Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1.Теоретические основы формирования бюджетной политики 5
1.1. Цели и задачи реализации бюджетной политики в Российской Федерации 5
1.2.Государственное администрирование бюджетной политики регионов 9
2.Анализ использования инструментов бюджетной политики в регулировании процессов регионального развития 16
2.1.Бюджетная политика регионов 16
2.2.Проблемы, влияющие на результативность реализации бюджетной политики в Российской Федерации 20
Заключение 26
Список литературы 28
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одной из важнейших задач государственной региональной политики является решение проблемы выравнивания социально-экономического состояния регионов страны. Управление развитием региона в сторону повышения уровня его социально-экономической устойчивости при модернизации межбюджетных отношений в многонациональной стране, в условиях, наблюдающихся в мировой экономике кризисных явлений, является сложной комплексной задачей.
Сложившаяся ситуация в российской экономике и на внутреннем долговом рынке, неблагоприятная ситуация на внешних рынках, снижение экспортной цены как нефти, так и металлов, отказа Федерального центра от дополнительных мер по пополнению региональных бюджетов (налог с продаж) способствует сохранению сложного финансового положения региональных бюджетов. Бюджетная политика занимает важное место в поддержании развития регионов.
Объектом исследования является бюджетная политика.
Предмет исследования методологический подход управления бюджетом в регионе.
Цель исследования – проанализировать использование инструментов бюджетной политики в регулировании процессов регионального развития.
Для достижения указанной цели в работе решаются следующие исследовательские задачи:
1. Теоретические основы формирования бюджетной политики.
2. Провести анализ бюджетной политики регионов.
3. Определить проблемы бюджетной политики регионов.
4. Разработать практические рекомендации по совершенствованию инструментов бюджетной политики в регулировании процессов регионального развития.
Методы исследования. В работе применяются такие общенаучные методы исследования, как наблюдение, измерение, описание, сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия и другие.
1.Теоретические основы формирования бюджетной политики
1.1. Цели и задачи реализации бюджетной политики в Российской Федерации
Сложившееся в настоящее время экономическое положение России существенно отличается от экономической ситуации прошлого десятилетия.
В современных условиях главным фактором, определяющим особенности, цели и задачи финансовой политики современной России, является макроэкономическая нестабильность.
Источниками макроэкономической нестабильности, предопределяющими особенности финансовой политики России, являются, рис. 1.
Рисунок 1 – Источники макроэкономической нестабильности России
Главные проблемы страны связаны с тем, что страна находится в положении неопределенности своего будущего развития в связи с западными санкциями . Текущая ситуация в стране является стимулом к поиску необходимых факторов, способствующих развитию экономики. В таких условиях определение целей и задач финансовой политики имеет важное значение для будущего страны .
В настоящее время в России решается ряд важнейших задач, направленных на преодоление последствий финансово-экономического кризиса и стабилизацию социально-экономической ситуации в стране.
Финансовая политика России в настоящее время ориентирована на привлечение инвестиций из зарубежных стран. В 2014 году финансовый сектор России столкнулся с серией санкций, которые постепенно меняют ситуацию на финансовом рынке страны. Реализация финансовой политики в 2015 г. осуществлялась уже в новых экономических условиях: падение цен на товары российского экспорта, введение экономических санкций и замедление потенциальных темпов роста российской экономики на фоне накопившихся структурных дисбалансов, снижения цен на нефть и уменьшения потребительских возможностей российских покупателей импортной продукции, которые все еще не исчерпали себя. Важной целью финансовой политики на современном этапе является привлечение инвестиций в экономику страны, которые необходимы для ее стабильного функционирования . Главную роль в составе финансовой политики играет бюджетная политика, цели и задачи которой на 2016 и плановый период 2017 и 2018 гг. содержатся в проекте бюджета. Финансовая политика РФ базируется на следующих принципах: признание полной свободы в предпринимательстве и принятие различных форм хозяйствования, приватизация государственного имущества вместе с переходом к смешанной экономике, отказ правительства от директивного управления и полный переход любых отношений на налоговую основу.
Цель бюджетной политики – это достижение долгосрочной сбалансированности бюджетной системы.
Задачи бюджетной политики:
1. Повышение эффективности бюджетных расходов.
2. Достижение сбалансированности федерального бюджета и бюджетов субъектов.
3. Снижение зависимости бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации от трансфертов из федерального бюджета.
Денежно-кредитная политика также является составной частью финансовой политики, она направлена на регулирование денежного обращения, для обеспечения стабильности цен и роста реального объема производства.
Цели денежно-кредитной политики представлены на рисунке 2.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 30.11.2016) [Электронный ресурс]//СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW&n=207955&dst=4294967295&r eq=doc&rnd=235642.1316515091#0(дата обращения 16.03.2018)
2. Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 06.10.2003 N 131–ФЗ (ред. от 25.07.2014) (с изм. и доп., вступившими в силу с 02.08.2014) // Собрание законодательства РФ. – 2003. – N40. – Ст.3822.
3. Бетин О.И. Системные механизмы управления межбюджетными отношениями в российской Федерации. М.: Финансы и статистика, 2017. – 125 с.
4. Беляев, Ю.А. Финансы местного самоуправления / Ю.А. Беляев. – М.: Прогресс, 2014. – 256 с.
5. Богославцева Л.В., Карепина О.И.. Повышение эффективности и результативности деятельности органов государственного управления в условиях административной реформы // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки.-2016.-№4.-С.59-63.
6. Водопьянова В.А., Изергина К.Е. Налоговые льготы для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. -№6-2. - С. 361-364
7. Ворожбит О.Ю., Зубова Н.В. Методы обеспечения сбалансированности местных бюджетов//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. -2017. - № 11-4. -С. 630-633.
8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами» Министерство финансов России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minfin.ru/ru/perfomance/budget/ govprog/regfin/ #ixzz4CoIChpWm (дата обращения 16.03.2018)
9. Информация о социально-экономическом положении России. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/publications/catalog/doc_1140087276688 (дата обращения 16.03.2018)
10. Корень А.В., Бондаренко Т.Н., Корнева Е.В., Самсонова И.А. Основные направления реализации бюджетной политики в условиях финансовой нестабильности//Фундаментальные исследования. -2015. -№ 116. -С. 11-15.
11. Корень А.В., Краубергер Ж.Ю. Специальные налоговые режимы в реализации государственной политики по поддержке малого и среднего бизнеса //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 6-3. - С. 479-483.
12. Корень А.В., Проценко Ю.А. Роль налога на доходы физических лиц в обеспечении условий динамичного развития регионов Дальневосточного федерального округа// Фундаментальные исследования. - 2015. - № 6-1. - С. 129-133.
13. Набиуллина, Силуанов, Кудрин поспорили о стратегии // Вести. Экономика - 2016 [Электронный ресурс]. URL: http://www.vestifinance.ru/articles/71891 (дата обращения 16.03.2018)
14. Новикова А. В Парке Горького сменилась власть // РБК Стиль. - 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://style.rbc.ru/view/571f2f719a79473d66b837e6 (дата обращения 16.03.2018)
15. Печенкина Ю.Е., Бондаренко Т.Н. Собираемость налогов как инструмент пополнения местных бюджетов //Современные научные исследования и инновации. -2015. -№ 7-3 (51). -С. 36-41.
16. Раздел «Государствo, общественные организации» Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ state/#(дата обращения 16.03.2018)
17. Смицких К.В., Ворожбит О.Ю. Налоговая политика государства как фактор экономического роста предпринимательской деятельности //Экономика и предпринимательство. -2017. -№ 7. -С. 626-631.
18. Яковлев, Н.Н. Финансовая система России / Н.Н. Яковлев. – М.: Высшая школа, 2016. – 489 с.