Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время в условиях растущего объема мировой торговли увеличивается и количество выявленных нарушений при перемещении товара через таможенную границу государства. Нарушители прибегают к нестандартным способам, чтобы обойти таможенное законодательство. Такие лица создают не только экономическую угрозу государству в целом, избегая уплаты таможенных пошлин и налогов, но и недобросовестную конкуренцию тем, кто соблюдают установленные правила и порядок перемещения товаров.
Федеральная таможенная служба в течение последних десяти лет активно внедряет информационно-коммуникационные технологии в свою деятельность. Очевидно, что применение информационных таможенных технологий позволяет упростить процесс подготовки и принятия решения о выпуске товара.
Именно в связи с этим возникает необходимость в создании более совершенных методов борьбы с преступлениями и правонарушениями в таможенной сфере.
Цель работы – рассмотреть особенности применения различных форм таможенного контроля.
Задачи, решаемые для реализации поставленной цели:
изучить понятие таможенного контроля в системе государственного контроля;
рассмотреть применение технических средств таможенного контроля и информационных таможенных технологий при осуществлении таможенного контроля ;
охарактеризовать практику применения технических средств таможенного контроля и информационных таможенных технологий при осуществлении таможенного контроля;
дать оценку эффективности применения различных форм таможенного контроля ;
предложить пути повышения результативности таможенного контроля товаров на основе использования технических средств таможенного контроля ;
разработать пути совершенствования механизма применения технических средств таможенного контроля как способ оптимизации мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.
Объектом является таможенный контроль, предметом – особенности применения различных форм таможенного контроля.
При написании работы были задействованы научные труды и литература других авторов.
Информационную базу исследования составляют законодательные акты и нормативные документы, различные научные публикации по исследуемой тематике, справочные и информационные издания периодическая печать и электронные ресурсы.
Методологическую основу исследования составляет комплекс мер научного познания, среди которых анализ, синтез, системный подход, статистический и сравнительно–правовой методы.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы особенностей применения различных форм таможенного контроля
1.1. Понятие таможенного контроля в системе государственного контроля
В литературе существует достаточное количество определений понятия «контроль». Многие ученые определяют контроль как систему наблюдения и проверки процесса функционирования объекта в целях устранения отклонений от заданных параметров. С различных позиций ученые изучают таможенный контроль, так как в первую очередь это вид государственного контроля. Таможенный контроль обеспечивает безопасность как государства, так и общества в целом, защищает всех участников таможенных правоотношений. Государственный контроль представляет собой функцию управления, реализация которой предполагает некую упорядоченную (систематизированную) совокупность действий по наблюдению, проверке протекающих в обществе, в государстве процессов по выявлению фактического положения дел, сравнению полученных результатов с определенными нормами, стандартами и т. п., по устранению выявленных недостатков и оценке эффективности управляющего воздействия .
В целях проведения сравнения отметим, что под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушения обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений. В данном федеральном законе особо отмечается, что порядок проведения таможенного контроля не распространяется на такой вид государственного контроля (надзора), как таможенный контроль, поскольку он проводится в особом порядке. Однако в в процессе наших рассуждений мы можем использовать приведенное общее определение, которое является базовым.
Законодательно определение таможенного контроля закреплено на наднациональном уровне в Таможенном Кодексе ЕАЭС (ТК ЕАЭС) , а именно в подпункте 41 пункта 1 статьи 2 раздела I. Ранее ТК ТС содержал практически идентичное понятие (рисунок 1).
Определение таможенного контроля менялось и развивалось вместе с таможенным законодательством. Так, Таможенный кодекс РФ 1993 г. определял таможенный контроль как совокупность мер, осуществляемых таможенными органами РФ в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ о таможенном деле, а также законодательства РФ и международных договоров РФ, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы РФ (пп 16 ст. 18). Таможенный кодекс РФ 2003 г. понимал под таможенным контролем совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. (пп. 19 ст. 11). Определения «таможенного контроля» в Таможенном кодексе ТС и ТК ЕАЭС приведены выше.
Рассматривая понятие таможенного контроля с международной позиции, можно отметить, что Всемирная таможенная организация понимает под таможенным контролем «меры, применяемые для обеспечения соблюдения законов и положений, исполнение которых возложено на таможенные органы».
Рисунок 1 – Понятия таможенного контроля, закрепленного в ТК ЕАЭС и ТК ТС
Из зарубежной практики, в рамках Европейского Союза, таможенный контроль понимается как «выполнение определенных действий должностными лицами таможенных органов по контролю за перемещением товаров; проверка наличия и аутентичности документов, счетов предприятий и другой документации; осмотр транспортных средств, багажа и товаров, которые перемещаются лицами или отдельно от них …».
Определение таможенного контроля в действующем ТК ЕАЭС не совпадает и с определением, содержащемся в международной Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур 1973 г. (Киотская конвенция), где в п. E7./F3. Генерального приложения к ней «таможенный контроль» – меры, применяемые таможенной службой для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.
Это свидетельствует о том, что Россия определила понятие таможенного контроля по европейским стандартам. В результате можно отметить, что определение, закрепленное в ТК ЕАЭС, демонстрирует, что даже понятийный аппарат не стоит на месте и постоянно изменяется наряду с развитием таможенного дела.
Таким образом, понятия государственного и таможенного контроля имеют некоторое сходство, при этом первое понятие шире второго, ведь таможенный контроль – это направление государственного контроля, которое производится таможенными органами в отношении объектов таможенного контроля с целью обеспечения соблюдения требований таможенного законодательства. Исходя из проанализированных понятий таможенного контроля, содержащихся в таможенном законодательстве, следует отметить:
из понятия таможенного контроля ушли определенные положения, содержащиеся в международных актах. Так, с принятием ТК ЕАЭС «совокупность мер» заменили на «совокупность действий», хотя при этом «меры» в отличие от «действий» намного шире. В Киотской конвенции определение базируется именно на «мерах», тогда как в ТК ЕАЭС в основание положены «действия»;
в определении таможенного контроля появилось словосочетание «направленных на проверку», а раньше такого в определении не наблюдалось. Данное дополнение нельзя назвать удачным, поскольку в результате не учтено такое направление, как мониторинг и аудит. Вероятно, это и имел в виду законодатель, но, повторимся, это не вполне удачное определение;
настоящее определение таможенного контроля способствует упорядочению функций государственных органов и концентрации усилий таможенных органов на выполнении функций, которые способны осуществить только они и только в установленном порядке. Данное определение является базовым и для предварительного, и для последующего таможенного контроля .
Можно также отметить, что правильным является понятие государственного контроля, определенное как деятельность соответствующих органов. На то, что государственный контроль – это именно деятельность, обращает внимание и М. В. Подкопаев.
В этой связи целесообразным является обратить внимание и на то, что государственный контроль осуществляется посредством следующих видов деятельности:
профилактика нарушений обязательных требований;
оценка соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявление их нарушений;
принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
Несомненно, такое определение является гораздо более широким по сравнению с приведенным выше определением таможенного контроля из ТК ЕАЭС. Полагаем целесообразным уточнить имеющееся определение таможенного контроля, поскольку оно не включает, например, профилактику, мониторинг, аудит.
М. В. Вощинский отмечает, что законодатель говорит о том, что целью государственного контроля является не именно выявление и пресечение нарушений, а минимизация рисков, что может быть достигнуто посредством не только наказания нарушителей, но и проведения соответствующих профилактических мероприятий.
Таким образом, даже предварительный анализ мнений по вопросу правовой сущности государственного контроля позволяет сделать вывод о необходимости более широкой формулировки исследуемой дефиниции «таможенный контроль».
Существуют специалисты, которые разграничивают субъектов таможенного контроля и субъектов таможенных правоотношений.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_215315.
2. Приказ ФТС России от 21.10.2015 №2133 «Об утверждении основных направлений развития информационно-коммуникационных технологий в таможенных органах Российской Федерации до 2030 года.
3. Приказ ФТС России от 09.04.2018 №486 «О внесении изменений в основные направления развития информационно-коммуникационных технологий в таможенных органах Российской Федерации до 2030 года, утвержденные приказом ФТС России от 21 октября 2015 г. №2133».
4. Бабыкин, А.В. Практика применения технических средств таможенного контроля и информационных технологий при осуществлении таможенного контроля / Бабыкин А.В., Вербов В.Ф., Шевчук П.С. // Современная наука в условиях модернизационных процессов: проблемы, реалии, перспективы. - 2020. - С. 70-76.
5. Канев, А.В. Таможенная политика РФ в области защиты ее экономического суверенитета и безопасности / А.В. Канев, А.А. Литвиненко, Е.А. Болычева // Актуальные проблемы развития социально-экономических систем: теория и практика: сборник научных статей 9-й Международной научно-практической конференции. Юго-Зап. гос. ун-т. Курск, 2019. – С.225-228.
6. Коварда, В.В. Направления совершенствования деятельности таможенных органов России по обеспечению национальной безопасности страны в условиях масштабной цифровизации / В.В. Коварда, Р.А. Лаптев, Е.А. Болычева, Е.В. Бобырева // Вестник евразийской науки. - 2021. - № 2 (Том 13). – С. 25-39.
7. Лаптев, Р.А. Исследование роли таможенных органов стран ЕАЭС в обеспечении экономической безопасности национальных государств и интеграционного объединения в целом / Р.А. Лаптев, В.В. Коварда, Е.А. Болычева // Вестник евразийской науки. - 2021. - № 2 (Том 13). – С. 39-61.
8. Мешечкина, Р.П. Таможенный контроль товаров, подлежащих помещению под таможенные процедуры: актуальные проблемы и их решение в условиях функционирования Евразийского экономического союза Текст] // Р.П. Мешечкина // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2018. – № 5(72). – С. 26-36.
9. Мешечкина, Р.П. Концептуальные основы совершенствования таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС Текст] // Р.П. Мешечкина // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2018. – № 1(68). – С. 75-87.
10. Толкушкин, А.В. Таможенное дело. Учебник для вузов / А.В. Толкушкин. – М.: Юрайт, 2021. – 551 с.
11. Шевчук, П.С. Эффективность применения технических средств таможенного контроля при фактическом таможенном контроле на базе перспективных инновационных и информационных технологий / Шевчук П.С., Вербов В.Ф. // Таможенное дело. - 2020. - № 2. - С. 20-24.
12. Цифровая экономика. Бизнес-процессы электронной таможни: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Таможенное дело», направлению подготовки «Экономика» / под ред. В. Б. Мантусова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. - 415 с.
13. Эриашвили, Н. Д. Таможенное дело. Учебник / Н.Д. Эриашвили. – М.: Юнити-Дана, 2021. – 375 с.
14. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.customs.ru.
15. О результатах и основных направлениях деятельности Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.customs.ru/.