Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящей работы состоит в том, что в последнее время растет популярность старых свадебных обрядов и обычаев. Особенно сильно эта тенденция затронула Россию. У нас постоянно появляются работы и статьи, посвященные описанию древних славянских свадебных обрядов и обычаев.
Однако наиболее перспективным путем поиска таких обычаев становится анализ классических литературных произведений. Такие авторы, как Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский и др. в своих произведениях довольно точно и четко описывали свадебные и бытовые традиции жизни российского общества.
С другой стороны нужно так же отметить, что описание свадебных обрядов несло еще одно значение. При помощи такого описания авторы знакомили молодых людей с предстоящей им когда-нибудь процедурой. Правда здесь нужно отметить, что не один автор-прозаик не приводит полного и точного описания свадебного обряда или свадебной традиции.
Именно по этой причине можно сказать, что в большинстве случаев, можно говорить о том, что данная традиция упоминается в произведении того или иного автора. Соответственно и Н.М. Карамзин не стал исключением из данного правила.
В целом же нужно признать, что литературные произведения являются своеобразной рекламой свадебных обрядов классической, православной Руси или России. Писатели и поэты упоминают о существовании того или иного обряда или традиции, оставляя за читателем право самостоятельно найти недостающую информацию и познакомиться с этим явлением.
Одно можно сказать точно, что практикуемые сегодня брачные обряды и традиции во многом не соответствуют традициям прошлого. В тоже время остаются некоторые особенности, которые все же знакомы современным молодоженам. В частности, здесь речь может идти о традиции дарить подарки молодым, традиционно невесту к алтарю ведет отец и там передает ее жениху и т.д.
Цель работы – выявить свадебные традиции в повести И.М. Карамзина «Бедная Лиза».
Объект исследования – свадебные традиции.
Предмет исследования – свадебные традиции в повести И.М. Карамзина «Бедная Лиза».
Задачи исследования:
1. Анализ научной литературы по проблеме исследования;
2. Выявить основные свадебные традиции;
3. Дать характеристику повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»;
4. Описать свадебные традиции, встречающиеся в произведении;
5. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Понятие о свадебных обрядах
1.1. Свадебные обряды древних славян
С давних пор именно свадьба считается самым важным событием в жизни. Наши предки создавали семью, придерживаясь традиций и строго соблюдая особые правила. Отголоски свадебных обрядовых традиций Руси присутствуют и в современном бракосочетании.
Традиции свадебных обрядов славян насчитывают не один век: наши предки крайне внимательно следили за соблюдением правил. Создание семьи было сакральным и наполненным смыслом действием, которое в среднем занимало три дня. С того времени до нас дошли свадебные приметы и суеверия, на Руси передающиеся из поколения в поколение [2, с. 30].
Для наших предков свадебный обряд был крайне важным событием: к созданию новой семьи подходили крайне ответственно, надеясь на помощь Богов и судьбы. Само слово «свадьба» состоит из трех частей: «сва»-небо, «д»-деяние на земле и «ба»-благословленное Богами. Получается, что исторически слово «свадьба» расшифровывается как «земное деяние, благословленное Богами». Из этого знания и исходили древние свадебные обряды.
Вступление в семейную жизнь в первую очередь всегда направлено на продолжение здорового и сильного рода. Именно поэтому древние славяне накладывали несколько ограничений и запретов на создание новой пары:
• возраст жениха должен быть не меньше 21 года;
• возраст невесты — не меньше 16 лет;
• род жениха и род невесты не должны быть близки кровно [5, с. 65].
Вопреки существующему мнению, и жениха, и невесту редко выдавали замуж или женили против их воли: считалось, что Боги и сама жизнь помогают новой паре найти друг друга в особом, гармоничном состоянии.
В день Перуна или в праздник Ивана Купалы молодые люди, желающие встретить свою судьбу, собирались в два хоровода: мужчины вели круг «посолонь» — по ходу солнца, а девушки — «противосолонь». Таким образом, оба хоровода шли спинами друг к другу.
В момент сближения танцующих столкнувшихся спинами парня и девушку выводили из хоровода: считалось, что их свели Боги. Впоследствии, если девушка и парень были любы друг другу, устраивались смотрины, родители знакомились между собой, и, если все было в порядке, назначалась дата свадьбы.
Считалось, что в день бракосочетания невеста умирала для своего рода и его духов-хранителей, чтобы возродиться в роду жениха. Этой перемене придавалось особое значение. В первую очередь, о символической смерти невесты для своего рода говорил свадебный наряд: у наших предков было принято красное свадебное платье с белым покрывалом.
Красный и белый на Руси были цветами траура, а плотное покрывало, которым полностью закрывали лицо невесты, символизировало ее нахождение в мире мертвых. Снять его можно было только во время свадебного пира, когда благословение Богов над молодыми уже было совершено.
Подготовка к свадебному дню, как для жениха, так и для невесты начиналась накануне вечером: подруги невесты вместе с ней отправлялись в баню для ритуального омовения. Под горькие песни и слезы девушку омывали водой из трех ведер, символически указывая на ее присутствие между тремя мирами: Яви, Нави и Прави. Невеста и сама должна была плакать как можно больше, чтобы получить прощение духов своего рода, которых она покидает [5, с. 67].
Утром дня свадьбы жених присылал невесте подарок, означающий верность его намерений: шкатулку с гребнем, лентами и сладостями. С момента получения подарка невесту начинали переодевать и готовить к обряду бракосочетания. Во время одевания и причесывания подруги также распевали самые печальные песни, а невеста должна была плакать еще больше, чем накануне: считалось, что чем больше слез будет пролито до свадьбы, тем меньше их прольется во время супружеской жизни.
Тем временем в доме жениха собирался так называемый свадебный поезд: повозки, в которых сам жених и его дружина отправлялись за невестой с дарами ее подругам и родителям. Чем богаче семья жениха, тем длиннее должен быть поезд. Когда все приготовления завершались, поезд отправлялся к дому невесты под пение и танцы.
По прибытию родственники невесты проверяли намерения жениха вопросами и шуточными заданиями.
После того, как жених проходил, все проверки и получал возможность увидеть невесту, свадебный поезд вместе с молодыми, дружиной и родственниками направлялся на капище. Ехали на него всегда долгой дорогой, закрыв лицо невесты плотным покрывалом: считалось, что в это время будущая жена наполовину находится в мире Нави, и видеть ее «полностью живым» людям было нельзя [2, с. 31].
По приезду на капище ожидающий молодых волхв проводил обряд благословения союза, тем самым подтверждая лад в паре и скрепляя клятву молодых перед Богами. С этого момента жених и невеста считались семьей.
После обряда все гости во главе с семейной парой отправлялись на пир в честь свадьбы, который мог длиться до семи дней с перерывами. Во время угощения молодые получали подарки, а также многократно одаривали своих гостей поясами, куколками-оберегами и монетами.
Кроме того, в течение полугода семейной жизни новая семья, оценив подарок каждого гостя, должна была нанести ответный визит и подарить так называемый «отдарок» — ответный дар, стоимостью превышающий подарок гостя. Этим молодая семья показывала, что подарок гостя пошел впрок, увеличив их благосостояние.
Со временем непоколебимые свадебные традиции претерпели некоторые изменения, вызванные переселениями и войнами. Изменения прижились и принесли нам память о русских народных свадебных обрядах.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Александрова А.Ю., Проводина М.А. Свадебные традиции в России. – Екатеринбург: Альтер эго, 2017. – 343 с.
2. Андреева С.О., Савельева М.И. Свадебные традиции и обряды в русской литературе XVII-XIX веков. – СПБ.: Березка, 2015. – 358 с.
3. Борисов Г.П., Сычева Ю.С. Свадебные традиции в произведениях Н.М. Карамзина. – Ярославль: Азимут, 2016. – 359 с.
4. Васильев Я.Н. Свадебные традиции в русской поэзии и прозе. – Мурманск: ИД Полярные зори, 2016. – 293 с.
5. Ефимов А.В., Тихонов А.А. Анализ творчества Н.М. Карамзина. – Воронеж: Альянс, 2017. – 395 с.
6. Сорокина В.А., Петренко Г.Г. Русские свадебные обряды в повести «Бедная Лиза». – Новороссийск: Приоритет, 2016. – 468 с.
7. Титоренко В.В. Русская литература и освещение культурных традиций России. – Волгоград: Знамя, 2014. – 320 с.
8. Уфимцева А.В. Свадьба в русской литературе и живописи . – Волгоград: Смена, 2015. – 380 с.
9. Черкунова Т.Б., Валеева Н.А. Национальные культурные памятники в русской литературе. – Саранск: Символ, 2015. – 490 с.
10. Юличева Д.В. Культурологические особенности народных традиций. – Калининград: Янтарь, 2016. – 150 с.