Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы конституционного контроля и надзора заключается в том, что система специального конституционного контроля создает обширные возможности для правового разрешения политических конфликтов и разногласий. По существу, формируется действительная возможность для конституционного, правового выхода из всех сложных, тупиковых ситуаций.
Также следует заметить, что вопрос, который связан с обеспечением конституционности нормативных документов, перестал быть по большей части или исключительно вопросом защиты прав человека. На первый план выдвигается обеспечение стабильности в обществе, придание его развитию устойчивости, задача привлечения всех государственных органов власти, а также граждан, к активному участию в этом процессе.
Глава 1.Общая характеристика конституционного контроля и надзора в РФ
1.1.История возникновения и развития конституционного контроля
Если говорить о формировании конституционного судебного контроля в России на современном этапе, нельзя не заметить, что она восприняла базовые признаки европейской модели конституционного контроля, хотя и обладает собственной спецификой, которая связана со сложностями перехода от тоталитарного к демократическому и правовому государству.
Главные этапы формирования института конституционного контроля в России:
- зарождение идей о конституционном контроле в России (19 – начало 20 века);
- конституционный контроль ЦИК СССР при вспомогательной роли ВС СССР (20-30-е годы 20 века);
- конституционный контроль Президиума ВС СССР (30-80-е годы 20 века);
- конституционный контроль высшими государственными органами власти: Съездом народных депутатов СССР, ВС СССР, Комитетом конституционного надзора СССР;
- обеспечение верховенства Конституции и ее юридической защиты независимым органом конституционного контроля – Конституционным Судом (с 1991 г.) [6, c. 88].
Осуществление на практике конституционного контроля начинается в первые годы советской власти. В данный период времени конституционный контроль был осуществлен Всероссийским съездом Советом и Всероссийским Центральным исполнительным комитетом, который имел право отменить почти любой акт при его противоречии Конституции РСФСР. В практической деятельности отмена конституционных актов была реализована Президиумом ВЦИК.
Собственные предварительные заключения о конституционности того либо другого юридического акта предоставлял отдел законодательных предположений.
В связи с созданием в 1922 году СССР и объективной потребностью обеспечить соответствие республиканского законодательства общесоюзным положениям функции, связанные с осуществлением конституционного контроля, перешли ЦИК СССР, а во время между его сессиями – Президиуму ЦИК СССР. Вспомогательная роль при проведении конституционного контроля начал исполнять созданный в 1923 году ВС при ЦИК СССР.
1.2.Понятие, сущность и виды конституционного контроля и надзора
Создание правового государства подразумевает безусловное соблюдение норм Конституции РФ, являющихся нормативной базой всей государственности и общественной деятельности в государстве.
На ее основе построена система законности, обеспечение которой не может происходить стихийным образом. Для этого необходимо целенаправленное влияние на деятельность всех субъектов правовых отношений.
Проблема укрепления законности обладает системным характером, который связан с большинством процессов и явлений социальной жизни. Должны быть осуществлены определенные мероприятия, связанные с обновлением законодательства, обеспечением верховенства закона и господства права, базовых прав и свобод личности, защите общества от произвола властей, взаимной ответственности граждан и государства.
В этом процессе особенное место уделяется конституционному контролю, основная задача которого заключается в ограждении граждан от незаконных действий разных должностных лиц и органов государства, защитить конституционный строй РФ [19, c. 72].
Конституционный контроль – это особая разновидность правоохранительной деятельности в государстве, состоящий в проверке соответствия законов и других нормативных актов конституции этого государства самостоятельными от исполнительной и законодательной власти судебными либо специализированными органами контроля по обращениям уполномоченных лиц либо по инициативе органа контроля. Данную проверку в той либо другой степени могут осуществлять разные органы государства: прокуратура, парламент, глава государства.
Между тем, в конституционном праве на современном этапе под конституционным контролем следует понимать проверку конституционности нормативных актов, производимая самостоятельным от исполнительной и законодательной власти органом суда. Следовательно, конституционный контроль, в первую очередь, это судебный контроль.
В современную эпоху он получил универсальный характер и определен практически всеми действующими конституциями в качестве необходимого института правового государства.
К причинам подобного обширного распространения можно отнести рост количества законов и иных нормативных актов (как следствие усилившейся роли государства в социально-экономической сфере общественной жизни), что увеличивает возможность их расхождения с конституцией; политический плюрализм, приводящий к возможности конституционно-правовых споров, осложнение федеральных отношений и конфликтов.
Конституционный контроль суда – это наиболее важный элемент системы разделения властей в ее современном виде [9, c. 83].
Можно выделить следующие виды конституционного контроля.
В первую очередь, по времени применения конституционного контроля можно выделить предварительный и последующий контроль. Определяющим в этом случае признается момент контроля. При предварительном контроле проверка акта производится до его вступления в силу, до подписания главой страны. Последующим именуют конституционный контроль вступившего в юридическую силу акта.
Во-вторых, по юридическим последствиям конституционный контроль бывает консультативным и постановляющим. В первом случае орган вправе высказаться по предложенным ему на исследование актам с позиции их соответствия Конституции РФ.
Глава 2.Особенности конституционного контроля и надзора в РФ
2.1.Конституционный Суд РФ как основной орган конституционного контроля и надзора
Конституционный Суд РФ – это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть при помощи конституционного судопроизводства.
Для обеспечения конституционных основ государственного строя, базовых прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ по всей территории страны Конституционный Суд РФ:
- изучает дела о соответствии Конституции РФ:
а) федеральных законов, нормативно-правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, Государственной Думы РФ, Совета Федерации РФ;
б) конституций республик, законов и иных правовых актов субъектов РФ, которые были изданы по вопросам, относящимся к компетенции государственных органов власти РФ и совместному ведению государственных органов власти РФ и субъектов РФ;
в) договоров между государственными органами власти РФ и субъектов РФ;
г) международных соглашений, не вступивших в юридическую силу;
- разрешает споры о компетенции:
а) между государственными органами власти федерального уровня;
б) между органами государственной власти на уровне субъектов РФ;
в) между высшими государственными органами РФ;
- по жалобам на нарушения прав и законных интересов граждан, а также по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
- занимается толкованием положений Конституции РФ;
- выдает заключения о соблюдении регламентированной процедуры выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступного деяния;
- выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
- осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему на основе положений Конституции РФ, Федеративного договора и федеральных конституционных законов;
- использует права, предоставляемые ему заключенными договорами об отграничении полномочий и предметов ведения между государственными органами власти на уровне РФ и субъектов РФ, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению как органа, осуществляющего конституционный судебный контроль [23, c. 96].
Конституционный Суд РФ решает только юридические вопросы. Конституционный Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от создания и исследования фактических обстоятельств дела во всех случаях, когда это напрямую входит в компетенцию других судов или иных органов.
Конституционный Суд РФ согласно новому законодательству потерял некоторые полномочия, которыми обладал ранее. Из полномочий этого органа исключили рассмотрение дел о конституционности общественных организаций, политических партий, действий и решений всех должностных лиц РФ и субъектов РФ, о предоставлении заключений о наличии оснований для их отречения от занимаемой должности. На данный период времени у Конституционного Суда РФ отсутствует право предоставления заключения о наличии оснований для их отречения от должности. На данный период времени у Конституционного Суда РФ отсутствует право давать заключение о наличии у некоторых должностных лиц неспособности по состоянию здоровья осуществлять связанные с их деятельностью полномочия.
Весьма по-другому решаются вопросы, связанные с субъектами, обладающими правом возбуждать дела в порядке конституционного судебного процесса. Ранее нормы законодательства предоставляли Конституционному Суду РФ право изучать вопросы по собственной инициативе. Такая практика возможна и в некоторых зарубежных государствах, новое законодательство не предоставляет Конституционному Суду РФ права изучения вопросов по собственной инициативе.
2.2.Проблемные вопросы осуществления конституционного контроля и надзора в РФ
Во время перехода к практической реализации конституционного судебного контроля, следует отметить, что анализ норм действующего российского законодательства отчетливо показал наличие отдельных проблема субъектного состава конституционного правосудия.
Так, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» [3] в статье 4 установлено формирование в пределах единой системы судов РФ два органа судах, содержащих в собственном наименовании ссылку на специальную компетенцию на осуществление конституционного судопроизводства – Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ.
Далее ст. 27 ФКЗ «О судебной системе РФ» определяет базовые полномочия конституционных (уставных) судов субъектов РФ, которые частично дублируют полномочия Конституционного Суда РФ, однако, только на уровне законодательства субъектов РФ. Вместе с тем, необходимо отметить, что если ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» включает прямое указание на осуществление судебного конституционного контроля, то нормы действующего законодательства РФ в области судебной деятельности не предполагает подобной специализации у конституционных (уставных) судов.
Кроме того, так как система судов РФ может предусматриваться лишь в рамках ФКЗ «О судебной системе РФ», то субъекты РФ в теории не имеют права относить созданные суды к судебным органам, осуществляющим конституционный контроль. Это обстоятельство прямо противоречит статье 118 Конституции РФ, в соответствии с которой судебная власть подлежит осуществлению путем конституционного, административного, гражданского и уголовного судопроизводства [22, c. 154].
Следовательно, хоть и подразумевается, что конституционные (уставные) суды на уровне субъектов РФ осуществляют собственные полномочия путем конституционного судопроизводства, нормативно-правового регулирования данная дефиниция в нормах действующего законодательства не нашла.
Исходя из вышеизложенного, считаем обоснованным внести изменения в положения ФКЗ «О судебной системе РФ», дополнив ст. 4 и ст. 27 указанием на осуществление конституционными (уставными) судами на уровне субъектов РФ судебного конституционного контроля на уровне соответствующего субъекта РФ в области осуществления компетенции, предоставленной ФКЗ «О судебной системе РФ».
Заключение
Конституционный контроль – это специальная функция специально уполномоченных публичных органов власти, связанная с обеспечением верховенства Конституции в системе юридических актов, ее непосредственного и прямого действия в деятельности субъектов общественных отношений по всей территории страны.
Конституционный контроль может быть специальной системой охраны конституции страны как нормативного акта высшей правовой силы.
Конституционный Суд РФ является важнейшим органом конституционного контроля, созданным для обеспечения законности в стране. Конституционный Суд РФ смог утвердить свой статус в государстве и стал крайне важным, эффективным фактором развития права, государства и всего российского общества. Всего этого он сумел добиться путем тяжелых, нестабильных, противоречивых жизненных обстоятельств.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2021) О Конституционном Суде Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2021)// Собрание законодательства РФ, 25.07.1994, N 13, ст. 1447
3. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) О судебной системе Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 06.01.1997, N 1, ст. 1
4. Федеральный конституционный закон от 28.12.2016 N 11-ФКЗ О внесении изменений в Федеральный конституционный закон О Конституционном Суде Российской Федерации // Российская газета, N 1, 09.01.2017
Научная и учебная литература:
5. Асташкина Е. Н., Курохтина Е. С. Конституционный Суд РФ: отдельные вопросы организации и деятельности // Журнал «Вестник Саратовской государственной юридической академии». -2017. – С. 116
6. Баженов Е.А., Юрасюк Н.В. Становление конституционализма в России // Журнал «Вестник молодежной науки». – 2017. – С. 88
7. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М.: ТК-Велби, Изд-во Проспект, 2015. С.191
8. Брежнев О.В. Судебный контроль при пересмотре Конституции Российской Федерации и внесении в нее поправок: проблемы правового регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 4. С. 6-11.
9. Гаврилюк Н.С. Судебный конституционный контроль в Российской Федерации: сущность, понятие, особенности // Журнал «Молодой ученый».- 2019. - № 23 (261). - С. 436-438.
10. Задохина Н.В., Задохина Е.А. Конституционный контроль в Российской Федерации // Международный журнал конституционного и государственного права. - 2020. - № 3. - С. 26-27.
11. Закон СССР от 23.12.1989 О конституционном надзоре в СССР // Ведомости СНД СССР и ВС СССР, 1989, N 29, ст. 572 (утратил силу)
12. Закон РСФСР от 12.07.1991 N 1599-1 (ред. от 25.02.1993) О Конституционном Суде РСФСР // "Ведомости СНД и ВС РСФСР", 25.07.1991, N 30, ст. 1017 (утратил силу)
13. Ивановская А.Н. Характерные черты конституционного контроля как вида государственного контроля // Система конституционного права современной России: ценности, принципы, институты и нормы. Сборник научных статей. - 2020. - С. 90-94.
14. Ихсанова А.Р., Войтович В.Ю. Конституционный Суд как орган конституционного контроля // Правотворчество и правоприменение: вопросы теории и практики. Сборник научных статей. - 2020. - С. 47-52.
15. Комментарий к Конституции Российской Федерации / С. А. Комаров [и др.] ; под редакцией С. А. Комарова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 333 с.
16. Конституционализм: исторический путь России к либеральной демократии: сборник документов / Под ред. А.В. Гоголевского, Б.Н. Коваля. - М.: Гардарики, 2015. - С. 10 – 11
17. Конституционное право зарубежных стран : учебник / В. Е. Чиркин. — 9-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2019. - 528 с.
18. Конституционное право России: учебник / А.Е. Постников, В.Д. Мазаев, Е.Е. Никитина. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2016. – 504 с.
19. Конституционное право России. Учебник. – Под ред. В.Г. Стрекозова, Ю.Д. Казанчева. – М.: Новый Юрист, 2017. – 288 с
20. Корецкая, Т. П. Становление Российского конституционализма / Т. П. Корецкая // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 19(234). Право. Вып. 28. - С. 41-44.
21. Кузнецов А.В. Правовые особенности реализации полномочий Конституционного Суда Российской Федерации // Журнал «Социология и право». - 2021. - № 4 (54). - С. 109-114.
22. Митусова И.А. Двухуровневый конституционный контроль в Российской Федерации // Журнал «Законы России: опыт, анализ, практика». -2022. - № 6. - С. 88-92.
23. Смирнова А.А. К вопросу о понятии конституционного контроля в Российской Федерации // Журнал «Science Time». - 2020. - № 10 (82). - С. 28-31.
24. Халин М.Г. Конституционный Суд РФ: правовая характеристика, полномочия // Противодействие экстремизму, терроризму, коррупции: теория и практика. Сборник научных статей. -2019. – С.120-122
25. Шульженко Ю. Л. Понятие конституции в науке советского государственного права // Журнал «Труды Института государства и права Российской академии наук». – 2016. – С. 53
26. Шутурова Х.М.Б., Хамхоев А.Р., Беков М.О. Конституционный Суд Российской Федерации – судебный орган конституционного контроля // Журнал «Антропология права и правовой плюрализм». - 2019. - С. 75-80.