Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Российская Федерация является одной из ведущих мировых лесных держав, которой принадлежит большая часть лесов нашей планеты.
В связи с этим возрастает роль лесного законодательства РФ, которое должно стремиться к регулированию лесных отношений с целью не только возможного сохранения лесных ресурсов нашей страны, но и их приумножения.
Лес – наше богатство! Современное лесное законодательство должно соответствовать задаче по сохранению лесных ресурсов в интересах нынешнего и будущих поколений.
Тема работы предопределена кризисом экологической обстановки в лесах Российской Федерации, вызванного отсутствием рационального и устойчивого использования лесов, а также отсутствием эффективного правового механизма охраны и защиты лесов.
Актуальность заключается в разработке новых принципов и методов организации лесопользования, обеспечивающих решение указанных проблем.
Лесопользование является одним из важнейших видов природопользования к которому должны предъявляться соответствующие требования по сохранению и рациональному использованию всего многообразия ресурсов лесного фонда.
Структурно рациональное лесопользование должно основываться на следующих составных элементах: лесоустройство, лесная экономика, лесное планирование и лесоуправление.
Цель исследования заключается в том, чтобы рассмотреть правовое регулирование охраны лесов в Российской Федерации.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
-дать определение понятия лес;
-рассмотреть целевое назначение леса и его виды;
-разобрать охрану, защиту и восстановление лесов;
-проанализировать ответственность за нарушение лесного законодательства.
Объектом исследования являются социальные отношения, возникающие в процессе использования, воспроизводства, охраны и охраны лесов.
Предмет исследования посвящен лесному законодательству, которое регулирует общественные отношения в области управления, воспроизводства, охраны и защиты лесов, а также юриспруденции и юридической и научной литературе по рассматриваемым и смежным вопросам.
Методологическая основа исследования заключается в использовании научных и научно обоснованных методов исследования: диалектического, сравнительно-правового, логического анализа, системно-структурного, формально-юридического, исторического, аналитического, статистического и других методов познания.
1 Лес как объект правовой охраны
1.1 Определение понятия лес
Следует отметить, что проблема определения понятия «лес» для российской науки лесного права не нова. Например, в научной литературе советского времени неоднократно рассматривался вопрос, который, например, Г. Н. Полянская считала имеющим «существенное» юридическое значение: является ли лес совокупностью растений? При этом она неоднократно отмечала, что в ряде случаев этот вопрос оставался открытым .
В современном законодательстве и правоприменительной практике отнесение растительности к категории "нелесных" практически делает такую растительность принадлежащей земле, не имеющей самостоятельного правового значения .
Следует также отметить, что лесное законодательство ставит выделение растительности лесам в зависимость от решения вопроса о праве собственности на землю, на которой расположены леса .
Следовательно, более детальное изучение взаимосвязи между лесами и землей позволило бы приблизиться к вопросу о классификации растительности в рамках конкретной категории.
Так, в Лесном кодексе РСФСР 1923 года понятия лес и земельные участки, на которых они расположены, были разделены .
Примером этого является тот факт, что Национальный лесной фонд состоял из лесов национального значения и лесов местного значения, а также лесов за пределами крупных лесов . Таким образом, понятие государственного лесного фонда, впервые появившееся в советском законодательстве, не совпадало с понятием «лес».
Что было частью Национального лесного фонда? Например, лесной фонд включал леса, расположенные «на землях сельскохозяйственного назначения, непригодных для почвенных условий (земли сельскохозяйственного назначения, земли сельскохозяйственного назначения, земли сельскохозяйственного назначения и общественные земли)».
Такая категория земель как "земли государственного лесного фонда" впервые появилась в основах земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 года. После принятия этого нормативного акта в юридической литературе началось обсуждение вопроса о правовом регулировании отношений, связанных с использованием лесов, расположенных на землях, отличных от земель государственного лесного фонда, категорий земель .
В дальнейшем в законодательстве появилось такое понятие, как "насаждения, не входящие в лесной фонд".
В составе этих насаждений в разное время выделялись:
- отдельные деревья и группы деревьев, а также другие кустарниковые породы на сельскохозяйственных угодьях;
- защитные насаждения на дренажных путях железных дорог, автомагистралей и каналов;
- деревья и группы деревьев, а также посадки деревьев в городах и других населенных пунктах, произрастающие на землях, не занятых городскими лесами;
- деревья и группы деревьев в садах, коттеджах и садах.
Такой подход в настоящее время сохраняется в некоторых постсоветских государствах. Эта преемственность может быть объяснена тем фактом, что эта классификация сыграла важную роль в управлении лесным хозяйством и в использовании лесов и кустарников, которые не являются частью лесов, в соответствии с поставленной целью . Однако даже в советское время этот вопрос не был полностью решен, и, как справедливо отмечалось в научной литературе, специальные правила были приняты только для определенных категорий объектов растительного мира, например, редких растений, зеленых насаждений, лекарственных растений и т.п.
Все эти леса обрабатывались на землях, выделенных в отдельную категорию земель государственного лесного фонда. В эту категорию входили как лесные, так и земли, предназначенные для лесного хозяйства. Такое регулирование позволяет сделать вывод, что в советский период понятия леса и земли, на которых они расположены, были разделены достаточно четко. Однако в дальнейшем, уже в первом Лесном кодексе Российской Федерации, было установлено, что под лесными отношениями понимаются как отношения в сфере использования, охраны, охраны и воспроизводства лесов, как включенные, так и не включенные в лесном фонде, и земли лесного фонда .
В то же время в научной литературе советского и постсоветского времени нет единства в вопросе о том, какому законодательству отдать приоритет в регулировании отношений в сфере охраны и использования земель, на которых расположены леса. Например, было заявлено, что «правовой режим лесных угодий должен быть подчинен правовому режиму лесов, расположенных на них». В то же время существовала и другая точка зрения, согласно которой «использование и защита лесов напрямую зависят от состояния земель, на которых они расположены» .
В российском законодательстве в настоящее время нет различия между «лесными» и «нелесными». Кроме того, понятие леса, закрепленное в Лесном кодексе Российской Федерации, является неопределенным и не позволяет не только отличить леса от других видов насаждений, но и ответить на вопрос о том, при каких условиях группу насаждений можно считать лесом.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что приоритет, придаваемый законодательству, регулирующему защиту и использование лесов и нелесной растительности, в настоящее время зависит от статуса самой растительности. Таким образом, лесное законодательство будет применяться в первую очередь к лесам, в то время как земельное и гражданское законодательство будет применяться к другим типам растительности.
Подводя итог, следует отметить, что выработка единой концепции для лесной науки и законодательства-непростая задача. Трудность состоит в том, чтобы объединить две внутренне противоположные характеристики леса: с одной стороны, лес-это биологическая категория, сложная экологическая система, с другой стороны, лес-это объект экономической деятельности, приносящий значительный доход. Однако не следует забывать, что роль лесной науки в определении понятия «лес» имеет первостепенное значение, поскольку именно Лесная наука направлена на тщательное и всестороннее изучение леса. Прежде всего, лес-это продукт природы и его составная часть. Следовательно, независимо от того, с какой позиции подходить к лесу, первоначальное и ключевое его определение должно быть в первую очередь связано с природой.
Анализ научных работ и лесного законодательства позволяет законодателю предложить изменения в статью 5 Трудового кодекса Российской Федерации, охарактеризовав ее следующим образом « " лес - это целостная совокупность лесных растений и других растений, земель, животных, микроорганизмов и другие природные компоненты тесно связаны друг с другом и окружающей средой, образуя экологическую систему. Использование, защита, охрана и воспроизводство лесов основаны на концепции леса как экологической системы и природного ресурса».
1.2 Целевое назначение леса и его виды
Земельный участок - это часть земли, имеющая определенный правовой режим и целевое назначение (разрешенное использование), границы которой определены.
Статья 130 «Недвижимые и движимые вещи» Гражданского кодекса РФ относит земельные участки к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость).
Земли специального назначения в Российской Федерации подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для космической деятельности, земли оборонного, охранного и иного назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; заповедные земли.
Лес - это возобновляемый ресурс, который восстанавливается через 80-100 лет. Это приводит к неточным оценкам и ошибочным суждениям о неисчерпаемых запасах ресурсов. Однако за многовековую историю человечества площадь всего лесного фонда значительно сократилась. Сокращение лесных ресурсов происходит интенсивными темпами. Причин тому много-продолжающаяся вырубка, превращение лесов в сельскохозяйственные угодья, освоение лесных территорий и так далее. во многих регионах нашей страны лесные ресурсы находятся в плачевном состоянии. Это потому, что они теряют часть своего биоразнообразия, теряют свои социальные и защитные функции. Поэтому важно разделить леса в соответствии с их целью, которая представляет собой согласованную и функциональную систему - "устойчивое лесопользование".
Фрагмент для ознакомления
3
1.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // СЗ Рос. Федерации. - 1994. – № 32. - Ст. 3301.
2.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 07.10.2022)
3.Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 14.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.10.2022).
4.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 05.12.2022)
5.Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.1923. № 22-ФЗ // Российская газета. № 23. 1923. (утратил силу)
6.Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // Собрание законодательства РФ. – 2006. - № 50. - Ст. 5278.
7. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации приказ от 30 июля 2020 года N 542 Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков (с изменениями на 25 января 2022 года)
8.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" (с изменениями и дополнениями)
9.Постановление Правительства Российской Федерации от 21.09.2015 № 1003 "О типовом договоре аренды лесного участка"
10.Уголовный Кодекс РФ" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 21.11.2022)
11.Барлыбаев А. А. Межстрановый анализ институтов лесопользования // Вестник УГАЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. – 2020. – № 2 (8). – С. 55 - 58.
12.Залесов, С. В. Лесоводство: учебник. – Екатеринбург: УГЛТУ, 2020. – 387 с.
13.Каверин А.М., Краснов Н.И., Немировский Е.И., Сыродоев Н.А. Законодательство о лесах. - М.: Юрид. лит., 1978. – 89 с.
14.Ковязин В.Ф., Мартынов А.Н., Мельников Е.С., Аникин А.С., Минаев В.Н., Беляева Н.В. Основы лесного хозяйства и таксация леса: учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. - СПб.: Лань, 2019. – 247 с.
15.Крассов О.И. Правовой режим земель государственного лесного фонда: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / АН СССР. Ин-т государства и права. - М., 1978. – 18 с.
16.Орлов М.М. Основы лесоохранения в России. – СПб. : Тип. М.А. Александрова, 2021. – 69 с.
17.Полянская Г.Н. Понятие лесных отношений в общесоюзном и республиканском лесном законодательстве // Ученые записки ВНИИСЗ. - 1972. - Вып. 27. - С. 41. - 49
18.Семенов В. Лесоохранение. Руководство для офицеров корпуса лесничих. – СПб.: Тип. Министерства государственных имуществ, 2020. – 50 с.
19.Соколова А.К. Законодательные предпосылки формирования правовой охраны объектов растительного мира // Проблемы законности. - 2014. - N 125. - С. 132.
20.Тельнов Н.П. Беречь и умножать лесные богатства. – Вологда : Книжное издательство, 2019. – 56 с.
21.Тихонов А. С., Ковязин В. Ф. Лесоводство: учебник - СПб. : Лань, 2019. – 491 с.
22.Шафранов Н.С. Лесоохранение. – СПб.: Майкова, 2019. – 211 с.
23.Шварц Е., Шматков Н., Кобяков К., Ярошенко А., Родионов А. Некоторые причины кризиса лесного сектора и пути выхода из него // ЛесПромИнформ. – 2021 - №2 – С. 28 - 34.
24.Шуплецова Ю.И. Правовой режим земель лесного фонда // Аграрное и земельное право. - 2019. - № 10. - С. 118 - 127.
25.Шуплецова Ю.И. Правовое регулирование лесных отношений в Российской Федерации: монография. - М.: ИЗиСП; КОНТРАКТ, 2018. –153 с.
23.Яблоков А.В. Уровни охраны живой природы. – М.: Наука, 2018. – 175 с.
27. Обзор судебной практики об экологических преступлениях https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_420088/