Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В науке семейного права существует ряд спорных вопросов, касающихся определенных аспектов лишения родительских прав. Таким образом, активно обсуждается вопрос о том, необходимо ли расширять или, наоборот, совершенствовать перечень оснований, дающих суду право лишать родителей их прав по отношению к ребенку. Другая группа вопросов касается процедурной стороны рассматриваемого института, например, прав ребенка на подачу иска против своих родителей.
Сотрудники правоохранительных органов не всегда имеют четкие правовые ориентиры при решении различных вопросов, связанных с лишением родительских прав. Поэтому нет четкого ответа на вопрос о том, могут ли родители продолжать общаться с ребенком после лишения родительских прав, и если да, то, как именно это должно быть реализовано. Сюда же следует отнести неоднозначный подход судов к решению вопроса о восстановлении родительских прав.
Объектом исследования выступают правовые отношения, возникающие в процессе реализации института лишения родительских прав.
Предметом исследования являются семейно-правовые и иные отраслевые нормы, регулирующие вопросы ответственности родителей и защиты прав детей.
Цель исследования – выявить особенности и проблемы лишения родительских прав как меры ответственности.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие и исторические аспекты института лишения родительских прав;
- исследовать особенности лишения родительских прав как мера ответственности в семейном праве;
- исследовать основания лишения родительских прав;
- рассмотреть процессуальные особенности судебного разбирательства по делам о лишении родительских прав;
- проанализировать правоприменительную практику по делам лишения родительских прав.
Методологической базой исследования стала совокупность методов научного познания. Так, были применены такие методы, как логико-семантический, логический, формально-юридической, системный и сравнительно-правовой. Указанные методы позволили собрать и проанализировать необходимую информацию и сделать выводы о проделанном исследовании.
Нормативную базу исследования составило отечественное семейное, медицинское и гражданско-правовое законодательство, которое регулирует институт лишения родительских прав: Семейный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ.
Эмпирическую базу исследования составили решения российских судов по гражданским спорам, связанным с лишением родительских прав, с восстановлением в родительских правах, и по другим делам, которые связаны с перечисленными категориями споров.
Теоретическую базу исследования составили научные статьи, учебные пособия, диссертации и научные монографии учёных и специалистов в области семейного и гражданско-процессуального права.
В процессе написания данной работы были использованы труды таких исследователей, как: С.А. Кудрявцева, С.В. О.А. Бахарева, М.А. Галиченко С.Е. Костина, Л.М. Пчелинцева, П.Л. Полянский, А.И. Фролов и др.
Структура работы определена целями и задачами исследования и состоит из введения, двух разделов, включающих пять параграфов, заключения и списка источников.
1. Основные черты института лишения родительских права
1.1 Понятие и исторические аспекты института
лишения родительских права
Во все времена родители имели право и обязанность жить, поддерживать и воспитывать своих детей перед всеми другими людьми и несли ответственность за своих детей. Раннее историческое развитие семьи определялось тем, что отношения в ней формировались на основе обычаев и религиозных канонов.
Надо сказать, что родительская власть над детьми имеет практически неограниченные пределы. Изначально отношения между родителями и детьми всегда основывались на родительском авторитете, потому что женщина также принадлежала своему мужу, а ребенок принадлежал обоим, но мать не имела права воспитывать его, потому что ребенок был ее отпрыском. Конечно, Древняя Русь в значительной степени отождествлялась с мужским патриархатом. Надо сказать, что законы того времени были настолько несовершенны, что даже если один из родителей совершал преступление против своего ребенка, это преступление признавалось небольшой тяжести, но при этом родитель приговаривался к году тюремного заключения и церковному покаянию. Что касается детей, совершивших преступление против своих родителей, то они были подвергнуты смертной казни .
На наш взгляд, следует отметить, что ребенок, несмотря на то, что пережил насилие в семье, понимал, что он не должен допускать никакого физического насилия в отношении своих родителей. Нет никаких сомнений в том, что власть родителей над детьми обусловлена существующими законами того времени, поэтому дети подвергались насилию по отношению к ним со стороны своих родителей, и в некоторых случаях это вызывало бурную реакцию. Следует отметить, что первый и, на наш взгляд, самый важный закон в истории семейных правоотношений был принят во Франции 14 июля 1889 года.
А.И. Загоровский в своем время писал, что «принятый во Франции закон назывался о защите детей, нравственно безнадзорных и лишенных родительской власти. Французский законодатель различает в этом отношении два типа дел: совершение родителями преступных деяний, влияющих на характер и моральное отношение ребенка, и совершение таких действий, которые, непосредственно не затрагивая личность ребенка, провоцируют страх перед дурным влиянием на детей. В первом случае это обязательное лишение родительских прав, а во втором - решение суда» .
На наш взгляд, французское законодательство того периода ставило задачу защиты прав несовершеннолетних детей от родительского насилия в семье, а родители, в свою очередь, несут соответствующую ответственность, в соответствии с положениями этого закона.
Французское законодательство не раскрывает суть уголовного разбирательства со стороны родителей, по-видимому, суд делает это, основываясь на фактических действиях, которые имели место. Думается, что это в первую очередь связано с меняющимися условиями развития общества и государства, которое заинтересовано в принятии закона о защите прав и интересов детей, ведущего к созданию и развитию отдельной семьи.
Следует отметить, что сложный исторический период становления семейных отношений, в том числе и в воспитании своих отпрысков, характеризуется своими особенностями, связанными с особенностями государственного устройства, меняющимися обычаями и традициями, отношением к религии, экономическими проблемами, возникающими в обществе и каждой семье в отдельности.
Такие изменения в семейных отношениях во Франции не могли не повлиять на общее развитие семейного законодательства в России и других странах мира.
Двадцатый век был назван «веком ребенка», потому что именно в этот период начались революционные события, и в то время государство объявило себя верховным опекуном ребенка, а семейное воспитание было заменено общественным образованием. В этот период проблема охраны и оберегания прав ребенка еще не возникла.
Следует отметить, что действующее законодательство того периода в вопросах защиты прав детей отставало от потребностей времени, поскольку стремилось защитить авторитет родительской власти, но не ребенка, а несовершеннолетний признавался принадлежащим к определенной семье.
Но в то же время на государственном уровне принималось решение о принятии кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном и семейном праве, которые впервые направлены на защиту прав ребенка в семье.
Следует отметить, что «в случае неисполнения родителями своих обязанностей или ненадлежащего осуществления своих прав по отношению к детям, а также в случае жестокого обращения с детьми суд принимает решение об изъятии детей у родителей и передаче детей под опеку и попечительство, в то время как суд может принять решение о присуждении алиментов ребенку от обоих родителей. В ожидании решения суда органы опеки и попечительства имеют право принять решение об уходе от родителей и других лиц, детей которые находятся на их попечении, если оставлять детей с такими лицами опасно, статья 46 кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном и семейном праве» .
Органам опеки и попечительства было поручено осуществлять контроль за воспитанием несовершеннолетних в семьях, и если они получали информацию от граждан или должностных лиц, то после принятия мер по установлению нарушений в воспитании ребенка представитель органа опеки и попечительства выносил постановление об административном изъятии ребенка из семьи.
В то же время следует подчеркнуть, что органы опеки и попечительства при изъятии ребенка у родителей могут заменить ему семейное воспитание, даже если оно существует и должным образом осуществляется родителями. Поэтому в стране расширялась сеть детских учреждений, таких как детский дом, приют для детей, сиротский приют.
В 1926 году возникла необходимость в модернизации семейного и другого законодательства. Так, 19 ноября 1926 года был принят закон «О браке, семье и опеке в РСФСР» , в котором продолжает усиливаться роль государственных органов по защите прав детей.
Статья 46 этого закона предусматривает важное положение: «в случае неисполнения родителями своих обязанностей или ненадлежащего осуществления своих прав по отношению к детям, а также в случае жестокого обращения с детьми суд принимает решение об изъятии детей у родителей и передаче детей органам опеки и попечительства, судья может принять решение о выплате алиментов с обоих родителей».
Следует отметить, что только по решению суда дети изымаются из семьи и передаются на попечение органов опеки и попечительства с одновременным взысканием алиментов с обоих родителей в пользу несовершеннолетнего ребенка. Таким образом, роль суда в этом вопросе возросла, и контроль суда продолжает укрепляться, что способствует усилению защиты прав ребенка.
Действующее законодательство впервые предусматривает право требовать материального содержания несовершеннолетних детей от одного из родителей, проживающих отдельно от него. Надо сказать, что на практике возникали проблемы с взысканием алиментов судебным приставом, но меры государственного принуждения способствовали их восстановлению (например, если должник не платил своевременно алименты, на его имущество обращалось взыскание, в том числе на единственное жилье).
В законе 1969 года права и обязанности родителей по воспитанию детей выделены в отдельную специальную главу 8. Мать и отец имеют равные права по отношению к своим детям, даже если они расторгнут брачные отношения, согласно закону, они будут обязаны содержать и воспитывать ребенка.
Несмотря на то, что законодатель стремился в полной мере защитить и сохранить семейные правоотношения, действующее законодательство устанавливает только институт лишения родительских прав, но не устанавливает такой институт, как ограничение в родительских правах.
Анализируя предыдущее законодательство, можно сказать, что государство стремилось защитить права ребенка путем применения более строгой меры родительской ответственности – лишения родительских прав, передачи ребенка органам опеки и попечительства для определения его дальнейшего помещения в соответствующие учреждения.
На наш взгляд, законодательство того периода уделяло больше внимания социализации ребенка, нежели улучшению семьи. Следует отметить, что в статье 64 закона РСФСР установлена возможность изъятия ребенка из семьи без лишения родителей родительских прав. В частности, она заявила, что суд при рассмотрении дела, связанного с изъятием ребенка у родителей без лишения их родительских прав, привлекает к участию в деле представителей органов опеки и попечительства .
На наш взгляд, эта норма явилась прототипом института ограничения родительских прав, после чего она была закреплена в Семейном кодексе Российской Федерации 1995 года, вступившем в силу 1 марта 1996 года (далее – СК РФ), а именно в статье 73 СК РФ .
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовая
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 01.07.2021)
2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 07.10.2022)
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 04.08.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022)
4. Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 N 143-ФЗ (ред. от 14.07.2022)
Научная и учебная литература
5. Актуальные проблемы семейного права: учеб. пособие / Л. В. Кудрявцева., С. А. Куемжиева, Л. В. Масленникова. – Краснодар : КубГАУ, 2020. – 101 с.
6. Батурина Н.И. Специфика рассмотрения гражданских дел в суде по лишению и восстановлению родительских прав // Научный альманах: сб. ст. Волгоград, 2019. С. 3-5.
7. Бахарева О.А., Цепкова Т.М. Исполнение решения по делам о лишении родительских прав и его правовые последствия // Вестник Саратовской государственной юридической академии. –2018. № 2 (121). С. 142-148.
8. Борисова, А. Н. Комментарий к Федеральному закону «Об опеке и попечительстве» / А.Н. Борисова. - М.: Юстицинформ, 2021. - 232 c.
9. Галиченко М.А. История развития законодательства о лишении родительских прав // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 51. С. 81-83.
10. Гришин А.В. Защита прокурором прав и законных интересов несовершеннолетних посредством иска о лишении родительских прав // Защити меня. 2019. № 2. С. 12-16.
11. Демичев А.А. Семейное право: учебник. М.: Инфра-М, 2021. 291 с.
12. Дорохов Д.В. Лишение родительских прав как способ защиты прав ребёнка // Педагогическое образование на Алтае. 2019. № 2. С. 90-94.
13. Костина С.Е. Восстановление родительских прав как мера защиты прав ребёнка – современное состояние и перспективы развития // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2019. № 1 (126). С. 119- 123.
14. Конобеевская И.М. Семейное право. Уч.пос. — М.: Проспект, 2020. 160 с.
15. Лозовская С. О. Семейное право. Учебник для бакалавров. — М.: Проспект, 2019. 352 с.
16. Нечаева А.М. Семейное право Российской Федерации: учебник. М.: Юрайт, 2019. 294 с.
17. Образцова Н.И. Учёт мнения ребёнка при рассмотрении дела о лишении родительских прав // Вопросы российской юстиции. 2020. № 8. С. 230- 236.
18. О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Минская конвенция. — М.: Проспект, 2019. 40 с.
19. Об опеке и попечительстве. О государственном банке детей, оставшихся без попечения родителей. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: моногр. . - М.: КноРус, 2021. - 263 c
20. Обзор статистических данных о рассмотрении в Верховном Суде Российской Федерации в 2020 году административных, гражданских дел, дел по разрешению экономических споров, дел об административных правонарушениях и уголовных дел https://www.vsrf.ru/documents/statistics/29716/
21. Попова Л.И. Особенности процессов по лишению и ограничению в родительских правах // Энигма. 2019. № 16-1. С. 203-206.
22. Пчелинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Инфра-М, 2019. 848 с.
23. Правовое регулирование трансграничных брачно-семейных отношений в России. Сборник научных трудов / Отв.ред. О.Е. Савенко , Г.Ю. Федосеева. — М.: Проспект, 2018. 128 с.
24. Полянский П. Л. Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г. История и характеристика. Текст. Постатейные материалы: монография / П. Л. Полянский. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2020. — 240 с. - ISBN 978-5-00156-056-2. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1078416 (дата обращения: 18.10.2022)
25. Рабец А.М. Ювенальное право Российской Федерации: учебник. М.: Юрайт, 2018. 362 с.
26. Старосельцева М. М. Осуществление и защита родительских прав по семейному законодательству РФ: дис.. канд. юрид. наук. М., 2018. 180 с.
27. Ульбашев А.Х. Семейное право: учебник. М.: Юрайт, 2020. 176 с.
28. Фролов А.И. Лишение родительских прав. Ограничение родительских прав: конспект лекции. СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2018. 32 с.
29. Цепкова Т.М. Исполнение решения по делам о лишении родительских прав и его правовые последствия // Вестник Саратовской государственной юридической академии. –2018. № 2 (121). С. 142-148.
30. Шахбиева М.М. Основания и последствия лишения (ограничения) родительских прав в российском законодательстве // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2020. № 6-46. С. 287-290.