Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Формальная социология - одна из областей социологии, которая придает особое значение понятию социальной формы. Согласно формальной социологии, изучение и классификация социальных форм должны составлять аналитическую основу социологии.
Формальная социология возникла в конце XIX-начале XX вв., представители которой стремились, в отличие от эволюционного "субстанциализма" (и натурализма), свести социальные отношения к более или менее ограниченному набору их структурных элементов. Предметом формальной социологии являются устойчивые и универсальные формы социального взаимодействия, если абстрагироваться от их конкретного и исторического содержания. В. Дильти, г. Зиммель, Ф. Теннис, Л. фон виз внесли свой вклад в становление и развитие классической социологии посредством развития формальной социологии. В этой работе мы рассмотрим идеи Фердинанда тенниса, одного из предшественников современной формальной социологии.
Сфера научных интересов Ф. тенниса была обширной и многогранной. Помимо написания теоретических работ по социологии, он провел крупные эмпирические исследования с использованием социальной статистики. Он обратился к анализу таких проблем, как: преступность, бедность, самоубийства и так далее.
Дюркгейм разработал четкую концепцию предмета социологии-считается классиком теории социологического метода (подход - «социальный реализм»).
Объект исследования: учение о двух типах общества Ф. Тенниса и Э. Дюркгейма
Предмет исследования: Сравнительный анализ учений о двух типах общества Ф. Тенниса и Э. Дюркгейма
Цель исследования: провести сравнительный анализ учений о двух типах общества Ф. Тенниса и Э. Дюркгейма
Задачи исследования:
-рассмотреть особенности теории Ф. Тенниса
-изучить особенности учений Э. Дюркгейма
-провести сравнительный анализ
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ФОРМАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ ФЕРДИНАНДА ТЕННИСА
1.1.Община, общество и типы общественных отношений
Различие между" сообществом" и "обществом" лежит в основе теоретической социологии тенниса. Изучению организации общественной жизни в ее развитии посвящена его основная работа. "Сообщество и общество", впервые опубликованное в 1887 году, он рассматривает здесь два типа социальных отношений — сообщество и общество как две стадии непрерывного исторического процесса с присущей каждому из них природой. Ученый рассматривает сообщество и общество как две эпохи, в первой из которых господствуют единодушие, обычаи и религия, а во второй, пришедшей ей на смену, — условности, политика и общественное мнение.[1]
Основное внимание ученого сосредоточено на выявлении существенных характеристик каждого типа, действующих в них закономерностей и механизма социальных изменений. Чтобы исключить интерпретацию этих терминов как синонимов, потребовался сложный и тонкий лингвистический и стилистический анализ.
Постановка основной проблемы социологии вытекает из противоречия между рационалистическим и историческим подходами к проблеме возникновения и существования государства, права и социальных институтов. Теннис поставил перед собой цель соединить рационалистическое и историческое мировоззрение, соединить преимущества рационального научного метода с историческим видением социального мира.
Это фундаментальное противопоставление двух типов общества последовательно было реализовано в небольшой работе под названием "сообщество и общество". Его основная идея заключалась в противопоставлении концепций общественных отношений и связей, с одной стороны, и связей с общественностью, с другой.
Отношения первого типа основаны на эмоциях, привязанностях, духовных склонностях и сохраняют свою идентичность как сознательно (в силу традиций), так и бессознательно (в силу эмоциональных связей и объединяющего влияния общего языка).
Выделяют следующие виды связей с общественностью:
1) родовые отношения, которые в первую очередь рассматриваются как собственно родовые или родовые отношения;
2) добрососедские отношения, характеризующиеся сожительством, характерные для брака и в узком смысле слова семейной жизни, однако в понятии, имеющем более широкий смысл;
3) дружеские отношения, основанные на осознании духовной близости или родства. Они приобретают особое социальное значение, когда их признают как общую религиозную принадлежность, как «общину ".
Отношения второго типа, или общественные отношения, имеют иную природу. Их принцип и основа- рациональный обмен, изменение вещей, находящихся во владении. [2]
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. / Пер с фр. - М.: Прогресс, 2020. - 608с.
2. Букина Т.Н. Концепция религии Э. Дюркгейма и ее влияние на современную буржуазную социологию религии. М.: МГУ, 2019. - 126с.
3. Гофман А.Б. Религия в философско-социологической концепции Э. Дюркгейма. // Социологические исследования. - 2019. - №4. - С.47-62.
4. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М.: Университет, 2020. - 216с.
5. Гофман А.Б. Эмиль Дюркгейм в России. М.: ГУ ВШЭ, 2021. - 100с.
6. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Методология социологии. / Пер с фр. - М.: Наука, 2017. - 572с.
7. Дюркгейм Э. Ценностные и реальные суждения. / Пер с фр. // Социологические исследования. - 2018. - №2. - С.46-54.
8. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. / Пер. с фр. - М.: Канон, 2019. - 352с.
9. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. / Пер с фр. // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. М.: Канон +, 2021. С.146-172.
10. Западная социология. / Под ред. И.А. Громова и др. - СПб.: Ольга, 2018. - 372с.