Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Античная Греция была родиной философских школ, куда собирались ученики со всей Греции, а позже и на Римской империи. Великие афинские учителя и по сей день остаются одними из самых известных мыслителей: Сократ, Платон и Аристотель. В их школах, а также в других школах, ученики изучали математику, ботанику, биологию, астрономию и философию.
Однако философия не только как наука, но и как сама идея зародилась не в Афинах. Первые греческие философы происходят из Милет, города Ионии. В VI веке до н.э. эти мыслители стали официально изучать вопросы, веками волновавшие человечество: что такое Вселенная и какова в ней роль человека? Греки снова взяли на вооружение уже имевшиеся знания – в данном случае передовые познания Вавилонских ученых в области астрономии. Вавилоняне вели подробные записи движения звезд и планет, могли точно предсказывать их будущие перемещения предполагая при этом, что во Вселенной существует определенный порядок. Однако греческие мыслители не желали заниматься только записями и предсказаниями, они хотели понять, почему во Вселенной все происходит так, как происходит. Затем они стали задаваться своими вопросами «почему» и «как» применительно к событиям в материальном мире и к материальным процессам людей.
Греческие исследователи были оригинальными, потому что люди всегда считали, что ответы надо искать в религии – гром гремит потому, что Зевс гневается, а люди ведут себя так, нравится богам.
Однако первые философы скептически относились к божественному толкованию природы мира, они считали, что могут определить существующий во Вселенной порядок путем наблюдений и размышлений, и это способствовало развитию науки и философии. Поначалу наука и философия были тесно связаны между собой. Философы – ученые задавались вопросами: что представляет собой наш мир и как в нем зародилась жизнь? Что такое реальность и что такое ощущение? В ответах на эти вопросы научные теории и наблюдения сочетались с творческими умозаключениями.
В данной работе речь пойдёт о философии, о мусульманской философии, об Аристотеле, мусульманских философах, влиянии греческой философии на мусульманскую.
Цель исследования диктует осуществление следующих задач:
• Изучить как повлияло учение Аристотеля на христианскую и мусульманскую философии;
• Узнать о представителях мусульманской философии;
Глава 1. Философия Аристотеля как часть античной философской традиции
1.1 Определения термина Философия
Слово «философия» было предложено в V веке до нашей эры древнегреческим мыслителем Пифагором для обозначения определенного духовного явления, которое возникло незадолго до самого Пифагора, в VII–VI вв. до н.э. Так часто происходит: нечто сначала возникает (ведь нельзя же именовать то, чего нет), а получает название лишь спустя время. Вот почему Фалеса и многих его великих современников при жизни называли не философами, а мудрецами. Другое дело, что название «философия» было принято, прижилось и распространилось после Пифагора. Оно стало концептом, то есть не просто названием, а предметом для размышления. Попытки немецких философов изменить имя «философия» на «наукоучение» оказались не более чем эпизодом, инициативой, не получившей развития.
Для самих философов всегда было крайне важно понять сущность собственной деятельности. Такова особенность философии. Например, физик, познавая окружающий мир, не обязан отвечать на вопросы типа: «как возможно само познание?», «как доказать, что окружающий мир действительно существует?» и т. д. Эти вопросы он адресует философии. А вот философам кроме как у самих себя спросить больше не у кого. И размышляя над собственным родом занятий, они сформулировали множество определений философии.
Не следует удивляться этому многообразию. Оно вполне естественно, если учитывать более чем двадцать шесть столетий развития философии.
Вариативность значений философии объясняется:
a. Персональными (индивидуальными) факторами. Философия – личностная форма самосознания. Здесь требуется непосредственное участие личности, ее самостоятельная работа по постановке и осмыслению философских проблем. Значит, материалом философа непременно оказывается и его субъективный опыт, в чем-то всегда ограниченный и несовершенный. Но это только исходный материал, а в процессе его обработки он должен обрести всеобщность, ибо таков сам характер философских проблем и таковым должно быть их решение.
b. Изменениями объема понятия философия. Так, в античности под философией понималось вообще все теоретическое знание, включая математику, физику, астрономию, психологию, биологию, учение о политике, теологию и т. д. С течением времени многие науки выделились из философии, и тем самым изменились ее рамки. И каждый раз требовалось заново уточнять содержание и задачи философии.
c. Изменением культурного поля, в котором существует философия. В эпоху античности философия находилась под влиянием языческого мировоззрения и космоцентризма, в средневековье она стала «служанкой богословия», в эпоху Возрождения была формой проявления творческой энергии индивидуума, в Новое время ориентировалась на каноны науки.
Определения философии можно условно разделить на несколько групп. Это целесообразно, в частности, для того, чтобы человек, только знакомящийся с миром философии, мог, исходя из собственного мировоззрения, предварительно выбрать, какой из подходов ему ближе. Кроме того, сравнение – это начало познания. Анализируя сходства и различия определений, для читателя имеет смысл самостоятельно попытаться уяснить себе, в чем заключается их общее, универсальное содержание, и в чем они взаимно дополняют друг друга.
Итак, приступим:
1. Философия и мудрость. Слово «философия» сложено из двух древнегреческих слов: филия и софия, любовь и мудрость. Греческое «софос» — это мудрость, причем иногда в самом обыденном ее понимании: умение, мастерство, изобретательность, искусство, ловкость, даже хитрость. Но мудрость, которую ищет философ, иного характера, чем просто опытность и ухищренность в какой-либо деятельности. Мудрец тот, кто знает, как жить. Можно быть лучшим специалистом в каком-либо деле, но не знать, как жить и не уметь жить. Поэтому мудрец — это специалист по жизни.
2. Философия и любовь. Другая составляющая философии — это любовь, отсюда ее определение как разновидности эротического стремления. Такова пифагорейско-платоновская интерпретация. По словам Пифагора: «Человек не может быть мудрым. Мудры только боги. Человек может быть лишь любителем мудрости, то есть философом» [См.: 5, с. 147–148]. Платон развивает эту мысль. Для него любовь — космическая сила. Предмет любви — прекрасное, а философия есть высшее проявление любви. Любовь восходит от прекрасных тел к прекрасной душе и далее к тому, что в высшей степени достойно любви — идеалу, миру идей. Ведь вещи и души прекрасны не сами по себе, а в меру того, насколько они вмещают прекрасное в себя. Прекрасные тела и души светят не собственным, а отраженным светом. И если мы влечемся к отраженной красоте, то какова будет сила любви, если мы узрим сам источник света, то есть Прекрасное и Благо само по себе! Укажем еще на три аспекта, которые подразумеваются такой интерпретацией. Во-первых, любовь связана с некоей одержимостью. Нельзя быть философом отчасти, только интеллектом. Если это настоящая любовь, то она овладевает всем сердцем, всем существом человека, и такой человек более не принадлежит себе. Во-вторых, любовь иррациональная. Она есть дар свыше. Можно очень хотеть влюбиться, но так и не суметь по-настоящему полюбить. Поэтому философ — это избранник Судьбы. В-третьих, любовь открывает нам реальность с иной, ранее неизведанной стороны. Влюбленный видит то, что недоступно обыденному взору. Это особое видение мира и есть достояние философа.
3. Философия и образ жизни. Диоген Синопский утверждал: «Философия есть готовность к любым поворотам судьбы» [1, с. 233], а античные стоики определяли философию как «упражнение в добродетели». Таким образом, не знания и внешняя образованность, а состояния души и поступки отличают философа от всех остальных людей. Данный подход гармонирует с предыдущим, требуя от философа единства мысли и жизни. Сегодня, конечно, это единство — нечастое явление. Большинство тех, кто называются философами, по образу жизни практически не выделяются из общей массы: те же потребности, те же фобии, предрассудки. Еще римлянин Сенека отмечал трудность последовательной реализации философских принципов в повседневном существовании, признаваясь: «Я учу не тому, как я живу, а тому, как надо жить». Именно поэтому фигура Сократа, для которого собственное учение и жизненный путь были одним целым, выступает образцом и ориентиром для мыслящих людей.
4.Философия и счастье. Люди подвержены не только телесным, но и душевным страданиям. Причем именно последние являются препятствием для полноценной жизни, счастья. Философия способна стать «лекарством для души» (Эпикур), указав на причины страданий и позволяя эти причины устранить. Источники душевных мук — это терзающие нас страхи и желания. Уже древние философы, отмечает Пауль Тиллих (1886-1965), «разработали глубокое учение от тревоге, также заставляющее вспомнить о современном психоанализе. Они обнаружили, что настоящий объект страха — это сам страх. «Нет ничего страшного, — пишет Сенека, — кроме самого страха». А Эпиктет говорит: «страшны не смерть и лишения, а страх перед смертью и лишениями». Наша тревога надевает пугающие маски на всех и вся. Если снять эти маски, то обнаруживается подлинное обличье вещи, и тогда страх проходит» [3, с. 15]. Также и «наши неуправляемые желания творят маски и надевают их на людей и предметы» [3, c. 16]. Не ограничиваясь преодолением страданий, философия учит, что подлинное счастье лишь то, которое рождается душой самого человека, и потому живет в ней, как дома (Сенека).