Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Имидж региона в современном обществе, наравне с финансовыми средствами и человеческим капиталом, становится инструментом социального, культурного и экономического развития территории.
Образ региона, сформированный в сознании инвесторов, туристов и жителей, оказывает значительное влияние на доходы муниципального бюджета, динамику валового городского продукта и устойчивое развитие городского пространства.
В современных социальных, политических и экономических условиях регион не может быть рассмотрен исключительно с точки зрения закрытой территории. В настоящее время, невзирая на довольно быструю смену ряда факторов внешней среды, существует объективная необходимость привлечения внешних по отношению к территории ресурсов с целью поддержания ее развития. В этой связи особое значение необходимо уделить вопросам формирования имиджа территории как одного из факторов укрепления его конкурентоспособности.
Вместе с тем считаем отметить объективную необходимость в исследовании, осмыслении, а затем и целенаправленном тиражировании в регионах накопленного в России и за рубежом положительного опыта. При этом уточним, что в целях идентификации регионов, в том числе с учетом их специфики и последующего развития, имеет смысл не копировать опыт других территорий, а вносить в существующую практику оправданные изменения. Подобный подход очевидно обеспечит уникальность и узнаваемость отдельной территории среди других подобных регионов.
Кроме того, мы предполагаем, что применение наработок коммерческих компаний в части формирования, поддержания и совершенствования своего имиджа также могут быть взяты за основу и в рамках реализации, то есть разработки и дальнейшего развития имиджа территории, не только муниципального образования в целом, но и его составляющих, к которым отнесем население, бизнес-структуры и органы власти.
В этой связи в работе предлагается рассматривать имидж как совокупность ряда факторов, оказывающих на него комплексное и значительное совместное влияние, что позволит получить при внедрении всей совокупности взаимосвязанных мероприятий значительный синергетический эффект.
В настоящее время, связанное с периодическими изменениями политического, социального и экономического характера, вопросы поддержания положительного имиджа как страны в целом, так и отдельных ее территорий являются одними из наиболее актуальных.
Однако, принимая во внимание не только нынешнюю ситуацию, но и основываясь на необходимости создания, поддержания и укрепления привлекательного имиджа территории, важно рассматривать указанные мероприятия как составляющие «национального капитала», способствующие повышению конкурентоспособности отдельных регионов как в рамках страны, так и за ее пределами, в том числе на базе их конкурентного сотрудничества.
Таким образом, актуальной целью в рамках представленного исследования будет являться разработка путей повышения имиджа региона, которая заключается в определении ключевых параметров, оказывающих существенное влияние на формирование имиджа территорий, а также направлений его совершенствования.
Цель работы – разработка мероприятий повышающих привлекательность Октябрьского района г. Уфа.
Задачи работы:
изучить сущность привлекательности территории;
представить характеристику Октябрьского района г. Уфа;
дать оценку привлекательности Октябрьского района г. Уфа;
разработать мероприятия, повышающих привлекательность Октябрьского района г. Уфа.
Объектом исследования является Октябрьский район г. Уфа, предметом – имидж Октябрьского района г. Уфа.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы администрацией Октябрьского района г. Уфа для выработки стратегии и механизмов формирования имиджа Октябрьского района г. Уфа.
1. Теоретико-методологические основы мероприятий, повышающих привлекательность территории
1.1. Сущность привлекательности территории
Многие субъекты Российской Федерации все чаще в качестве инструмента формирования привлекательности своих территорий используют позитивный имидж, который на наш взгляд, можно рассматривать как целенаправленно формируемый образ, «призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо, с целью популяризации, рекламы, обретения устойчивого признания, авторитета».
Привлекательность регионов является следствием целенаправленно сконструированного имиджа, который можно назвать одним из главных факторов восприятия регионов и организации вокруг них позитивной, положительной среды, что оказывает непосредственное влияние на лояльность со стороны федерального центра, других регионов страны и других стран.
Имидж - это образ, создаваемый для того, чтобы произвести наилучшее впечатление на соответствующий сегмент рынка. Мы привыкли применять данный термин к человеку, организации или различным брендам. Однако, стоит отметить, что на сегодняшний день все чаще встречается такое понятие как «имидж города». Имидж города формируется на основе распространения о нем актуальной информации, территориальных особенностей и данных об объектах культуры для привлечения внимания целевой аудитории.
Положительный имидж города необходим для развития туризма, улучшения социального самочувствия его жителей, улучшения инвестиционного климата региона, а также привлечения человеческого капитала [7].
Его можно определить как устойчивую и транслируемую в массовом и индивидуальном сознании совокупность эмоциональных и рациональных представлений о городе, которые складываются на основе информации, полученной из различных источников и собственного опыта. Следует различать образ города от имиджа. Первое - это собирательное представление о городе, которое формируется у горожан и приезжих самостоятельно, без искусственного вмешательства, позволяющее идентифицировать и выделять его отличительные качества на фоне других городов.
Имидж же - это целенаправленно созданный облик города с целью его продвижения. Для формирования последнего чаще всего используют психологические инструменты маркетинга, которые помогают создавать определенное, «нужное» изображение города в сознании людей. Стратегия продвижения города - это система, которая выделяет конкурентные преимущества городской территории и направлена на формирование положительного имиджа. Данная стратегия, как и любые другие стратегии продвижения, имеет научный характер и свой управленческий аппарат. Можно провести некоторую параллель между продвижением города и продвижением товара, потому что оба эти процесса имеют идентичные этапы маркетингового планирования.
«Маркетинговая концепция получила всеобщее признание и постепенно внедряется во все сферы деятельности, где субъектами отношений выступают потребители или клиенты, имеющие возможность выбора поставщика товаров или услуг» [12].
Целевой аудиторией маркетинга города могут стать население города, жители соседних регионов, различные фонды, компании, зарубежные инвесторы и другие. В зависимости от целевой аудитории, определяются инструменты формирования имиджа. Так, ими могут стать рекламные средства, отличительные символы (это может быть герб, флаг города), визуальные средства, эстетический образ города. Последние чаще всего используются для формирования культурного облика города. Это могут быть религиозные центры - церкви, мечети; исторические памятники; спортивные центры - различные комплексы для привлечения чемпионатов государственного и мирового уровня; научные центры. Важнейшей объективной составляющей городского имиджа является совокупность конкурентных преимуществ и недостатков.
Прежде всего, это направление отраслевой специализации региона, наличие экспортного потенциала, территориальная удаленность и транспортная инфраструктура, особенности природного ландшафта, интеллектуальный и инновационный потенциал, уровень развития социальной сферы.
Можно сказать, что стратегическое управление имиджем города базируется на стратегии позиционирования, которая определяет набор конкурентных преимуществ территории. Именно эти конкурентные преимущества доводятся до сознания целевых потребителей. В данном направлении город должен придумать яркую, запоминающуюся историю о себе и постоянно и талантливо ее рассказывать.
Здесь подразумевается комплекс действий: переосмысление и популяризация городской символики, раскачка местного сообщества для генерации имиджевых идей и проектов, партнерство с местными рекламными и дизайнерскими фирмами. Субъективной частью имиджа города является его восприятие отечественными и иностранными политиками, инвесторами и туристами на основе личного опыта и наблюдений. Также не стоит забывать о влиянии на имидж города действий региональных и муниципальных органов власти. Например, проведения различных общественных мероприятий, проведение грантовых конкурсов может способствовать привлечению туристов, жителей других регионов. На сегодняшний день выделяют положительный, слабо выраженный, застойный, противоречивый, смешанный, негативный виды имиджа. Задачи сохранения или изменения определенного образа будут требовать соответствующей маркетинговой политики управленческого аппарата [8].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Альгин, А.П. Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии, зарубежный опыт: учебник для вузов / А.П. Альгин. – М.: Юрайт, 2021. – 484 с.
2. Багян, Г.А. Пути решения актуальных проблем государственного управления в Российской Федерации / Г.А. Багян // Modern Science. – 2020. – № 5. – С. 450-454.
3. Барабашев, А.Г. Государственное и муниципальное управление. Технологии научно-исследовательской работы: учебник для вузов / А.Г. Барабашев. – М.: Юрайт, 2021. – 194 с.
4. Большаков, С.Н. Организационные структуры муниципального управления и их совершенствование / С.Н. Большаков // Экономика и политика. – 2020. – № 1. – С. 16-22.
5. Бондарь, Н.С. Местное самоуправление: учебник для вузов / Н.С. Бондарь. – М.: Юрайт, 2021. – 386 с.
6. Буга, А.В. Теория и механизмы современного государственного управления / А.В. Буга. – СПб.: Астерион, 2020. – 212 с.
7. Васильева, В.М. Государственная политика и управление: учебник и практикум для вузов / В.М. Васильева. – М.: Юрайт, 2021. – 441 с.
8. Гимазова, Ю.В. Государственное и муниципальное управление: учебник для вузов / Ю.В. Гимазова. – М.: Юрайт, 2021. – 453 с.
9. Дзакоев, З.Л. Опыт проектного управления в муниципальном образовании / З.Л. Дзакоев // Матрица научного познания. – 2020. – № 3. – С. 15-21.
10. Дзина, М.А. Совершенствование механизма управления муниципальным образованием / М.А. Дзина // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 114. – С. 512-517.
11. Захарова, Н.И. Государственное и муниципальное управление: учебник / Н.И. Захарова. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 288 с.
12. Райзберг, Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: учебное пособие / Б.А. Райзберг. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 384 с.
13. Сморгунов, Л.В. Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 1. Концепции и проблемы: учебник для вузов / Л.В. Сморгунов. – М.: Юрайт, 2021. – 395 с.
14. Толкачева, Е.В. Цифровая трансформация государственного управления / Е.В. Толкачева // Инновационные технологии управления. –2020. – № 7. – С. 61-63.
15. Уманская, В.П. Государственное управление и государственная служба в современной России: монография / В.П. Уманская. – М.: Норма, 2020. – 176 с.
16. Федорова, И.Ю. Финансовый механизм государственных и муниципальных закупок: учебное пособие для вузов / И.Ю. Федорова. – М.: Юрайт, 2021. – 148 с.
17. Чазова, И.Ю. Оценка эффективности системы государственного управления / И.Ю. Чазова // Евразийский союз ученых. – 2020. – № 4. – С. 53-59.
18. Черкасова, М.А. Муниципальное управление в контексте цифровизации: концепция и опыт / М.А. Черкасова // Муниципальная академия. – 2020. – № 1. – С. 177-181.
19. Шедько, Ю.Н. Региональное управление и территориальное планирование в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для вузов / Ю.Н. Шедько. – М.: Юрайт, 2021. – 302 с.