 2005, т.3: г-3
8. Дувакин Е.Н. Голова Медузы Горгоны: семантика апотропея // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. – 2009. – № 9. – С. 97-104.
9. История Древнего Рима. - М.: Высшая школа, 2019. - 496 c.
10. История культуры Древней Греции и Рима: пер. с пол. - М.: Высш. школа., 1990. - 351 с.
11. Кузищин, В.И. История Древнего Рима / В.И. Кузищин, И.Л. Маяк, И.А. Гвоздева, и др.. - М.: Высшая школа; Издание 4-е, перераб. и доп., 2007. - 383 c.
12. Лифшиц М. Иоганн Иоахим Винкельман и три эпохи буржуазного мировоззрения. — Собр. соч. в 3 тт. — Т.2. — М.: Изобразительное искусство, 1986. - С. 57-113.
13. Любимов Л.Д. Искусство древнего мира. - М., 2002.
14. Махлина С. Т. Словарь по семертике культуры. СПб.: Искусство— СПб, 2009
15. Сергеенко М. Е. Ремесленники Древнего Рима: Очерки / Академия наук СССР. Ленинградское отделение Института истории.. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1968. — 164 с.
16. Суриков И. Е., Ленская В. С., Соломатина Е. И., Таруашвили Л. И. История и культура Древней Греции. Энциклопедический словарь (Под общ. ред. И. E. Сурикова). — М.: Языки славянских культур, 2009. — С. 287.
17. Ancient Roman Animals [Электронный ресурс] URL: https://mariamilani.com/ancient_rome/ancient_roman_animals.htm (дата обращения 24.10.2022).
18. Famous Greek Statues – An Exploration of Ancient Greek Sculpture [Электронный ресурс] URL: https://artincontext.org/famous-greek-statues/ (дата обращения 23.10.2022).
19. Gli animali nell’antica Roma: l’amore degli antichi romani per gli animali esotici [Электронный ресурс] URL: https://www.kodami.it/gli-animali-nellantica-roma-lamore-degli-antichi-romani-per-gli-animali-esotici/ (дата обращения 24.10.2022)