Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Развитие производственного, торгового и ссудного капитала являются одним из главных экономических показателей развития любой страны, поскольку производство, торговля и финансовый рынок – это движущие и определяющие силы любой экономики.
Экономический потенциал региона следует понимать как способность региона производить различные типы благ для населения, применяя имеющиеся в распоряжении материальные, финансовые трудовые ресурсы.
1.Теоретические аспекты исследования социально-экономического развития региона
1.1.Понятие и сущность социально-экономического развития региона
Социально-экономическое развитие региона может относиться к трансформации общества в отношении социальных и экономических аспектов.
Социально-экономическое развитие учитывает интересы общества при разработке социальной политики и экономических инициатив. Конечная цель социального развития региона заключается в обеспечении устойчивого улучшения благосостояния отдельного человека, групп, семьи, общины и общества в целом. Это предполагает устойчивое повышение экономического уровня жизни населения страны, обычно достигаемое за счет увеличения ее запасов физического и человеческого капитала и, таким образом, совершенствования ее технологий [7, c.76].
Социально-экономическое развитие - это постепенное усиление количественных и качественных аспектов социально-экономической организации в направлении более высокого уровня эффективности, благосостояния, справедливости и демократии на всех уровнях.
Стабильное, устойчивое экономическое развитие не может быть достигнуто до тех пор, пока не произойдет и социальное развитие. Следовательно, социальные аспекты экономического развития и производительности столь же важны, как и экономические аспекты. Например, неравенство является социальным аспектом, вызывающим крайнюю озабоченность во многих странах мира. Уровень доходов и социального неравенства является высоким, а показатели социального сектора являются неадекватными. Эти условия серьезно препятствуют экономическому росту и индивидуальному процветанию. Необходимо больше внимания и инвестиций для сокращения неравенства и улучшения социальных показателей. Частью этого процесса изменений является совершенствование социальных измерений и стандартов в социальных областях.
Региональное развитие - это широкий термин, но его можно рассматривать как общие усилия по повышению благосостояния и уровня жизни во всех типах регионов, от городов до сельских районов, и повышению их вклада в национальные показатели и создание более инклюзивных, устойчивых обществ.
За экономическое развитие региона отвечают субъекты региональной экономической политики. Основные субъекты региональной экономической политики включают:
-центральные и местные исполнительные органы;
-органы местного самоуправления.
Исполнительная власть отвечает за принятие важных политических решений. Она действует в пределах, установленных Конституцией и законодательством. Исполнительная власть состоит из центральных (федеральных), региональных и местных органов власти. Такое разделение повышает скорость и четкость выполнения решений. Состояние экономики, социальной и культурной жизни населения зависит от работы всей системы исполнительной власти.
Вопросы социально-экономического развития регионов решаются на федеральном и местном уровнях исполнительной власти.
Органы местного самоуправления - муниципалитеты. Это городские и сельские поселения, которые управляют делами и решают местные проблемы в целях содействия социально-экономическому развитию региона. В частности, они занимаются содействием развитию промышленности и сельского хозяйства, организацией и содержанием различных образовательных учреждений, поддержанием инфраструктуры для нормальной жизни населения и местного бизнеса.
Различия существуют во всем мире между странами, но также и внутри стран в разных регионах. Политика регионального развития или политика, основанная на местоположении, направлена на сокращение региональных различий путем поддержки экономической деятельности во всех регионах. В сегодняшнем контексте эта политика важна как никогда.
Политика субсидии не смогла существенно сократить региональные диспропорции и не смогла помочь отдельным отстающим регионам наверстать упущенное. Результатом является недоиспользованный экономический потенциал и ослабление социальной сплоченности. Политика, ориентированная на конкретные места, выходит далеко за рамки прямой поддержки отстающих регионов и включает:
-адаптация к конкретным территориальным активам
-инвестиционные стратегии
-стратегии привлекательности
-оптимизация взаимодополняемости
-эффективные многоуровневые системы управления
-вовлечение заинтересованных сторон.
Разница между регионами и странами не всегда очень четкая (например, несколько штатов США больше, чем многие страны Европы), но основное различие в большинстве случаев заключается в том, что регионы являются открытыми пространственными образованиями (в отличие от стран), в то время как компетенция региона обычно может быть заменена со стороны нации. Регионы отражают пространственное деление страны и характеризуются отчетливой степенью пространственного разнообразия.
1.2.Основные методы и инструменты оценки социально-экономического развития региона
Региональное развитие связано с географией благосостояния и его эволюцией. Оно сыграло центральную роль в таких дисциплинах, как экономическая география, региональная экономика, регионоведение и теория экономического роста. Эта концепция не является статичной по своей природе, а относится к сложной пространственно–временной динамике регионов (или взаимозависимого набора регионов).
Изменение положения в области благосостояния в регионах часто трудно измерить, и на практике часто используют валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения (или его рост) в качестве статистической аппроксимации. Иногда также используются альтернативные или дополнительные показатели, такие как потребление на душу населения, уровень бедности, уровень безработицы, уровень участия в рабочей силе или доступ к государственным услугам. Эти показатели носят более социальный характер и часто используются в сопоставлениях благосостояния Организации Объединенных Наций. Примером довольно популярного индекса в этой системе является Индекс человеческого развития, который представляет положение регионов или наций в области благосостояния по шкале 0-1 с использованием поддающихся количественной оценке стандартизированных социальных данных (таких как занятость, ожидаемая продолжительность жизни или грамотность взрослого населения).
Мотивы для измерения регионального развития многообразны. Но главный аргумент на протяжении многих лет заключается в том, что положение регионов или наций в области благосостояния может демонстрировать большие различия, которые часто носят довольно устойчивый характер. Это, в свою очередь, приводит к значительному неравенству в уровне жизни.
2.Анализ социально-экономического развития Крымского региона
2.1.Основные тенденции социально-экономического развития Крымского региона
Рассмотрим основные тенденции развития Крымского региона в настоящее время.
Индекс промышленного производства в Республике Крым в 2021 г. составил 95,7%.
В целом наблюдается не очень хорошая динамика по росту производства в регионе за 2021-2022 г., которое имеет тенденцию к ежемесячному снижению.
Объемы отгруженных товаров, выполненных услуг в январе - августе 2022 г. составил:
-на предприятиях по добыче полезных ископаемых - 7523,3 млн рублей,
-на обрабатывающих производствах - 80669,2 млн рублей,
-по обеспечению электрической энергией, газом и паром; кондиционированию воздуха - 42543,6 млн рублей,
-по водоснабжению; водоотведению, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений - 6129,0 млн рублей.
В январе-июне 2022 г. производство сельского хозяйства уменьшилось на 6,0% относительно 2021 г.
Объем работ предприятий и организаций республики по «строительству» в январе-августе 2022 г. составил 93721,0 млн. рублей, или 139,7%.
Предприятия трех регионов республики выполнили 20,2% общего объема по строительству (городской округ Феодосия, Бахчисарайский и
Красногвардейский муниципальный район).
За январь-август 2022 г. было введено в эксплуатацию 639,7 тыс. м2 общей площади жилых домов. Объемы принятого в эксплуатацию жилья составили 170,2%.
Всего в республике было введено в эксплуатацию 5445 новых квартир.
Оборот розничной торговли в январе-августе 2022 г. составил
243398,6 млн рублей, что на 1,2% меньше уровня 2021 года.
Обороты розничной торговли на 89,7% формировались торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, реализующими товары вне рынка. Доля продаж товаров на розничных рынках и ярмарках составила 10,3%.
Общий финансовый результат действующих на территории республики организаций в январе-июле 2022 г. составил 5831,8 млн рублей прибыли.
Темп роста - 48,3%, что является хорошим показателем.
Большая доля прибыли приходится на предприятия
промышленности (38,4%), торговли оптовой и розничной; ремонта
автотранспортных средств и мотоциклов (29,2%).
В январе-июле 2022 г. убыточными было 38,2% предприятий.
2.2.Проблемы социально-экономического развития Крымского региона
Стратегия социально-экономического развития Крыма до 2030 года легла в основу видения недавно аннексированного региона. Принятый документ направлен на формирование современной инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, а также на обеспечение “всеохватывающего” устойчивого развития.
Стратегия экономического развития региона составляется Министерством экономического развития Республики Крым. Министерство экономического развития Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, подотчетным, подконтрольным и ответственным перед Главой Республики Крым и Советом министров Республики Крым.
Министерство разрабатывает и реализует на территории Республики Крым государственную политику социально-экономического развития, инвестиционную и внешнеэкономическую политику, государственную политику в сфере развития малого и среднего предпринимательства, развития свободной экономической зоны (СЭЗ Крым).
Рассмотрим основные положения данной Стратегии.
После аннексии Крыма Россия существенно увеличила расходы на социальный сектор и инфраструктуру, а местные власти заявили об устойчивом экономическом росте. Однако сейчас полуостров гораздо более политически, физически и экономически изолирован.
Снижение экономической активности в регионе из-за его полной изоляции наблюдается во всех сферах жизни.
Экономического процветания, обещанного российскими властями, не произошло. Повышение зарплат и пенсий продлилось недолго: подорожание продуктов питания и обесценивание рубля быстро сказались на потребительских возможностях крымского населения. Социально-экономическая ситуация в Крыму после его оккупации характеризуется быстрым возвращением к советским стандартам от отраслевой структуры экономики до показателей социального обеспечения.
Согласно статистическим данным, предоставленным Федеральной службой государственной статистики, Крым можно оценить как аутсайдера. Согласно исследованию, проведенному агентством “РИА-Рейтинг”, Крым занял 66-е место из 86 регионов по индексу качества жизни.
Например, движение средств по экспортно-импортным операциям Крымского полуострова заметно сократилось. Несмотря на то, что размер бюджета Крыма значительно увеличился (с 600 млн долларов до 1008 млн долларов), это не привело к увеличению прожиточного минимума. За три года его размер сократился со 147 долларов до 145,1 доллара.
3.Перспективы социально-экономического развития Крымского региона
3.1.Решение проблем социально-экономического развития Крымского региона
Комплекс внутренних проблем, мировые экономические, технологические и геополитические вызовы требуют от Республики Крым выработки собственной стратегической линии социально-экономического развития. В этой связи Стратегия социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года является основополагающим документом стратегического планирования, определяющим вектор развития, цели и задачи, приоритеты и требуемый объем финансирования.
Основополагающими стратегическими целями являются достижение высокого уровня развития человеческого капитала, создание инновационной и инвестиционно-привлекательной экономики.
Реализация Стратегии позволит Республике Крым в кратчайшие сроки встроиться в общероссийское экономическое пространство, ускорить социально-экономическое развитие, создать новые отрасли пятого технологического уклада и модернизировать существующие на основе инновационных технологий, повысить конкурентоспособность экономики и уровень жизни населения.
Стратегия социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года позволит осуществить создание различных внутрирегиональных межмуниципальных ассоциаций и объединений, направленных на усиление региональной внутриэкономической, социальной, национальной, межконфессиональной интеграции гражданского сообщества Республики Крым на основе выявленных в процессе разработки данного документа объективно существующих, микроэкономических регионов.
При определении приоритетов развития экономики Республики Крым за основу взяты те отрасли, которые объективно являются “локомотивом” реформ и положительных изменений в производственной, финансовой и управленческой сферах, а также те, которые имеют чрезвычайно благоприятные предпосылки для развития, учитывая природный и ресурсный потенциалы региона и тенденции развития мировой экономики и экономики России (туризм и санаторно-курортное лечение, агропромышленный комплекс, производство композиционных материалов, судостроение и приборостроение, отрасли в сфере информационно-телекоммуникационных технологий и биотехнологий, тонкая химия, фармацевтика).
3.2.Прогноз социально-экономического развития Крымского региона
Рамки социально-экономического развития Республики Крым на период до 2030 года задают 3 сценария: консервативный, модернизационный и инновационный.
Консервативный сценарий подразумевает инерционное развитие Республики Крым. После завершения федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» в структуре экономики региона не произойдет заметных
изменений. Санкции против Республики Крым, прежде всего экономические и инфраструктурные, сохранятся (или даже усилятся), в результате чего
внешнеэкономическая деятельность будет практически прекращена, а крымские предприятия будут ориентированы на взаимодействие только с
бизнесом в пределах России. Объем частных инвестиций в расчете на душу населения останется ниже среднего уровня по Южному федеральному округу, а в направлениях инвестиций будут преобладать традиционные для Республики Крым отрасли, не подразумевающие изменения технологического уклада и высокой маржинальности. Регион не будет предоставлять многообразных возможностей самореализации, что приведет к оттоку наиболее амбициозных и талантливых кадров в другие регионы и за рубеж. Как следствие, Республика Крым закрепится в числе высокодотационных субъектов Российской Федерации, будет нарастать социальная и политическая напряженность.
Заключение
Социально-экономическое развитие - это постепенное усиление количественных и качественных аспектов социально-экономической организации в направлении более высокого уровня эффективности, благосостояния, справедливости и демократии на всех уровнях.
Стабильное, устойчивое экономическое развитие не может быть достигнуто до тех пор, пока не произойдет и социальное развитие. Следовательно, социальные аспекты экономического развития и производительности столь же важны, как и экономические аспекты.
Политика регионального развития или политика, основанная на местоположении, направлена на сокращение региональных различий путем поддержки экономической деятельности во всех регионах. В сегодняшнем контексте эта политика важна как никогда.