Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время основная цель функционирования экономических субъектов – это получение и максимизация прибыли. Наличие прибыли можно считать основой предпринимательской деятельности, важность этого повышается на первых этапах возникновения и развития компании.
В данный период, при факторе глобальной изоляции, причиной которой стала пандемия, большинство компаний, преимущественно туристической и обслуживающей сфер приостанавливают текущее функционирование по причине невозможности оптимизации деятельности под воздействием факторов быстро меняющейся внешней среды. Компании лишены возможности воздействия на такие факторы, но имеют потенциал к оптимизации работы для того, чтобы заработать и максимизировать прибыль, выстроить свою деятельность с повышенной результативностью в сложных условиях современности. Вышеизложенное подчеркивает значимость для бизнеса осуществления анализа формирования прибыли, и ее последующего распределения.
Опыт, анализ и оценка новых исследований и научных публикаций, представленных результатов исследований актуальных вопросов получения доходов, снижения расходов, формирования и максимизации прибыли представлены в научных работах российских и иностранных ученых: Л. С. Васильева, Н. В. Войтоловского, Т. В. Кушнеренко, Ю. С. Нехайчука, К. В. Сальникова и пр. Но имеет место спектр проблем теоретического и прикладного характера, остающихся на данный момент нерешенными. Помимо, указанная актуальная проблема по выявлению результата работы диктует необходимость индивидуальных подходов по ее эффективному решению в деятельности определенной компании.
Цель представленной работы – исследование планирования прибыли в компании ПАО «Сургутнефтегаз».
Для этого следует решить такие задачи, как:
- изучить теоретические основы процесса формирования прибыли в компании и ее последующего распределения;
- провести анализ процесса формирования прибыли, ее распределения после получения на ПАО «Сургутнефтегаз» и провести финансовое планирование прибыли;
- разработать направления повышение эффективности процесса планирования прибыли.
Объект исследования – планирование прибыль в указанной компании.
Предмет исследования – процессы планирования данного показателя в выбранной компании.
Для целей исследования применялись такие источники информации, как законодательные документы, нормативно-правовые акты органов государственной власти Российской Федерации, документы бухгалтерского учета и данные финансовой отчетности рассматриваемого ПАО «Сургутнефтегаз».
Для осуществления исследования по теме применялись такие методы, как: метод сравнительного анализа, системный подход, методы статистики, метод табличного сравнения, факторный анализ, метод группировки и пр.
Представленная работа в своей структуре имеет: введение, 3 главы, заключение и список литературы. Первый структурный элемент работы раскрывает теоретические аспекты категории прибыли, выполняемых функций, видов прибыли, значимых характеристик планирования данного показателя. Во второй главе представлен анализ всей финансово-хозяйственной деятельности рассматриваемого ПАО «Сургутнефтегаз», и особенно категории прибыльности. В третьей главе представлены направления повышения эффективности процесса планирования показателей прибыли исследуемой компании.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДОВ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие и виды прибыли
В качестве основного показателя хозяйственной деятельности компании выделяют прибыль. Она характеризует часть финансовых средств, поступивших в компанию как результат реализации товаров/услуг за вычетом обязательных платежей в налоговые органы и иных расходов, сформировавшихся в процессе производства товаров/услуг, а также их последующей реализации. Прибыль формирует фундамент для экономического развития всей страны в общем [4, с. 87].
Показатель прибыли рассчитывается в общем случае как разница между полученными доходами и произведенными расходами. Сфера торговли характеризует данную экономическую категорию как разницу, определяемую между ценой реализации и ценой, по которой покупают продукцию. В ходе реализации бизнес-процессов, показатель чистой прибыли как остаток вне оборота по результату проведения платежей по оплате контрагентам, сотрудникам, финансовым институтам, а также государству. Если рассматривать сферу страхования, то там прибыль определяют как разницу между полученными премиями и общим объемом претензий по застрахованным отрицательным шокам.
Рассматривают несколько видов прибыли, которые выделяют по нескольким классификационным признакам: по источникам формирования, по назначению использования, по периоду образования (рис. 1).
Рисунок 1.1 - Виды прибыли компании
Современная компания осуществляет хозяйственную деятельность на основе самостоятельности принятия решений. Она имеет возможность распоряжаться принадлежащим ей имуществом, активами. По указанной причине следует классифицировать рассматриваемый показатель по источникам формирования прибыли так: прибыль от реализации, прибыль от продажи прочих активов и финансовый результат. Показатель прибыли от реализации определяется как разница, полученная между выручкой и затратами на производство и реализацию и характеризует результат использования имущества компании. Наличие прибыли, полученной от реализации прочих активов характеризует снижение объемов ведения бизнеса либо факт перепрофилирования деятельности компании. Финансовый результат демонстрирует эффективность использования имущества и капитала компании.
Согласно классификационному признаку – характер прибыли, показатель делится на налогооблагаемую прибыль и прибыль, освобожденную от обязательного налогообложения в соответствии с НК РФ.
Рассмотрим формирование прибыли в бухгалтерской отчетности. Процесс расчета чистой прибыли проходит через этапы, представленные на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 - Модель хозяйственного механизма компании, базирующейся на формировании прибыли
1. Расчет брутто-прибыли (или валовой прибыли) от реализации продукции (работ, услуг).
Прибыль от реализации продукции определяется как разница между выручкой от реализации продукции в отпускных ценах предприятий (без налога на добавленную стоимость, акцизов и иных налогов, сборов, являющихся косвенными) и затратами, которые входят в производственную себестоимость продукции. В этом случае учитываются прямые материальные затраты, прямые расходы на оплату труда и начисления, а также косвенные общепроизводственные расходы. Показатель брутто-прибыли представляет собой критерий эффективности деятельности производства.
2. Расчет прибыли от продаж. Указанный показатель рассчитывается посредством разницы валовой прибыли (или как было указано брутто-прибыли) и текущих периодических расходов (а именно коммерческих расходов, общехозяйственных расходов). По МСФО подобные периодические расходы полностью вычитаются из показателя валовой прибыли от реализации продукции. С помощью этого государство условно разделяет риск бизнеса при отсутствии реализации продукции. Рассматриваемая категория – это категория экономической эффективности основной деятельности компании.
3. Расчет результата произведенных финансовых операций и общей прибыли, полученной по результатам всей финансово-хозяйственной деятельности. Результат (ка положительный, так и отрицательный) финансовой деятельности характеризуется элементарной суммой процентов к получению, уплате, доходов от участия в других организациях, прочих операционных доходов и расходов, доходов от прочей реализации, иными словами продажи основных средств, нематериальных активов, других материальных ценностей. Показатель прибыли от основной и финансовой деятельности рассчитывается как сумма финансовых ресурсов от реализации товаров/услуг и от финансовой деятельности.
4. Расчет прибыли отчетного периода, иными словами общей, бухгалтерской прибыли. Данный показатель представляет собой алгебраическую сумму прибылей, как от основной, так и от финансовой деятельности, а также прочих внереализационных и операционных доходов и расходов. В настоящее время показатель имеет название «бухгалтерская прибыль», ранее такую прибыль именовали «балансовой». Это показатель экономической эффективности компании в целом.
5. Расчет чистой прибыли, иными словами прибыли, оставшейся после налогообложения. Указанный показатель определяется через разницу бухгалтерской прибыли (прибыли до налогообложения) и текущего налога на прибыль, других обязательных платежей, производимых из этого источника (к примеру, штрафы и пени и пр.), и суммы отложенных налоговых активов, а также прибавлением отложенных обязательств по налогам (если они были ранее учтены в текущем налоге на прибыль). Текущий налог на прибыль принимает во внимание отложенные налоговые активы (+) и обязательства (-).
Резюмируем, экономическая категория чистой прибыли представляет собой базовый показатель для всех финансовых результатов компании, определяющий экономический эффект ее деятельности.
1.2. Общая характеристика финансового планирования
Фундамент механизма управления финансами компании – это финансовое планирование.
При общем первом рассмотрении – планирование состоит в формировании модели будущего, представленного с предложенными мероприятиями, средствами, инструментами, обеспечивающих возможность определенных условиях быстро и результативно достичь необходимого состояния интегрированной системы, которой является любая организация. Напомним, доходы экономического субъекта, осуществляющего коммерческую деятельность, – это экономический показатель деятельности этого субъекта, полностью демонстрирующий финансовые поступления из всех источников, от всех видов и направлений деятельности субъекта. Главный источник доходов любого экономического субъекта – это выручка от осуществляемой деятельности. Она может поступать от производственной деятельности, либо от предпринимательской. Но как показало исследование по теме работы, помимо этих видов деятельности источником можно считать монопольное положение конкретного субъекта хозяйствования по производству определенной продукции либо по исключительности производимого продукта, его уникальности [21, c. 59].
Управление поступающими доходами и существующими расходами в ходе ведения деятельности экономического субъекта осуществляется преимущественно с опорой на взаимодействие компонентов системы. Уточним, непосредственно субъект управления оказывает управленческое влияние посредством процесса передачи условной «входной информации» с помощью системы коммуникаций через прямую связь, а по информационному каналу «обратной связи» субъект управления получает данные о состоянии управляемого объекта. Как итог – система управления доходами и расходами компании трансформируется в альтернативные состояния, из них руководитель (чаще всего менеджер высшего управленческого звена) осуществляет выбор лучшего или самого предпочтительного.
Отметим, финансовое планирование представляет собой вид планирования. Если данную категорию рассматривать укрупненно, то можно сказать, что финансовое планирование – это процесс создания системы необходимых финансовых планов, а также используемых плановых (иногда нормативных) индикаторов в целях обеспечения функционирования и совершенствования компании необходимыми объемами и видами финансовых ресурсов и увеличения в целом результативности финансовой деятельности компании. [1, c. 29].
Такое планирование в компании дает возможность:
- глубоко и широко характеризовать и эффективно обеспечивать существование всех существующих форм отношений компании по вопросам финансов в процессе последующего развития данной компании;
- осуществлять координацию действий структурных подразделений компании, нацеленных на обеспечение будущего развития компании и увеличения ее рыночной стоимости;
- трансформировать стратегические цели компании в систему четких выполнимых задач, обязательных к реализации в конкретный плановый период;
- сформировать нормативно-правовую базу, которая важна и нужна для внутреннего контроля всей финансовой деятельности компании;
- сформировать информационную базу, значимую для всех экономических субъектов сложившихся финансовых отношений, которая бы помогала в обеспечении финансирования компании из внешних источников. [7, c. 140]
Автор Амосов В.К. [2, с. 15] рассматривает цель такого планирования в компании, считая, что целевой вектор финансового планирования устанавливается:
1) предоставлением необходимых видов и объемов финансовых ресурсов и средств компании;
2) рост прибыли от деятельности по основному ОКВЭДу и иных видов деятельности;
3) установление и развитие финансовых отношений с бюджетом разных уровней, возможными внебюджетными фондами и другими финансовыми институтами, а также должниками;
4) поддержание реального баланса сумм доходов и расходов в соответствии с планом;
5) поддержание обязательной платежеспособности и максимальной финансовой устойчивости организации.
Значимые компоненты деятельности любой компании – это обоснование четких финансовых показателей деятельности компании, выявление и анализ подходящих источников финансирования при необходимости, гарантия реальности выполнения взятых на себя обязательств перед контрагентами, мобилизация всех видов имеющихся ресурсов и поиск и анализ резервов. Все эти задачи руководство организации решает через постановку грамотной системы финансового планирования.
Главные задачи рассматриваемого вида планирования следующие: обеспечение конкретной направленности применяемых плановых индикаторов-показателей в целях достижения в соответствующем временном периоде долгосрочных целей стратегии компании; реализация существующих резервов увеличения потенциала качества и эффективности применения ресурсов, приумножения рыночной стоимости компании; удовлетворение потребности в требуемом количестве финансовых ресурсов, необходимых для будущего развития компании, оптимизировать имеющиеся источники получения и формирования финансовых ресурсов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н (ред. от 11.04.2019) "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации"
2. Ануфриев, В. Е. Бухгалтерский учет основных средств, капитала и прибыли: учебное пособие. М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2016. - 112 с.
3. Артеменко, В.Г. Финансовый анализ /В.Г. Артеменко, М.В. Беллендир. – Москва: Дело-Сервис, 2016. - 152 с.
4. Астахов, В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет. Шаг за шагом: учеб.- практ. пособие / В.П. Астахов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2016. - 457 с.
5. Васильева, Л. С. Финансовый анализ / Л.С. Васильева, М.В. Петровская. - М.: КноРус, 2018. - 880 c.
6. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика.-М.: Издательство "Финпресс", 2016. – 324 c.
7. Губина, О.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: практикум: учебное пособие для студ. учрежд. СПО / О.В.Губина, В.Е.Губин. - М.: ФОРУМ: ИНФРАМ, 2018.
8. Дубровин, И.А. Бизнес-планирование на предприятии: Учебник. 2-е изд. / И.А. Дубровин. — М.: Дашков и К, 2018. — 432 c.
9. Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Т. Управление персоналом. - М.: ПРИОР, 2016.
10. Жиделяева, В.В. Экономика предприятия. 2-e изд., перераб. и доп. Жиделяева В.В., Каптейн Ю.Н. / В.В. Жиделяева, Ю.Н. Каптейн. - М.: Academia, 2016. - 320 c.
11. Елизаров, Ю.Ф. Экономика организаций: учебник / Ю.Ф. Елизаров. – М.: Academia, 2016. - 320 с.
12. Ерофеева, В.А. Понимание деятельности аудируемого лица и оценка рисков существенного искажения информации: учеб.пособие / В.А. Ерофеева, В.А. Пискунов, Т.А. Битюкова – Юрайт, 2016. – 640 с.
13. Ефимова О.В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений: учебник. 4-е изд., испр. и доп. М. : Омега-Л, 2016. 349 с.
14. Комплексный экономический анализ предприятия /под ред. Н. В. Войтоловского, А. П. Калининой, И. И. Мазуровой. - Спб.: Питер, 2016 – 576 с.
15. Крылов С.И. Финансовый анализ, учебное пособие//Екатеринбург, издательство УрФУ, 2016, 162 с.
16. Любушин, Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / Н.П. Любушин. – М.: ЮнитиДана, 2016. – 471с.
17. Савчук В.П. Управление финансами предприятия [Электронный ресурс] / В.П. Савчук .— 4-е изд. (эл.) .— М. : Лаборатория знаний, 2020 - 484 с.
18. Соколова, О.Н. Экономический анализ / Под ред. О.Н. Соколовой. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 320с
19. Финансы организаций (предприятий): учеб. пособие / О. Б. Веретенникова, В. И. Майданик, К. В. Ростовцев и др. В 2 ч. Екатеринбург: [Изд. Урал. гос. экон. ун-та], 2016. Ч. 2. 188 с.
20. Шеремет, А.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности: учебник / А.Д. Шеремет. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 374 с.
21. Астринский, Д. Экономический анализ финансового положения предприятия / Д. Астринский // Экономист. – 2019. - №12. – С.53-59.
22. Богдашкин, Ю.Н. Процесс формирования аудиторских программ. / Ю.Н. Богдашкин // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Сер. «Экономика». – 2018. - № 16. - Тольятти: Волжский университет им. В.Н. Татищева, 2018. – С. 312 - 319.
23. Дробат, С.Т. Планирование доходов и расходов в торговле / С.Т. Дробат // Международный студенческий научный вестник.- 2018. -№ 9. -С. 263
24. Дурнаева, И.В. Факторный анализ финансовых результатов / И.В. Дурнаева // Молодой ученый. - 2018. - №8. - С. 119-124
25. Жминько, А.Е. Сущность и экономическое содержание прибыли / А.Е. Жминько // Аудит и финансовый анализ. - 2019. - №5. - С.60-64.
26. Заверза Н.А. Пути увеличения прибыли коммерческой организации / Н.А. Заверза // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2016. Т. 10. С. 81-84
27. Калмыкова, Я.Н. Сущность прибыли и пути ее повышения на предприятии / Я.Н. Калмыкова// Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2018.- № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2018/11/15378
28. Кокум А.М. Точка безубыточности как важный инструмент маржинального анализа // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. LVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(57). URL: https://sibac.info/archive/economy/9(57).pdf (дата обращения: 17.03.2020)
29. Романова А.Д. Методы экономического анализа. Экономический анализ. Теория и практика. Том 16. Вып №2. - 2018. 389 с.
30. Сальникова К. В. Алгоритм планирования прибыли и поиск резервов ее роста «Справочник экономиста» № 8, 2016. Режим доступа: https://www.cfin.ru/management/finance/cost/reserve.shtml
31. Плотников В. С., Плотникова О.В. Анализ теоретических основ концепции консолидированной финансовой отчетности. Экономический анализ: теория и практика No 11 (458) 2016. С. 94-104
32. Хайдукова, Д. А. Классификация факторов, влияющих на прибыль предприятия / Д. А. Хайдукова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 519-521.
33. Шамхалов, Ф. Прибыль – основной показатель результатов деятельности организации / Ф. Шахмалов // Финансы. – 2019. - №6. – С.19- 22
34. Яцюк, Н. Оценка финансовых результатов деятельности предприятия / Н.Яцюк // Аудит и финансовый анализ. – 2019. - №1. – С.22.