Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы объясняется тем, что в условиях введения огромного количества санкций стал еще более насущным вопрос недопущения манипуляций с таможенной стоимостью со стороны участников внешнеэкономической деятельности.
В число основных задач таможенных органов входит обеспечение экономической безопасности государства. Одной из основных функций Федеральной таможенной службы (далее – ФТС России) является фискальная, поскольку таможенные платежи имеют значительную долю в пополнении федерального бюджета страны. Так как таможенная стоимость является базой для определения ставок для расчёта таможенных платежей, ее определение и контроль являются приоритетными задачами таможенных органов.
Поддержка экспортеров, в том числе и информационная, является стратегической задачей, которая становится особенно актуальной в последнее время. Участникам ВЭД важно знать порядок таможенного регулирования экспорта, в том числе, и вопросы определения таможенной стоимости при экспорте товаров. Такие знания необходимы в том числе в связи с тем, на базе таможенной стоимости рассчитывается общий размер таможенных платежей, на основе чего в дальнейшем определяется необходимость экспорта продукции. Это свидетельствует о целесообразности осуществления планового расчета таможенной стоимости еще на стадии закупки. Кроме того, таможенная стоимость определяется экспортёром самостоятельно, что требует знаний особенностей ее расчета.
Цель работы – рассмотреть правоприменение таможенной стоимости как элемента таможенного тарифа в практике таможенного дела.
Задачи, решаемые для реализации поставленной цели:
изучить понятие таможенного тарифа, его цели, вилы, роль в экономическом развитии стран, элементы таможенного тарифа;
выявить место таможенного тарифа в системе таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности;
раскрыть понятие таможенной стоимости, историографию формирования методологии определения таможенной стоимости в международном праве и законодательстве постсоветского периода;
охарактеризовать таможенную стоимость как элемента системы налогообложения и таможенного тарифа, ее значение в таможенном деле;
выявить проблемные вопросы теории и практики применения методологии определения таможенной стоимости в Евразийском экономическом союзе;
предложить пути совершенствования на современном этапе методологической основы определения таможенной стоимости в Евразийском экономическом союзе, механизма влияния на Единый таможенный тариф ЕАЭС.
1.2 Место таможенного тарифа в системе таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности
Рассматривая таможенный тариф как экономическую категорию, мы можем определить его в качестве инструмента экономической политики, направленного на регулирование общественных отношений, складывающихся при взаимодействии национальной экономики с экономикой других стран в области международного движения товаров, и выраженного в форме систематизированного перечня товаров и ставок таможенных пошлин.
Системы тарифного регулирования, применяемые большинством государств, основываются на схожих механиках и принципах. Существенное влияние на политику в данном вопросе оказывает деятельность международных организаций, определяющих, что такое таможенный тариф, и формирующих ключевые нормативные акты, ложащиеся в основу национальных законодательных положений [2, с. 243].
Введение таможенного тарифа помогает контролировать товарные потоки, достигая рационального баланса экспортных и импортных торговых операций. Пошлины являются стабильным источником пополнения государственного бюджета, и обеспечивают условия для поддержания приемлемого уровня рыночных цен.
Подобная практика в России насчитывает уже почти три столетия – впервые тарифный перечень для таможен был издан еще в 1724 году, в период правления Петра Первого, и поначалу представлял собой алфавитный список с указанием ввозных и отпускаемых товаров, каждому из которых присваивалась определенная величина обязательного сбора. Критериями для расчета служили стоимость продукции, а также объем поставки.
Существуют разнообразные критерии дифференциации таможенного тарифа, используемые для формирования номенклатурных списков, на основании которых определяется размер пошлины, а также порядок ее применения.
Элементарный, базовый вариант – присвоение каждой отдельно взятой единице одной ставки таможенного тарифа, исключающей вариативность налогообложения, и устанавливающей четкие тарифные требования [4, с. 36].
Выделяют три категории таможенного тарифа.
Импортная пошлина – взимается с декларантов, осуществляющих ввоз продукции на территорию государства. Является наиболее распространенным ограничительным механизмом в рамках торговли между странами. В данном случае таможенный тариф – это инструмент, целью использования которого выступает формирование структуры поставок зарубежных товаров, защита отрасли от недобросовестной конкуренции, сохранение приемлемого для потребителей уровня ценообразования, а также поддержание общей экономической стабильности за счет систематического пополнения бюджета.
Одним из популярных вариантов защиты национальных производителей выступает так называемая тарифная эскалация – целенаправленное повышение пошлин, применяемых к готовой импортируемой продукции. Сниженные ставки на сырье, нередко составляющие все 0,5% от общей стоимости, позволяют производственным организациям закупать необходимые материалы, и одновременно с этим инвестировать в дальнейшее развитие собственных мощностей, тогда как товары, приобретаемые с целью чистой перепродажи, в конечном итоге оказываются дороже отечественных. В то же время стоит отметить, что для определенных категорий сборы отменены полностью – так, в частности, не облагаются налогами некоторые виды детского питания и медицинских препаратов, что обусловливается их значимостью для населения.
Экспортная пошлина. Применяется в отношении продукции, вывозимой за пределы государственной таможенной зоны, в ситуациях, когда ценообразование является предметом целенаправленного регулирования, обеспечивающего снижение себестоимости за счет предоставляемых денежных субсидий. Ограничительная мера фактически призвана сохранить достаточный объем товара на внутреннем рынке, исключая перекос баланса между спросом и предложением. В то же время при установлении выгодных коммерческих условий с точки зрения потенциальной бюджетной доходности, правительство может проявлять заинтересованность в увеличении интенсивности экспортных отгрузок.
2 Таможенная стоимость понятие, назначение, место как элемента в системе налогообложения и таможенном тарифе
2.1 Понятие таможенной стоимости, историография формирования методологии определения таможенной стоимости в международном праве и законодательстве постсоветского периода
Таможенная стоимость – стоимость товара, определяемая в целях исчисления таможенных платежей (пошлин, таможенных сборов, акцизов, НДС).
Международная практика определения таможенной стоимости изначально была настолько разнообразной, а влияние таможенной стоимости на суммы подлежащих уплате пошлин и, соответственно, на конкурентоспособность товаров настолько значительным, что, в конце концов, на международном уровне было принято решение разработать единую методологию определения таможенной стоимости. Сначала в международной практике доминировало стремление определять таможенную стоимость на основе нормативных (мировых) цен, но конкретные и исчерпывающие методы расчета таможенной стоимости на этой основе разработаны не были.
В период между двумя мировыми войнами вопросы оценки товаров для таможенных целей рассматривались в рамках Международной конвенции по экономической статистике 1928 года под эгидой Лиги Наций. В то время вопросы методологии таможенной оценки решались на национальном уровне, вопрос поднимался только о достижении большей точности в учете объемов международной торговли на основе единого подхода к определению стоимости торгуемых товаров. Уже тогда было предложено оценивать объем импорта на момент пересечения границы страны импорта.
После Второй мировой войны и основания Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) в 1947 году вопросы таможенной оценки стали рассматриваться более пристально, что было вызвано, среди прочего, значительным увеличением международной торговли. Еще в 1947 году статья VII ГАТТ заложила фундаментальные подходы к единообразной таможенной оценке, в частности опору на фактическую цену (стоимость) товаров, неприменимость фиктивных и произвольных оценок, а также внутренних цен для таможенной оценки.
Статья устанавливала только общие принципы оценки, но не содержала методов расчета фактической цены, практически можно было выбрать произвольную цену товара в качестве таможенной стоимости, поэтому после подписания ГАТТ встал вопрос о создании нового соглашения по таможенной оценке.
Подписанная в 1953 году в Брюсселе на основании статьи VII ГАТТ «Конвенция о создании единой методологии определения таможенной стоимости товаров» (Брюссельская конвенция о таможенной стоимости — BTS) определяла таможенную стоимость как «нормальную цену товаров, по которой они могут быть проданы в страну назначения на момент подачи таможенной декларации.»
В то же время под нормальной ценой понималась цена, которая складывается на открытом рынке между независимым продавцом и покупателем. В соответствии с этой системой для каждого товара определялась «нормальная рыночная цена» и на ее основе рассчитывались таможенные пошлины. Превышение заявленного значения «нормальных значений», указанных в списке, было разрешено. Отклонение в направлении вниз не должно превышать 10%.
Сформулированные подходы были приняты большинством активных участников мировой торговли, за исключением США и Канады. С дальнейшим развитием системы определения таможенной стоимости ее структура усложнилась, в нее дополнительно были включены различные расходы, связанные с оказанием услуг при осуществлении торговых операций и трансакций. BTS (статья 3) также включает положения, согласно которым «обычная цена» может включать расходы, связанные с приобретением патентов и товарных знаков, т.е. объектов интеллектуальной собственности.
В 1979 году страны-участницы приняли первую редакцию Соглашения о применении статьи VII ГАТТ (она даже стала известна как Кодекс определения таможенной стоимости). В 1994 году по итогам «Уругвайского раунда» многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ положения Соглашения были доработаны и дополнены.
Экономическую сущность таможенной стоимости можно определить как: «величину общественно необходимых затрат труда на производство и реализацию товара с учетом его потребительских свойств, сложившуюся на международном рынке, а также расходов, меняющих стоимость товара до пересечения таможенной границы» [10, с. 64].
Для определения таможенной стоимости были разработаны методы определения на основе международных принципов, они существуют для определения таможенной стоимости, которые позволяют при наличии выстроенной системы контроля повысить поступление таможенных платежей в федеральный бюджет и сделать их более предсказуемыми. Согласно нормам главы 5 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) таможенная стоимость устанавливается шестью методами определения таможенной стоимости [11, с. 86].
2.2 Таможенная стоимость как элемент системы налогообложения и таможенного тарифа, ее значение в таможенном деле
Достаточно часто при формировании и развитии налоговых систем особое, а иногда и повышенное внимание уделяется вопросам, связанным с уровнем ставок налогов и сборов, и соответственно, возможными последствиями изменения ставок, состава льгот, а также механизмам их корректного использования. Однако не меньшего внимания заслуживают вопросы, относящиеся к базе для исчисления налогов (далее - налоговая база), особенно с учетом того, что в условиях экономического кризиса, нестабильности финансовой системы возможности государства по изменению ставок и льгот могут значительно ограничиваться.
Переходя к вопросу о налоговой природе таможенной стоимости и ее налоговой функции как элемента налогообложения (таможенная стоимость является этим элементом), мы отмечаем, что Соглашение 1994 года определяет цель таможенной стоимости «... для целей налогообложения импортируемых товаров таможенными пошлинами в процентах от стоимости импортируемых товаров (адвалорный)». Характерно, что российское законодательство определило назначение таможенной стоимости более подробно, чем само понятие таможенной стоимости, при этом с течением времени неоднократно видоизменяя и уточняя его. В то же время налоговую функцию таможенной стоимости следует обсуждать с определенной долей условности в силу правовой специфики и экономической природы таможенных пошлин, для расчета которых, в первую очередь, предназначена таможенная стоимость.
Таможенные пошлины с юридической точки зрения не являются налогами, в том числе не предусмотренными налоговой системой Российской Федерации, при этом их (таможенных пошлин) введение подчиняется, прежде всего, общим принципам установления налоговых платежей. Во-вторых, таможенная стоимость фактически используется как элемент налогообложения (налоговая база/часть налоговой базы) при расчете не только таможенных пошлин, но и налогов, взимаемых при импорте товаров - НДС, акциз. Именно по этим причинам допустимо говорить о налоговой природе таможенной стоимости и ее налоговой функции.
Как уже отмечалось, изначально целевое назначение таможенной стоимости было закреплено в Законе Российской Федерации «О таможенном тарифе», на основании которого в литературе принято выделять следующие варианты целевого использования таможенной стоимости:
– обеспечение выполнения фискальной функции, поскольку значительная часть сумм таможенных платежей собирается с использованием таможенной стоимости;
– обеспечение реализации равных конкурентных условий и равного права на уплату таможенных пошлин всем участникам внешнеэкономической деятельности, поскольку законодательством предусмотрен единый порядок расчета таможенной стоимости и ее структура (элементы, ее составляющие);
– использование при ведении таможенной статистики внешней торговли;
– использование при осуществлении валютного контроля;
– использование при контроле эквивалентности бартерных операций;
– применение при мониторинге соблюдения стоимостных квот.
Отдельно отметим назначение таможенной стоимости в качестве (налоговой) базы для расчета ряда таможенных платежей.
Это фактически определяет налоговую функцию таможенной стоимости, измененные варианты которой неоднократно фиксировались в таможенном законодательстве Российской Федерации. Так, в частности, в Трудовом кодексе Российской Федерации 1993 года было отмечено, что таможенная стоимость товаров и транспортных средств является основой для расчета таможенных пошлин, акцизов и таможенных сборов, а для расчета НДС основой является сумма таможенной стоимости, таможенной пошлины и акцизного сбора (для подакцизных товары).
Заключение
Анализ материалов правоприменительной практики подтверждает, что наибольшие сложности испытывают таможенные органы в арбитражных судах при рассмотрении дел об оспаривании решений таможенных органов о корректировке таможенной стоимости при доказывании правильности применения таможенным органом шестого, или резервного, метода определения таможенной стоимости, а, как было установлено ранее, именно этот метод выбирают таможенные органы в том случае, если декларанты не могут предоставить документы, которые бы позволили применить предыдущие методы.
Также существенной проблемой является отсутствие реальной ценовой информации о ввозимых товарах. В распоряжении должностных лиц ценовая информация содержится не в полном объеме и не по всей товарной номенклатуре, так как не существует специальных программных средств, предназначенных для оперативного контроля таможенной стоимости товара и содержащих актуальный массив ценовой информации. Для решения данной проблемы необходимо наладить интенсивное сотрудничество таможенных органов стран – участниц ЕАЭС с таможенными органами государств, не являющихся членами ЕАЭС, с целью того, чтобы сформировать унифицированное и единое информационное поле о внешнеторговых сделках для эффективного информационного обмена между всеми странами, что позволит сотрудникам таможенных органов всех стран иметь точные, полные и актуальные сведения о перемещаемых товарах.