Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что современные отношения между Испанией и Латинской Америкой являются важной составляющей мировой политики. Эти отношения определяются рядом факторов (культурных, политических, экономических). Политические отношения Испании и Латинской Америки имеют долгую и сложную историю, которая напрямую влияет на нынешние тенденции двусторонних отношений.
В течение первого десятилетия XXI века произошли значительные изменения в отношениях между странами Латинской Америки и их бывшим колонизатором, они достигли значительного уровня и сформировали автономное направление во внешнеполитической деятельности, как в Испании, так и в большой группе латиноамериканских стран. Развитию отношений способствовали их взаимные интересы, а также ряд причин, таких как культурные и исторические традиции, общность религии и языка.
Положительная динамика политических контактов, сложившаяся в последние годы, способствует тому, что в ряде случаев Испания и страны Латинской Америки придерживаются одинаковых мнений по ряду политических вопросов – как региональных, так и глобальных.
Цель исследования – проанализировать политику Испании в Латинской Америке на современном этапе. Объект исследования – Испания. Предмет исследования – политика Испании в Латинской Америке. Задачи исследования:
1. Дать общую характеристику современной внешней политики Испании и проанализировать ее отношения со странами «третьего мира».
2. Проанализировать понятие Иберамерики.
3. Выявить особенности внешнеполитического взаимодействия и торговых связей Испании со странами Латинской Америки.
4. Проанализировать глобализацию международных отношений и ослабление позиций Испании в Латинской Америки.
Глава I. Роль латиноамериканского направления во внешнеполитических приоритетах
1.1. Общая характеристика современной внешней политики Испании и отношения со странами «третьего мира»
Еще с ХХ века Испании пришлось преодолеть сложный путь до современной демократической и благополучной страны. Трудности страны на пути от франкизма к развитой демократии имели ряд причин как экономического, так и социально-политического характера. Одна из основных связана с политической ситуацией внутри страны в 50-60-е годы ХХ века и, как следствие, отношением мирового общества к режиму генерала Франко. Таким образом, решение о вступлении Испании в Организацию Объединенных Наций было принято только в декабре 1955 года.
Следующая причина была обусловлена весомыми трудностями в экономическом развитии страны: архаичная методика регулирования экономики на протяжении долгого времени была серьезным блокпостом на пути развития экономики, хотя нельзя не вспомнить феномен испанского «экономического чуда» того времени. На разных этапах истории, изолированность Испании на суше от более развитых стран континента, благоприятствовала экономической и культурно-политической замкнутости страны [7].
Такая традиция существовала с XVIII века и сыграла важную роль в утверждении и развитии национального самосознания испанского народа. Основной задачей для испанских политиков и общественностью в 70-х годах ХХ века было плавно осуществить переход от тотальной диктатуры к демократии, вдохнуть новую жизнь в систему многопартийности, вывести страну из многолетней изолированности, в которой она пребывала в силу ряда политических и экономических факторов.
Весомым способом достижения этих целей, руководящей испанской элите виделась, в первую очередь, интеграция в ЕЭС, значительное расширение и восстановление международных дипломатических связей, экономическое развитие страны, основой которого должна была стать помощь стран Западной Европы. В тот момент становления парламентской монархии и воссоздания демократической системы, важнейшую роль сыграл король Хуан Карлос I.
Далее последовала интеграция в Европейский союз, которая дала ей возможность выйти на качественно новый уровень в отношениях, как с латиноамериканскими, таки средиземноморскими партнерами. Начать этап наработки и возобновления других взаимовыгодных экономических отношений и политических диалогов. Испания в современных условиях глобализации никак не могла не активизировать контакты со странами АТР и ЦВЕ, главным образом в том, что касалось экономической сферы [2].
С пониманием относилась к России, всегда проявляла находчивость и вела диалог во всех внешнеполитических вопросах, охотно поддерживала реформы со стороны правительства РФ. Значительные экономические показатели говорят нам о роли и месте Испании в мировом обществе. Экономика страны находится в 9-е ведущих государств мира.
В 2004 году Испания вышла на восьмое место по взносам в бюджет ООН (2,59%, или 27 млн. долларов), добилась прямо пропорциональных своим вкладам руководящих постов и участия в исполнении проектов организации. Страна является активным участником миротворческих, гуманитарных и культурных организаций (ООН, ОБСЕ и т.д.), а также член ПАСЕ, ЕС, НАТО. Таким образом, в современном мире Испания является экономически и политически развитой страной, проводит в целом сбалансированный и последовательный внутри- и внешнеполитический курс.
Важным этапом формирования внешнеполитической политики Испании был этап завершения стабилизации и укрепления институций парламентской монархии. Произошло это в период лидерства правительства ИСРП, возглавляемого Ф. Гонсалесом (1982–1996) и наступившего затем периода правления команды Народной партии, лидером которой был Х.М. Аснар (1996–2004). Это время интеграции Испании в европейские военно-политические и социально-экономические институты, перерождение ее в активного и полноправного члена НАТО, имеющего право участвовать не только в проведении общей политики этой организации, но и в ее военных мероприятиях.
Во время правления кабинета Х.М. Аснара определяющим для внешнеполитического курса Испании стал, так называемый, атлантизм, проявившийся во многих аспектах, и особо в ее участии наравне с Британией и другими партнерами по блоку НАТО в учрежденной Америкой антииракской коалиции (2003 год). Команда Аснара последовательно оказывала дипломатическую и морально-политическую поддержку США и Британии в иракском вопросе, а конкретно – в этапе подготовки и реализации атаки против Ирака. Использовалось испанское положение как временного члена Совета Безопасности в 2003–2004 годах [10].
Международная политика современной Испании на переломе ХХ-ХХI веков заслуживает пристального внимания. Она целенаправленно развивается в духе преемственности государственных интересов и достижения договоренности между главными доминирующими политическими партиями Испании. После одержания победы на парламентских выборах 14 марта 2004 года ИСРП, деятельность разворачивается в русле предвыборных обещаний, берется курс на возвращение к традиционным ориентирам внешней политики, целью коего является восстановление широкого консенсуса в обществе, в вопросах национальной внешней политики.
Основными задачами были выравнивание проамериканского крена, который преобладал на завершающем этапе правления Народной партии. Также, имело место усиление европейского ориентирования внешней политики Мадрида, объявленного как вид «естественного геостратегического направления для Испании»; активизация партнерских взаимоотношений с Германией и Францией в этом же контексте.
Главной идеей международных трудов Мадрида является увеличение значения роли Испании при разрешении европейских и мировых вопросов соответственно увеличению ее экономического потенциала. Испания упорно добивалась реализации поставленной задачи. Как посредством повышения своего значения в международных структурах, ведении в них инициативной линии, значимом участии в международных объединениях по поддержанию мира, так и упорно продвигая своих представителей на руководящие посты международного уровня.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова А.Ю., Проводина М.А. Внешняя и внутренняя политика Испании. – Екатеринбург: Альтер эго, 2017. – 343 с.
2. Андреева С.О., Савельева М.И. Испано-латиноамериканские отношения в XXI веке. – СПБ.: Березка, 2015. – 358 с.
3. Борисов Г.П., Сычева Ю.С. Испания и Латинская Америка. Причины. Взаимодействие культур. Проблемы и перспективы. – Ярославль: Азимут, 2016. – 359 с.
4. Васильев Я.Н. Мировая политика. – Мурманск: ИД Полярные зори, 2016. – 293 с.
5. Ефимов А.В., Тихонов А.А. Глобализация в Латинской Америке. – Воронеж: Альянс, 2017. – 395 с.
6. Коноваленко С.М. Основные направления внешнеполитической деятельности современной Латинской Америки. – Архангельск: Свет, 2018. – 358 с.
7. Сорокина В.А., Петренко Г.Г. Современная Испания. – Новороссийск: Приоритет, 2016. – 468 с.
8. Титоренко В.В. Политические и экономические приоритеты Латинской Америки. – Волгоград: Знамя, 2014. – 320 с.
9. Уфимцева А.В. Латинская Америка. Особенности межкультурных коммуникаций. – Волгоград: Смена, 2015. – 380 с.
10. Ященко С.С. Ибероамерика: история и современность. – Тула: Звезда, 2016. – 226 с.