Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1 Методика анализа прибыльности и рентабельности предприятия 5
1.2 Мониторинг показателей рентабельности в обеспечении эффективности бизнеса 8
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ПАО «РОСТВЕРТОЛ» 14
2.1 Анализ рентабельности работы организации 14
2.2 Факторный анализ рентабельности продаж 17
2.3 Факторный анализ рентабельности производственных фондов 20
2.4 Факторный анализ рентабельности активов 23
2.5 Факторный анализ рентабельности собственного капитала 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 38
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Основой функционирования коммерческих организаций в настоящее время выступают финансово-экономические показатели, необходимые для получения объективной оценки и прогнозирования деятельности, создания и использования фондов, сравнения расходов и полученных результатов на различных этапах. В процессе обеспечения устойчивого развития важнейшую роль играет получение прибыли коммерческой организацией.
Создание конкретного механизма формирования и эффективного управления прибылью, подробный своевременный анализ ее распределения и использования выступают фундаментальной базой производственно-хозяйственного процесса, обеспечивают бесперебойное функционирование, гарантируют удовлетворение материальных и социальных потребностей собственников и работников компании. Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства предприятия и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников. Организация эффективного управления прибылью, ее формирование и детальный анализ использования создает гарантии для существования компании и перспективы для дальнейшего развития.
В производственной деятельности организации используют систему результативных показателей, отражающие способы формирования и пути распределения прибыли, финансовое состояние фирмы, уровень показателей рентабельности.
Объект исследования – ПАО «Роствертол».
Предмет исследования – прибыль и рентабельность как показатели хозяйственной деятельности предприятия.
Целью исследования является разработка рекомендаций по повышению рентабельности предприятия.
Задачи исследования:
изучить методику анализа прибыльности и рентабельности предприятия;
рассмотреть мониторинг показателей рентабельности в обеспечении эффективности бизнеса;
провести анализ рентабельности работы организации;
раскрыть факторный анализ рентабельности продаж;
провести факторный анализ рентабельности производственных фондов;
представить факторный анализ рентабельности активов;
провести факторный анализ рентабельности собственного капитала.
Методы исследования: анализ литературы, анализ нормативных документов организации и нормативно–правовых актов РФ, наблюдение, статистический анализ, экономический анализ, финансовый анализ.
Исходными данными являются публикации периодической печати и сети Интернет, статистические данные, бухгалтерская (финансовая) отчётность ПАО «Роствертол» за период 2019–2021 гг.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
1 Теоретические и методические основы системы показателей рентабельности деятельности коммерческой организации
1.1 Методика анализа прибыльности и рентабельности предприятия
В целом анализ прибыли - это процесс изучения тенденций формирования и использования прибыли, выявления возможностей повышения эффективности организации на основе управления прибылью и формирования комплекса мер, которые будут способствовать максимально возможному повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности [3, с. 35].
Существуют различные классификации методов финансового анализа:
горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждого показателя отчетного периода с предыдущим;
вертикальный (структурный) анализ - установление структуры итоговых показателей с раскрытием влияния каждого из них на конечный результат;
трендовый анализ означает сравнение показателя отчетного периода с предыдущим периодом и установление динамики;
диагностика финансовых коэффициентов - расчет конкретных показателей, а также определение их взаимосвязи.
В дополнение к раскрытым методам также может быть представлена сравнительная и факторная оценка. Сравнительный анализ - это оценка совокупных коэффициентов на основе отдельных коэффициентов компании, связей, филиалов, а также оценка коэффициентов конкретной компании с коэффициентами конкурирующих фирм.
Факторная оценка позволяет анализировать влияние конкретных факторов на конечный коэффициент, используя прямой метод деления конечного коэффициента на его составные части, и используя обратный метод, когда отдельные компоненты добавляются к общему итоговому коэффициенту.
В ходе анализа изучаются состав, динамика, выполнение плана и факторы изменения суммы убытков и полученной прибыли для каждого конкретного случая. Рентабельность - это показатель качества затрат, характеризующий эффективность предприятия, который позволяет охарактеризовать уровень рентабельности затрат и материальных и нематериальных ресурсов, используемых для коммерческой деятельности и реализации продукции [15, с. 25].
Показатели рентабельности и эффективности использования имущества характеризуют прибыльность предприятия и рассчитываются как отношение полученной прибыли к различным видам или статьям затрат. Это наиболее важная группа показателей, поскольку результаты анализа этих показателей позволяют принимать решения об инвестировании собственных средств в тот или иной бизнес, характеризуют целесообразность деятельности компании и являются результирующей ценой.
Процедура расчета и интерпретации полученных показателей рентабельности, а также методы их факторного анализа широко рассмотрены в отечественной литературе и переводных публикациях, освещающих вопросы финансово-экономического анализа. При принятии управленческих решений, как правило, используется структурированная система показателей оценки прибыльности, ориентированная на конкретную цель. Используемая система показателей оценки прибыльности позволяет избежать неполного и одностороннего отражения деятельности компании, поскольку отдельные показатели оценки прибыльности имеют ограниченную информационную ценность, что может привести к их неадекватной интерпретации.
Система показателей для оценки прибыльности особенно важна в тех случаях, когда необходимо учитывать несколько целей и устанавливать взаимосвязи между элементами системы. В то же время следует подчеркнуть, что неоправданно большое количество показателей для оцен
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Виноградская, Н. А. Корпоративные финансы: курс лекций / Н. А. Виноградская, А. В. Жагловская. - М.: Изд. Дом МИСиС, 2021. - 170 с.
2. Клочков, В. В. Экономика: учебное пособие / В.В. Клочков. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 684 c.
3. Левчаев, П. А. Финансы организаций: учебник / П.А. Левчаев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2021. - 386 с.
4. Лупей, Н. А. Финансы: учебное пособие / Н. А. Лупей, В. И. Соболев. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2020. - 448 с.
5. Маевская, Е. Б. Экономика организации: учебник / Е.Б. Маевская. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 351 с.
6. Никитина, Н.В. Финансы организаций: учеб. пособие / Н.В. Никитина, С.С. Старикова. - 5-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2019. - 366 с.
7. Райзберг, Б. А. Курс экономики: учебник / Б.А. Райзберг, Е.Б. Стародубцева; под ред. Б.А. Райзберга. - 5-е изд., испр. - М.: ИНФРА-М, 2022. - 686 с.
8. Савицкая Г.В. Экономический анализ: учебник / Г.В. Савицкая. - 15-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2022. - 587 с.
9. Ферова, И. С. Корпоративные финансы: Учебное пособие / Ферова И.С., Кузьмина И.Г. - Красноярск: СФУ, 2019. - 148 с.
10. Финансы организаций: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, направлению подготовки «Финансы и кредит» / под ред. Н.В. Колчиной, О.В. Португаловой. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. - 399 с.
11. Финансовый менеджмент: практикум / И. М. Рожков, А. П. Пантелеев, И. А. Ларионова [и др.]. - М.: Изд. Дом НИТУ «МИСиС», 2019.
12. Фридман, А. М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник / А. М. Фридман. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2021. - 264 с.
13. Фридман, А. М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Практикум: учебное пособие / А.М. Фридман. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2021. - 204 с.
14. Шуляк, П. Н. Финансы: учебник для бакалавров / П. Н. Шуляк, Н. П. Белотелова, Ж. С. Белотелова; под ред. проф. П. Н. Шуляка. - 2-е изд., стер. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. - 382 с.
15. Экономический анализ: Учебник / Под ред. Позднякова В.Я. - М.:ИНФРА-М Издательский Дом, 2019. - 491 с.