Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Финансовая система является одним из самых важных механизмов, который позволяет государству осуществлять экономическое и социальное регулирование. Система поступлений бюджета государства определяется содержанием социально-экономического устройства и уровнем экономического развития общества.
Основными доходами бюджетной системы РФ являются налоги, неналоговые доходы имеют относительно небольшой удельный вес, но тем не менее порядок их исчисления и взимания очень важны для организации контроля за использованием отдельных видов имущества, правильностью образования и использования некоторых сумм, поступающих в распоряжение предприятий и организаций.
Формирования целостного механизма администрирования налоговых, таможенных, неналоговых доходов и платежей является одним из важнейших направлений финансовой политики государства, что будет способствовать восстановлению экономического роста в постпандемийный период. В связи со сложившейся экономической ситуацией необходимо найти дополнительные источники федерального бюджета. В роли таких источников рассматриваются неналоговые доходы, совершенствование системы функционирования которых позволит сократить дефицит федерального бюджета и обеспечить его устойчивость.
Актуальность данной темы обуславливается прежде всего неопределенностью в законодательном регулировании и отсутствием единого мнения в доктринальной литературе по поводу правовой природы неналоговых платежей, поскольку считается, что именно определение правовой природы позволяет включить определенные платежи в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ).
Объект исследования – неналоговые доходы федерального бюджета.
Предмет исследования – роль неналоговых доходов федерального бюджета.
Цель данной работы – изучить неналоговые доходы федерального бюджета.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
изучить понятие и сущность неналоговых доходов федерального бюджета;
рассмотреть правовую природу неналоговых платежей, являющихся доходами федерального бюджета Российской Федерации ;
провести анализ неналоговых доходов федерального бюджета;
предложить пути повышения неналоговых доходов.
При написании курсовой работы были использованы нормативно-правовые акты, регламентирующие процесс формирования доходов и расходов федерального бюджета, а также труды таких Г.Б. Поляка, В.Г. Панскова, В.М. Родионова, М.В. Романовский, П. Самуэльсон, и другие.
При написании данной работы были использованы методы экономического и статистического анализа, использовались такие приемы исследования, как анализ, обобщение и сравнение.
Структура работы содержит введение, две главы, заключение, список использованных источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
1.1. Понятие и сущность неналоговых доходов федерального бюджета
В настоящее время вопросам увеличения доходов федерального бюджета уделяется особенно пристальное внимание в связи напряженной ситуацией в мире, вызванной пандемией коронавируса и вытекающими из нее, помимо прочих, экономическими проблемами. Поэтому сейчас очень важно искать дополнительные возможности пополнения бюджета Российской Федерации, пострадавшего от значительных денежных расходов на борьбу с пандемией. Важная роль в этом плане отводится повышению эффективности администрирования доходов.
Необходимо отметить, что действующее законодательство в сфере администрирования доходов несколько недоработано. В частности, нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ [1]), в котором отражено множество ключевых понятий, имеющих отношение к процессу администрирования доходов. Так, БК РФ и другими действующими (и утратившими силу) нормативно-правовыми актами в данной сфере не было утверждено основное понятие, а именно - «администрирование доходов».
Но в тоже время статьей 6 БК РФ предусмотрено, что администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, имеет смысл, исходя из вышеуказанных норм БК РФ, понимать под администрированием доходов (в том числе федерального бюджета) непосредственно деятельность, осуществляемую администратором доходов.
Саму же процедуру администрирования доходов бюджета можно разделить на несколько фаз, отраженных на рисунке 1.
Рисунок 1 - Процедура администрирования доходов [3]
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (и его территориальные органы) в большей степени занимаются администрированием следующих видов доходов федерального бюджета:
1) доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации;
2) доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной собственности Российской Федерации;
Указанные виды доходов, среди прочих, в соответствии с частью 1 статьи 51 БК РФ, относятся к неналоговым доходам федерального бюджета.
На сегодняшний день проблемы формирования и управления неналоговыми доходами отошли на второй план из-за того, что государство активно проводит бюджетную и налоговую реформы. Но следует учитывать, что для рациональной активизации всех ресурсов, имеющихся у государства необходимо уделить особое внимание и неналоговым доходам.
В состав неналоговых доходов входят самые различные платежи, которые получаются также рядом разнообразных способов. Главное сходство таких платежей состоит в том, что они все являются налогами, но не регламентированы налоговым законодательством.
Главными причинами возникновения проблем формирования неналоговых доходов являются:
1. Несовершенство администрирования неналоговых доходов
2. Отсутствие единой классификации и кодификации неналоговых доходов
3. Низкое качество прогнозирования неналоговых доходов
4. Ограничение практики распределения в бюджеты субъектов РФ
5. Неэффективность механизма взимания отдельных видов платежей
На примере некоторых источников, за счет которых формируются неналоговые доходы, рассмотрим существующие проблемы формирования данных доходов [11].
На наш взгляд, одним из важнейших составляющих неналоговых доходов являются доходы от оказания платных услуг, которые помогут отразить в составе доходов бюджета все имеющиеся источники. Однако на практике реализовать эту норму будет достаточно сложно, так как большее число организаций не заинтересованы в выявлении всех доходов, ведь для них наиболее важное значение имеют внебюджетные средства, являющиеся дополнительными источником к средствам, выделяемым из бюджета.
Ввиду нечеткости нормативных актов, которые регулируют операции по получению и использованию доходов от оказания платных услуг возникают достаточно сильные противоречия в определении и практическом применении отдельных правовых норм. К возникновению широкого спектра нарушений в данной области приводит отсутствие точного и конкретного правового механизма, который регулировал бы отношения государственных учреждений в сфере рационального использования полученных средств от оказания платных услуг.
По нашему мнению, доходы от оказания платных услуг должны использоваться для совершенствования материально-технического обеспечения государственных учреждений и на социальные нужды. Также одним из главных источников формирования федерального бюджета являются доходы от использования государственной и муниципальной собственности.
Государственная собственность издавна является одним из важнейших источников формирования доходов бюджета, и на сегодняшний день также играют одну из главных ролей в вопросе увеличения за счет данной категории платежей неналоговых доходов.
1.2. Правовая природа неналоговых платежей, являющихся доходами федерального бюджета Российской Федерации
В настоящее время в России происходит планомерное изменение налогового законодательства, что в первую очередь связывается с динамичным развитием общественных отношений, мерами по стабилизации экономики и необходимостью улучшения благосостояния населения. Совершенствование социальной функции государства требует дополнительных взносов со стороны граждан и организаций, пользующихся социальными благами, что вынуждает законодателя развивать и дополнять систему платежей иными взносами.
Роль неналоговых доходов нельзя недооценивать, они составляют немалую часть в формировании российского бюджета. По статистическим данным последних лет, количество неналоговых поступлений значительно возросло – в федеральном бюджете их доля составляет 40,1% [10].
В законодательстве России существует пробел, который выражается в том, что нормативно-правовые акты не содержат в себе признаков, характеризующих неналоговые платежи. В связи с этим необходимо понять правовую природу неналоговых платежей, являющихся доходами федерального бюджета Российской Федерации.
В статье 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) закрепляется открытый перечень неналоговых доходов. Неналоговые платежи охватывают большую группу платежей, имеющих различную правовую природу. На наш взгляд, единственным объединяющим критерием этих платежей, образующих в совокупности неналоговые доходы бюджетов, является их название – «неналоговые»
В систему неналоговых платежей входят платежи самого различного рода. В первую очередь это фискальные платежи и парафискалитеты. Данные формы неналоговых платежей обладают схожими характеристиками, но главное их отличие заключается в следующем:
«Средства от уплаты фискальных сборов в полном объеме поступают в бюджет соответствующего уровня. Средства от уплаты парафискального платежа поступают в фонд юридического лица, выполняющего специальные функции, отражающие публичный интерес». Тема нашей работы направлена только на изучение неналоговых платежей, являющихся доходами федерального бюджета Российской Федерации. Следовательно, нами будет проведен анализ фискальных сборов как неналогового платежа.
В научной литературе существуют разные обозначения неналоговых платежей: «сборы», «платежи», «парафискалитеты», «некодифицированные публичные доходы», «квазиналоги» и т. д. Конституционный Суд Российской Федерации, пытаясь придать правовое основание таким платежам, использовал термины «фискальный сбор» и «неналоговый фискальный платеж». Необходимость квалификации каждого обязательного платежа с точки зрения его правовой природы является очевидной для надлежащего правового регулирования отношений.
В бюджетном законодательстве и в учебной литературе понятие неналоговых доходов дается по методу исключения: это всё, что не относится к налоговым доходам бюджетов. Исходя из такого понимания, необходимо определиться с налоговой природой платежей, с тем, какие признаки ее характеризуют. Прежде всего под налоговыми платежами следует понимать налог и сбор в значениях, придаваемых НК РФ. Так, налог соответствует следующим признакам:
«Отчуждение имущества физическим или юридическим лицом;
Отчуждение является принудительным, так как возникает в силу императивного требования закона;
Индивидуально-безвозмездное отчуждение, то есть без встречного предоставления плательщику;
Цель: финансирование деятельности государства и (или) муниципального образования».
При проведении разграничения между налогом и сбором исследователями применяется критерий индивидуальной возмездности, выражающийся в возникновении встречного обязательства уполномоченного субъекта по отношению к плательщику сбора.
Как отметил С. В. Запольский, доходы бюджетов принимают юридические формы налогов и неналоговых платежей. К неналоговым платежам относятся денежные средства, получаемые государством и муниципальными образованиями как участниками гражданского оборота, а именно арендная плата, дивиденды и другие частноправовые доходы. Также к неналоговым платежам относятся платежи, получателем которых может выступать только государство, – это платежи как мера публично-правовой ответственности (штрафы) и платежи, получаемые в рамках бюджетных правоотношений (финансовая помощь, полученная от субъектов или Федерации). И в том, и в другом случае это будут публично-правовые доходы [8].
Таким образом, возникло несколько мнений ученых-правоведов касательно природы таких платежей.
Неналоговый платеж существует как специфический вид платежа.
К неналоговым платежам Конституционный Суд относит обязательные публично-правовые платежи, не относящиеся к налогам и сборам, установленным НК РФ. То есть позиция законодателя заключается в том, что неналоговые платежи представляют собой отдельный от налогов и сборов платеж. Признавая законными платежи, названные «неналоговыми» или «фискальными» сборами, Конституционный Суд, таким образом, вывел их за рамки налоговых платежей, установив при этом признаки, позволяющие отграничить их от сбора. Позиция, изложенная в определении Конституционного Суда № 284-О, предполагает, что данные платежи носят неналоговый характер и являются фискальным сбором, так как обладают следующими признаками:
индивидуальная возмездность;
компенсационность.
А. В. Брызгалин и А. В. Демин полагают, что единственным критерием отграничения сборов от платежей неналогового характера является нормативный критерий. Применение указанного критерия означает, что к категории сборов относятся платежи, установленные законодательством о налогах и сборах; обязательные платежи, установленные не налоговым, а иным законодательством, относятся к категории неналоговых платежей. Стоит отметить несостоятельность такого подхода, так как в Конституции Российской Федерации закреплено положение о том, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы», из чего следует, что налоги и сборы могут быть установлены любым законом, который может и не являться кодифицированным актом налогового права.
По нашему мнению, подобный подход, основанный не на сущностных критериях, а на формальных признаках, не может быть признан правильным, и он обоснованно не разделяется многими учеными.
Неналоговый платеж по своей природе является видом налога или сбора.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Российская газета. – 1998. – 7 августа.
2. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория / Е.Ф. Борисов. – М.: Проспект, 2019. – 544 с.
3. Вялков, А.И. Финансовая политика как инструмент регулирования экономики в Российской Федерации (научный обзор) / А.И. Вялков // Экономист лечебного учреждения. – 2019. – № 1. – С. 15-18.
4. Гостева, М. Налоговое администрирование и налоговый контроль / М. Гостева // Финансовая газета. – 2019. – № 23. – С. 16-22.
5. Данилевский, Ю.А. Ревизия в государственном финансовом контроле / Ю.А. Данилевский, Л.Н. Овсянников // Бухгалтерский учет. – 2019. – № 16. – С. 36-38.
6. Камаев, В. Д. Экономическая теория / В. Д. Камаев. – М.: Владос, 2021. – 591 с.
7. Лермонтов, Ю.М. Итоги и перспективы налоговой политики / Ю.М. Лермонтов // Практическая бухгалтерия. – 2019. – № 8. – С. 28-32.
8. Лобачева, Е.Н. Экономическая теория / Е.Н. Лобачева. – М.: Юрайт, 2021. – 423 с.
9. Носова, С. С. Экономическая теория / С. С. Носова. – М.: КноРус, 2021. – 798 с.
10. Орлов, М. Фискальные игры / М. Орлова // Экономика и жизнь. – 2019. – № 44. – С. 10-18.
11. Орлов, М.Ю. Проблемы налогового контроля на современном этапе налоговой реформы / М.Ю. Орлов // Ваш налоговый адвокат. – 2019. – № 1. – С. 32-38.
12. Орлов, М.Ю. Совершенствование налогового администрирования: миф или реальность? / М.Ю. Орлов // Ваш налоговый адвокат. – 2019. – № 6. – С. 36-42.
13. Пансков, В. Г. О необходимости продолжения реформирования налоговой системы / В. Г. Пансков // Налоги и налоговое планирование. – 2019. – № 8. – С. 14-22.
14. Сажина, М. А. Экономическая теория / М. А. Сажина, Г. Г. Чибриков. – М.: Норма, 2021. – 608 с.
15. Тарасов, А.Н. Государственный контроль: сущность, содержание, современное состояние / А.Н. Тарасов // Журнал российского права. – 2021. –№ 1. – С. 36-42.
16. Химичев, А. Проблемы презумпции добросовестности в налоговом контроле / А. Химичев // Практическая бухгалтерия. – 2019. – № 5. – С. 32-38.
17. Шишкин, А.Ф. Экономическая теория / А. Ф. Шишкин. – М.: Владос, 2021. – 816 с.
18. Журнал «Бюджетный учет». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://b-uchet.ru.
19. Министерство финансов Российской Федерации // Официальный сайт. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.minfin.ru.
20. Федеральная налоговая служба // Официальный сайт. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.nalog.ru.