Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
I. Научно-технический прогресс: понятие, его экономическая сущность, роль в обществе 4
1.1 Понятие научно-технического прогресса, его формы, элементы 4
1.2 Направления развития научно-технического прогресса и его роль в развитии 7
II. Таможенная политика понятие, пели, виды, формы реализации, направления 14
2.1 Понятие таможенной политики, ее цели, виды, основные направления 14
2.2 Объекты и субъекты современной таможенной политики, формы реализации 21
III. Механизм взаимодействия научно-технического прогресса и таможенной политики 25
3.1 Роль научно-технического прогресса в таможенной политике и влияние таможенной политики на научно-технический прогресс и его результаты 25
3.2 Проблемные вопросы механизма взаимодействия научно-технического прогресса и таможенной политики, пути его совершенствования 28
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Научно-технический прогресс является комплексным экономическим явлением и охватывает все стороны экономической системы и направления ее социально-экономического развития. В современной России формирование социально ориентированной рыночной экономики является стратегической целью государственной экономической политики. Это положение законодательно закреплено в Конституции Российской Федерации (ст.7): «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Для достижения этой цели необходимо решение ряда задач, включающих не только создание правового государства, организацию эффективной системы социальной защиты населения и развитие институциональной системы поддержки семьи, но и проведение сбалансированной инвестиционной политики, стимулирование экономического роста и ускоренного развития наукоемких отраслей. Ведущую роль в данном комплексе играет система государственного регулирования социально-экономических процессов, ключевым элементом которой является макроэкономическое планирование и регулирование научно-технологического развития экономики.
Объектом исследования является научно-технический прогресс.
Предметом исследования является процесс научно-технический прогресс и таможенная политика.
Цель исследования – разработка рекомендаций по совершенствованию научно-технического прогресса и таможенной политики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить понятие научно-технического прогресса, его формы, элементы;
рассмотреть направления развития научно-технического прогресса и его роль в развитии;
раскрыть понятие таможенной политики, ее цели, виды, основные направления;
представить объекты и субъекты современной таможенной политики, формы реализации;
выявить роль научно-технического прогресса в таможенной политике и влияние таможенной политики на научно-технический прогресс и его результаты;
раскрыть проблемные вопросы механизма взаимодействия научно-технического прогресса и таможенной политики, пути его совершенствования.
Важную роль в проведении исследования играли методы теоретического исследования, такие как анализ, моделирование, наблюдение.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
I. Научно-технический прогресс: понятие, его экономическая сущность, роль в обществе
1.1 Понятие научно-технического прогресса, его формы, элементы
Научно-технический прогресс (НТП) - это бесперебойный процесс внедрения новых технологий и техники, организации производства и труда на основе достижений научных знаний. Прогресс представляет собой повышение экономической эффективности предприятий за счёт автоматизации систем управления [7].
Следует отметить, что эффективность научно-технического прогресса – это степень достижения цели НТП, измеряемая отношением эффекта к обусловившим его затратам. Значение показателя эффективности обеспечивает предприятию эффективность нововведений. Под эффектом научно-технического прогресса понимается его результат, то есть сам продукт нововведения, который служит фундаментом эффекта производства. Из вышесказанного следует, что основным звеном НТП являются прогрессивные технологии.
Нами поставлена задача выявить признаки, характеризующие научно- технический прогресс. Рассмотрим разработки в области ноу-хау, подразумевающие создание принципиально новых машин и их систем, создание и развитие новых технологий производства, открытие и использование новых альтернативных источников энергии, создание качественно новых видов материалов.
Перед нами встает следующий вопрос – что предприятию может дать НТП? Научно-технический прогресс позволит выйти организации на новый уровень развития.
В процессе прогнозирования НТП на предприятии, разрабатываются наиболее вероятные и перспективные пути его развития в технической области. С помощью научно-технического прогресса:
увеличивается масштаб производства;
техника становится более ресурсосберегающей (отметим, что данный пункт позволяет направить развитие науки и техники на сохранение окружающей среды, происходит экологизация НТП);
сокращается время на выполнение задач, в нашем случае – это выполнение предприятием производственного плана сверх нормы;
повышается уровень качества продукции;
со временем у предприятия снижается потребность в трудовых ресурсах, что позволяет сократить затраты на производство, путем уменьшения расходов на выплату заработной платы;
в целом, происходит интенсификация производства, то есть на каждую единицу продукции приходится меньшее количество материальных и трудовых затрат.
Отсюда можно сделать вывод, что внедрение прогресса в процесс производства не во всех аспектах благотворно влияет на наше будущее.
Уровень безработицы возрастает, все большее количество сфер человеческой деятельности занимают машины и соответствующее оборудование [2].
Возвращаясь к нашей теме, предлагаем рассмотреть непосредственно планирование научно-технического прогресса (рис. 1).
Рисунок 1 – Классификация видов планирования НТП по содержанию [15]
Основным методом планирования НТП на предприятии является программно-целевой метод. В основе данного метода заложена ориентация деятельности предприятия на достижение поставленных им целей, то есть, согласно теме данной исследовательской работы, ориентация направлена на разработку инноваций в области производственного процесса.
В целом, подводя итог вышесказанному, имеем следующее – в настоящее время НТП является неотъемлемым условием для успешного функционирования деятельности производства, его планирование позволяет обеспечить повышение производительности и улучшение качества продукции, отвечая большим требованиям потребителя, что, в свою очередь, влечет за собой повышение спроса на выпускаемую продукцию.
Как НТП сказывается на социальной среде? В ходе рассуждений, нами было выявлено, что научно-технический прогресс неизбежно влечет за собой повышение уровня безработицы. Мы предлагаем решить эту проблему, систематизировав деятельность предприятия таким образом, чтобы трудовой ресурс не отходил на «второй план» и был так же востребован в области производства.
1.2 Направления развития научно-технического прогресса и его роль в развитии
В процессе исторического развития общественных отношений происходила последовательная трансформация социально-экономических систем, сопровождающаяся постепенной централизацией функций управления вплоть до появления специализированного аппарата регламентирования и регулирования общественных отношений – государства. Возникновение системы макроэкономического планирования, регулирования экономики и стимулирования научно-технического прогресса было тесно связано с развитием общественных отношений и появлением на определенном этапе объективной необходимости в создании системы централизованного (государственного) регулирования хаотических по своей сути социально-экономических процессов.
В ходе эволюции общества органы государственного управления различных стран рано или поздно сталкивались со сходными трудностями, постепенно осознавая, что некоторые системные экономические проблемы невозможно решить без создания эффективной системы государственного управления. Острота экономических, социальных, экологических проблем в большинстве стран Европы, выбравших промышленный путь развития, привела к пониманию необходимости включения макроэкономического планирования в процесс государственного регулирования экономикой. Макроэкономическое планирование стало объективной реальностью в стремлении обеспечить необходимые базовые условия для обеспечения жизнеспособности и развития государства. По мере усложнения и глобализации задач, встающих перед государственным аппаратом управления, в процессе углубления разделения общественного труда появилась очевидная необходимость установления и поддержания макроэкономических пропорций [4].
Регулирование и стимулирование инновационных процессов и инвестиционной деятельности относятся к важным функциям государства в сфере управления экономикой. Это вполне логически и объективно необходимо, поскольку экономическое развитие страны осуществляется с помощью научно-технических и организационных инноваций, требующих, как правило, существенных инвестиционных ресурсов. Научно-техническая революция (НТР) предполагает принципиальное изменение форм, средств и методов производства и создает основу для формирования новых технологических укладов. Для их появления должны сложиться определенные предпосылки. В период господства определенного технологического уклада формируется набор ресурсов (материальных, технических, кадровых, научных, финансовых), который характеризует состояние инновационного потенциала.
Чем выше и разнообразнее количественные свойства инновационного потенциала, чем более развита его структура, тем выше способность социально-экономической системы трансформироваться в новое качество, перейти на новый, более высокий этап развития. Таким образом, практическая значимость оценки инновационного потенциала, его структурных и динамических особенностей является важным этапом управления НТП. В реализации инновационного потенциала в рамках конкретной компании на микроуровне социально-экономических систем формируется инновационный процесс, который охватывает создание, внедрение и распространение инноваций. Каждая отдельная инновация имеет определенные последствия – социальные и экономические. Этот эффект проявляется как в рамках отдельных компаний, так и на уровне региона, страны и на глобальном уровне. Комплексный анализ всех производимых инноваций характеризует уровень прогресса.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_215315.
2. Приказ ФТС России от 21.10.2015 №2133 «Об утверждении основных направлений развития информационно-коммуникационных технологий в таможенных органах Российской Федерации до 2030 года.
3. Приказ ФТС России от 09.04.2018 №486 «О внесении изменений в основные направления развития информационно-коммуникационных технологий в таможенных органах Российской Федерации до 2030 года, утвержденные приказом ФТС России от 21 октября 2015 г. №2133».
4. Бабыкин, А.В. Практика применения технических средств таможенного контроля и информационных технологий при осуществлении таможенного контроля / Бабыкин А.В., Вербов В.Ф., Шевчук П.С. // Современная наука в условиях модернизационных процессов: проблемы, реалии, перспективы. - 2020. - С. 70-76.
5. Драгуленко, Н.А. Роль таможенного транзита в международной торговле / Н.А. Драгуленко, Л.И. Тарарышкина // Актуальные проблемы теории и практики таможенного дела в условиях международной экономической интеграции: материалы II Международной научно-практической конференции. – Минск, 2020. – С. 183-187.
6. Канев, А.В. Таможенная политика РФ в области защиты ее экономического суверенитета и безопасности / А.В. Канев, А.А. Литвиненко, Е.А. Болычева // Актуальные проблемы развития социально-экономических систем: теория и практика: сборник научных статей 9-й Международной научно-практической конференции. Юго-Зап. гос. ун-т. Курск, 2019. – С.225-228.
7. Коварда, В.В. Направления совершенствования деятельности таможенных органов России по обеспечению национальной безопасности страны в условиях масштабной цифровизации / В.В. Коварда, Р.А. Лаптев, Е.А. Болычева, Е.В. Бобырева // Вестник евразийской науки. - 2021. - № 2 (Том 13). – С. 25-39.
8. Лаптев, Р.А. Исследование роли таможенных органов стран ЕАЭС в обеспечении экономической безопасности национальных государств и интеграционного объединения в целом / Р.А. Лаптев, В.В. Коварда, Е.А. Болычева // Вестник евразийской науки. - 2021. - № 2 (Том 13). – С. 39-61.
9. Мешечкина, Р.П. Таможенный контроль товаров, подлежащих помещению под таможенные процедуры: актуальные проблемы и их решение в условиях функционирования Евразийского экономического союза Текст] // Р.П. Мешечкина // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2018. – № 5(72). – С. 26-36.
10. Мешечкина, Р.П. Концептуальные основы совершенствования таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС Текст] // Р.П. Мешечкина // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2018. – № 1(68). – С. 75-87.
11. Толкушкин, А.В. Таможенное дело. Учебник для вузов / А.В. Толкушкин. – М.: Юрайт, 2021. – 551 с.
12. Шевчук, П.С. Эффективность применения технических средств таможенного контроля при фактическом таможенном контроле на базе перспективных инновационных и информационных технологий / Шевчук П.С., Вербов В.Ф. // Таможенное дело. - 2020. - № 2. - С. 20-24.
13. Цифровая экономика. Бизнес-процессы электронной таможни: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Таможенное дело», направлению подготовки «Экономика» / под ред. В. Б. Мантусова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. - 415 с.
14. Эриашвили, Н. Д. Таможенное дело. Учебник / Н.Д. Эриашвили. – М.: Юнити-Дана, 2021. – 375 с.
15. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.customs.ru.
16. О результатах и основных направлениях деятельности Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.customs.ru/.