Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Актуальность темы курсовой работы обосновывается тем, что теория разделения
властей – это основополагающий принцип функционирования современных стран мира и
Российской Федерации в частности. Полагаясь на положения этой теории, которые
зафиксированы в Конституции Российской Федерации, государством осуществляются все
присущие ему функции, и оно взаимодействует с обществом, в общем.
Степень научной разработанности темы. Принципу разделения властей уже больше трехсот лет, с
тех пор как его признали, и он действует в мировой конституционной практике. За данное время
его, само собой, изменяли, как в теоретическом плане, так и в практической реализации. Вопросы
«Принципа разделения властей» в теории и практике государства и права являются весьма
актуальными на современном этапе, и в первую очередь для Российской Федерации.
ГЛАВА I ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
3
1.1 Теория разделения властей
Разделение властей является основной чертой современных правовых государств, предполагая
при этом, что для точного функционирования государства у него должна быть независимая одна
от другой власть, такая как: законодательная, исполнительная, судебная.
В современном мире по принципу разделения властей работают конституции многих стран.
Институт разделения властей, как и институт самого права, начал появляться с древних времен.
Первая научная работа, в которой сказано о разделение властей считают работу Дж. Локка (1632-
1704). Но при этом, отражая симпатию монархии, Дж. Локк говорил, что ее все же стоить
ограничить народным представительством и четко определить в законе, обязательном для всех, в
том числе и для монархов. Главной угрозой свободы, считается Дж. Локком, заключается в
неразделенности власти, в ее сосредоточение в руках абсолютного монарха, которым
устанавливаются законы и который принуждает к их исполнению. Им написано кроме этого о том,
что власть по принятию законов и власть по их исполнению следует разделять. На первое место
Дж. Локк выдвинул законодательную власть. Именно она и образовывает «первую ветвь власти» .
Развивается до современного понятия теория разделения властей французским мыслителем Ш.-Л.
Монтескье (1689-1755). Им отмечено, что в любом государстве существует три вида власти: власть
законодательная, власть исполнительная, которая ведает в вопросах международного права, а
также исполнительная власть, которая ведает в вопросах гражданского (судебная) права. Первой –
создаются и исправляются законы, второй – объявляется война и заключается мир, посылаются и
принимаются послы, обеспечивается безопасность, предотвращается нашествие, третьей властью
– судебной – караются преступления и разрешаются столкновения частных лиц. Таким образом,
под подразделением властей одним из основоположников понимается не определение жесткого
барьера, а присутствие у разных ветвей власти возможности сдерживания действия друг друга,
для допущения концентрации всех полномочий у одной ветви власти .
Так, Дж. Мэдисоном сформулировано, что там, где все полномочия одного ведомства власти
осуществляет тот же орган, располагающий различными полномочиями иной ветви власти, там
будут подорван основной принцип свободного политического устройства. Мэдисон развивает
идеи Монтескье о сдерживании властей друг другом, дополняя ее при помощи системы «сдержки
и противовеса». Данная система до сегодняшнего дня существует в политической жизни
Соединенных штатов Америки .
1.2 Сущность принципа разделения властей
Разделение властей является одним из основных демократических принципов, который
направляют на предотвращение узурпации государственной власти и применения ее в ущерб
публичным интересам. Принцип разделения властей в современном мире – это один из главных
конституционных принципов любого демократического государства, который является системой
конституционно-правовых норм, регламентирующих разделение власти на законодательную,
исполнительную и судебную .
Конституционный принцип разделения властей имеет проявление в качестве правовой
структуризации государственных властей в России и состоит в подразделении государственной
власти на такую власть, как законодательная, исполнительная и судебная, что не лишило
4
государственную власть ее основополагающего свойства - целостности и единства. В это же
время, полномочия разделенной власти – это форма структуризации государственной власти на
основании изучаемого принципа разделения власти.
В юридических источниках понятие «разделение» применительно к государственным властям
принято употреблять в 2 значениях: исходя, из первого, наиболее распространенного, оно
используется для обозначения разделения государственных властей на законодательную,
исполнительную и судебную, другое значение понятия используют в отношении разделения
государственных властей между федеративным государством и его составляющими
государственными образованиями, а, следовательно, в теории федерализма - как «разделение
власти» .
1.3 Практика осуществления принципа разделения властей
Первые же Конституции – Соединенных штатов Америки 1787 года, Франции 1789 года –
закрепляют, хоть и в различных вариантах разделение властей.
Законодательная власть Конституцией 1787 года (Соединенных штатов Америки) вверяется
конгрессу, который состоял из двух палат, таких как: палата представителей которую избирают
(как ранее, так и сейчас) гражданами штатов и сенатам, членов которого избрали парламенты
штатов. Из этого можно указать на то, что сенат с самого начала задумывали в роли палаты
консервативной по своему составу, которая не зависит от избирателя, в качестве тормоза по
отношению к палате представителей. «Джон Адамс, будущий президент страны, так прямо и
заявлял: сенат должен налагать узду на палату представителей. Другой из «отцов» конституции -
Медисон - писал, что сенат необходим, на случай если нижняя палата использует «во зло» свою
власть» .
Палата представителей и сенат обладали равными правами в том, что касалось законодательной
инициативы и принятия законов. Глава страны и правительства по Конституции – это президент
Соединенных штатов Америки. Которого избирали выборщики по штатам. Президент
Соединенных штатов Америки наделяется значительной властью. В его лице объединяется глава
государства и премьер-министр правительства. Он имеет верховное командование армией. На
основании принципа разделения власти, Конституция лишила Президента законодательных
инициатив в строгом смысле слова (право представления палатам готовых законопроектов); его
вето на законопроекты, принятые обеими палатами, может быть «опрокинуто»
квалифицированным большинством двух палат. В это же время Президент не зависел от того, как
будут принимать проводимую им политику в палате представителей либо сенате. Так же и
министры. Третьей властью Соединенных штатов Америки конституция называет суд .
В 1789 году в Декларации прав человека и гражданина принятой во Франции (ст. 16) также
закрепили такой принцип: «Всякое общество, в котором не обеспечено пользование правами и не
проведено разделение властей, не имеет конституции» .
На протяжении XIX–ХХ веков разделение властей завоевывает наиболее широкие позиции,
превращаясь со временем в общепризнанный принцип цивилизации и демократии.
В Президентских республиках разделение властей проводят более последовательно. Об этом, в
частности, говорит опыт Соединенных штатов Америки, рассмотренный ранее, где данный
5
принцип существенно дополнили системой «сдержек и противовесов», позволяющие не только
разделять три власти, но и конструктивно уравновешивать их. В сущности, Соединенные штаты
Америки за всю свою историю не знали глубокого конституционного кризиса, даже не смотря на
то, что столкновение властей, особенно законодательной и исполнительной, время от времени
всё же происходили .
ГЛАВА II РЕАЛИЗАЦИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРАКТИКЕ:
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ПРОБЛЕМЫ
2.1 Основные исторические этапы становления принципа разделения властей
С установлением советской власти надежда сторонников теории разделения властей на ее
воплощение в России оказались забытыми на несколько десятилетий. Во время «диктатуры
пролетариата» и после провозглашения «общенародного государства» незаменимым был
постулат о полновластии совета, объединяющий в себе законодательную, исполнительную и
контрольную функции. Формальную независимость признавали только за судом. Данные взгляды
присутствовали в России до начала 90-х годов. С принятием летом 1990 года Декларации о
государственном суверенитете концепцию разделения властей начали рассматривать в роли
официальной доктрины. Даже на первоначальном этапе политической реформы демократические
движения разворачивали под лозунгами «вся власть Советам». Первый реальный шаг к введению
в СССР системы разделения властей было учреждение в марте 1991 года поста Президента СССР.
Практически одновременно создают пост Президента РСФСР .
Но при этом при условии слабых гражданских институтов и почти полного отсутствия традиций
демократического конституционного правления создавать действенную систему разделения
власти так и не получилось. Изначально (1991¾1993 года) власть Советов преобладала над
исполнительной властью, основываясь на конституционные положения о своем «верховенстве».
После ликвидации системы Советов и принятия новой Конституции (1993 год), напротив,
исполнительная власть (и в первую очередь на федеральном уровне) получает видимое
преобладание над законодательной. Но, тем не менее, именно Конституция Российской
Федерации 1993 года принципу разделения властей дает окончательное закрепление в форме
основы конституционного строя (ст. 10), на основании которой «государственную власть в России
осуществляют на основании разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Орган каждой ветви власти самостоятельный» .
При рассмотрении вопросов по реализации теории разделения властей в Российской Федерации
на современном этапе, следует исходить из наличия трех относительно самостоятельных
периодов становления развития этого процесса.
Первым периодом в хронологическом очертании, является апрель 1985 года и вплоть до сентября
1993 года. Характерными для данного периода является не только формально-юридическое
закрепление (в Конституции и иных нормативно-правовых актах) принципа разделения властей, а
также начальное его реальное воплощение в жизнь.
Этот период отличается тем, как справедливо отмечается в юридических источниках, что было
«постоянное и активное изменение существующих государственной и правовой систем,
политической системы общества в целом и не в последнюю очередь, хотя и весьма
противоречивое, и своеобразное, движение в сторону восприятия многих общепризнанных в
6
мире признаков государственности, функционирующей на основе принципа разделения властей».
Изначально, в этом периоде по инерции продолжается доминирование восприятия
государственной власти в лице Советов в качестве явления единого и неделимого. Традиционно
считали, что в планах применения теории разделения властей к российской действительности
«разделению» подлежали не сами ветви государственной власти, а только властные функции.
2.2 Реализация принципа разделения властей в современной России
С принятием Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года в реализации теории
разделения властей в России начинается новейший, третий этап, продолжающийся вплоть до
данного момента. В новой Конституции Российской Федерации принцип разделения властей
восстановили. В ст. 10 Конституции РФ подчеркивается, что государственную власть в стране
осуществляют на основании разделения властей на законодательную, исполнительную и
судебную. А кроме этого, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти
являются самостоятельными органами. В Конституции РФ не только декларируется принцип
разделения власти, но и довольно точно закрепляется, за каждой ветвью власти круг вопросов
которые относятся к ее ведению, ее компетенцию» .
На основе Конституции РФ законодательный и представительный орган страны, это Федеральное
Собрание – Парламент, состоящий из 2 палат, таких как Совет Федерации и Государственная Думы
(ст. 94, 95 Конституции РФ).
Исполнительная власть в стране осуществляется Правительство Российской Федерации (ст. 110
Конституции Российской Федерации).
Судебную власть осуществляют «посредством конституционного, гражданского,
административного и уголовного судопроизводства» (ст. 118 Конституции Российской
Федерации).
В системе высших властных структур современной Российской Федерации особенное место
отводится институту президентства .
На основании Конституции Российской Федерации президент – это глава государства. Который
является гарантом Конституции Российской Федерации, а кроме этого «прав и свобод человека и
гражданина». В определенном по Конституции Российской Федерации порядке Президентом
принимаются меры в области охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и
государственной целостности; определяются основные направления внутренней и внешней
политики страны; обеспечивается «согласованное функционирование и взаимодействие органов
государственной власти» (ст. 80 Конституции Российской Федерации) .
На основании своих конституционных полномочий Президентом назначается с согласия
Государственной Думы Председатель Правительства Российской Федерации; принимается
решение об отставке правительства Российской Федерации; обладает правом
председательствовать на заседании правительства Российской Федерации; по предложению
Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должности и освобождает от
должностей заместителей Председателя Правительства и министров; представляет
Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального
банка России, а кроме этого ставит вопрос о его освобождении от должности.
7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в заключении можно сделать следующие выводы.
Изучив исторический опыт, а также современное состояние вопроса, возможно, говорить о том,
что в государствах, отказавшихся от принципа разделения властей, был установлен
антидемократический политический режим, то есть речь о такой стране как о правовом
государстве уже не идет.
Следовательно, принцип разделения властей нужно принимать в качестве основы построения
органов демократического правового государства.
Помимо этого, не надо забывать о том, что с развитием правового государства все наиболее
частыми становятся отхождения от строгих принципов разделения властей на законодательную,
исполнительную и судебную.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арутюнов Э.К. Новейший взгляд на теорию разделения властей в актуальных реалиях // В
сборнике: Модернизация современного общества: инновации, управление, совершенствование:
экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные
закономерности и тенденции: в 3-х частях Новосибирский государственный технический
университет, кафедра «Производственный менеджмент и экономика энергетики», Армавирский
институт социального образования (филиал) «Российский государственный социальный
университет», ООО «Академия управления». 2015. С. 23-24.
2. Бугаенко И.С. Реализация теории разделения властей в субъектах РФ // В сборнике:
Модернизация современного общества: инновации, управление, совершенствование:
экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные
закономерности и тенденции: в 3-х частях Новосибирский государственный технический
университет, кафедра «Производственный менеджмент и экономика энергетики», Армавирский
институт социального образования (филиал) «Российский государственный социальный
университет», ООО «Академия управления». 2015. С. 50-52.
3. Гришаева О.Н. Теория разделения властей // В сборнике: Школа молодых учёных по
проблемам гуманитарных наук сборник материалов областного профильного семинара. 2017. С.
139-144.
4. Донских Н.И. Место и роль Президента РФ в системе разделения властей // Актуальные
проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 3-3. С. 29-31.
5. Дугарская Т.А. Критика принципа разделения властей в контексте государственноправовой теории // В сборнике: Теоретико-методологические и прикладные аспекты социальных
институтов права, экономики, управления и образования Материалы Всероссийской научной
конференции с международным участием. Гуманитарно-социальный институт. 2016. С. 370-374.
8
6. Заикин А.В. Теория разделения власти и современность // Юридическая мысль. 2014. № 4
(84). С. 48-51.
7. Кленкина О.В., Коротеева А.В. Теория разделения властей // Известия Академии
управления: теория, стратегии, инновации. 2016. № 1 (17). С. 39-41.
8. Карпова А.В. Государственная власть и теория разделения властей // Материалы
международной научно-практической конференции. Поволжский кооперативный институт. 2016.
С. 11-12.
9. Мавлютов А.Ф. Современный взгляд на теорию разделения власти // Евразийский научный
журнал. 2017. № 6. С. 287-288.
10. Панков Д.Н., Кононкова Н.В. Истоки теории разделения власти // В сборнике: Политика и
право ученые записки. Благовещенск, 2016. С. 167-172.
11. Проблемы теории государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. М.: Зерцало, 2013. –
473с.
12. Перевалов В.Д. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. – М., Гриф МО, 2013.
– 759с.
13. Пиголкин А.С. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. – М., Гриф УМО, 2013.
– 618с.
14. Сапунова С.А. Разделение властей: теория и практика // В сборнике: Молодёжь третьего
тысячелетия Сборник научных статей. 2016. С. 142-144.
15. Скоробогатов В.В. Теория разделения властей в учениях отечественных авторов //
Молодой ученый. 2017. № 7 (141). С. 365-368.
16. Ураимова Т.А. Теория разделения власти в правовом государстве // Известия ВУЗов
Кыргызстана. 2016. № 12. С. 93-96.
17. Черняева Р.В., Чередникова М.В. Истоки теории разделения властей // В сборнике:
Актуальные проблемы образования: позиция молодых Материалы Всероссийской студенческой
научно-практической конференции. 2016. С. 338-340.
18. Фраймович С.А. Теория разделения властей // Материалы IV международной научнопрактической конференции. 2015. С. 51-54.