Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Демократические преобразования жизни российского общества, утверждение господства гласности обострили вполне понятный, если помнить нашу историю, интерес людей к засекреченной деятельности органов государства, которые в обыденности называются спецслужбами. В разговорный обиход вошло еще совсем недавно не произносимое вслух: сыск (политический, уголовный), разведка, контрразведка, агентура, оперативно-розыскная деятельность.
История борьбы российского государства с разнообразными преступлениями часто привлекала внимание ученых XIX–XXI вв., тем не менее, при всем многообразии научных публикаций по этой тематике существуют практически единицы научных трудов, в которых рассматривается деятельность того либо другого полицейского органа.
Объектом исследования являются отношения, возникающие в процессе становления полицейского аппарата в соответствии с Уставом благочиния 1782 года.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие вышеозначенные отношения, а также учебная и научная литература по обозначенной тематике.
Цель и задачи исследования. Основной целью настоящей работы является анализ истории развития полицейского аппарата в соответствии с Уставом благочиния 1782 года.
Указанная цель работы обусловила ее основные задачи, теоретическое решение которых составляет существо курсовой работы:
- рассмотреть историю создания «Устава благочиния»;
- выделить структуру Устава благочиния;
- рассмотреть организационную структуру Устава благочиния;
- обозначить компетенцию полиции согласно Уставу благочиния.
Методологическая основа исследования. При подготовке курсовой работы использовались общенаучные методы системного анализа нормативной базы, научных и практических материалов, частнонаучные и специальные методы сравнительного правоведения, технико-юридический, логический.
Структура работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1 ЭВОЛЮЦИЯ УСТАВА БЛАГОЧИНИЯ
1.1 История создания Устава благочиния
В конце 18 века произошли новые эффективные дополнения как законодательного, так и организационного характера в деятельности полицейских органов. Такие дополнения особенно были заметны в последующем организационно-правовом формировании всей полицейской системы, которая проводила свою деятельность на основании «Устава благочиния или полицейского» 1782 г., принятым Екатериной II (далее Устав благочиния).
Немного предыстории. Первые годы правления Екатерины II были ознаменованы созданием новой официальной идеологии, которая использовалась для апологии самодержавия и крепостничества ряд идей Просвещения.
Порицая «вред предыдущего самовластия», Екатерина II не скупилась на обещания «учредить добрый порядок и утвердить правосудие в любезном нашем отечестве». В 1767 г. была образована Комиссия для сочинения проекта нового Уложения (Уложенная комиссия), в которую входили все сословия помимо крепостных крестьян. Екатерина II представила для данной Комиссии обширный «Наказ», большая часть текста которого (примерно три четверти) взята из текстов западноевропейских просветителей, в основном Монтескье и Беккариа; изначальный текст «Наказа» по желанию императрицы более чем наполовину был сокращен ее приближенными.
В «Наказе» имелся ряд декларативных норм, которые никак не могли быть реализованы в самодержавно-крепостническом государстве: равенство граждан, состоящее в подчинении общим для всех законам, свобода как зависимость только от закона, уверенность граждан в своей безопасности, ограничение государственной власти пределами, ею же положенными, власть законов и др. Декларативные нормы «Наказа» обязаны были свидетельствовать о «просвещенности» отечественного монарха и способствовать приобщению России к числу ведущих цивилизованных стран.
Либеральные жесты начала царствования Екатерины II были, кроме всего отмеченного, оригинальным исследованием чувств и настроений самого дворянства, примеркой к общественному сознанию господствующего класса ограниченно-либеральных идей с дальнейшей перспективой установления политики самодержавного государства.
В отдельных статьях «Наказа» были предложены меры по поощрению труда земледельцев; было представлено положение: «Законы могут учредить нечто полезное для собственного рабов имущества» .
Укажем ряд изменений, которые проводились в период правления Екатерины II.
В 1775 г. с намерением улучшить финансовую, надзорную и судебную деятельность трехчленное разделение империи на губернии, провинции и уезды было преобразовано в двучленное: губерния - уезд. При всем этом губернии разбивались, число их выросло вначале до сорока, а позднее дошло и до пятидесяти. На основании Учреждения о губерниях административные единицы формировались по количеству населения. Во главе такой губернии выступал назначаемый царем губернатор, во главе уезда был земский исправник, который избирался дворянством уезда. Над отдельными губерниями выступал генерал-губернатор, в подчинении которого присутствовали войска.
Муниципальная реформа, осуществленная Екатериной II, выступила революцией, так как данные изменения водворили на место старых совершенно новые учреждения, существенным образом отличавшиеся от имевших место .
Екатерина II именовала губернатора «хозяином» губернии. В его руках до революции 1917 г. находилась абсолютная полнота административ¬ной, финансовой, а также военной власти в регионе. Губернаторы являлись проводниками на местах политики центра и как администраторы обширных территорий. Губернская власть выступала гибким, живучим, а также маневренным институтом государственной власти, где сочетались централизация и децентрализа¬ция управления согласно специфике региона, времени.
В аппарате губернского правления имелись финансовые дела (Казенная палата), социальная деятельность (Приказ общественного при-зрения, в ведении которого находились просветительные, благотвори-тельные и санитарные учреждения), наблюдение за законностью (губернский прокурор со штатом прокуроров и стряпчих). Все должност-ные лица должны были быть избраны на дворянских собраниях, кроме выборных представителей от трех сословий, которые заседали в Приказе общественного при¬зрения. В городах было введено еще определенное должностное лицо, которое назначалось правительством, - городничий, осуществляющий полицейский над¬зор. Для осуществления полицейских функций в крупных центрах оставалась должность обер-полицмейстера, а в малых городах - комен¬данта.
В 1782 г. формируется новый орган полицейского управления – это Управа Благочиния, состоящая из пяти лиц: обер-полицмейстера (в столицах) или городничего (в других городах), двух приставов (по уголовным и гражданским делам), которые назначались правительством, и двух ратманов (советников), которые избирались собранием горожан. Управой Благочиния, и кварталь¬ными поручиками, избиравшимися горожанами из своей среды. Функции полицейских органов были весьма обширными: безопасность, санитария, нравственность, семейные отношения, ведение следствия по уголовным делам, арестные дома, тюрьмы – это лишь неполный перечень того, чем занималась полиция.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анучин Е. Н. Исторический обзор развития административно-полицейских учреждений в России с Учреждения о губерниях 1775 г. до последнего времени / Е. Н. Анучин // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 08.11.2022.
2. Борисов А. В. История полиции России (1718-1917 гг.) / А. В. Борисов, М. И. Сизиков, А. Е. Скрипилев. – М., 1992. – С.46.
3. Городское самоуправление в Западной Сибири в дореволюционный период: становление и развитие / А. П. Толочко и др. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2003. – С. 36.
4. Коновалов И. А. Городская полиция Западной Сибири во второй половине XIX-начале XX в./ И. А. Коновалов // Вестник Омского университета. Серия «Право». – 2007. - № 3 (12). – С. 49.
5. Коновалов И. А. Городское управление и самоуправление в Западной Сибири во второй половине XIX – начале XX вв. / И. А. Коновалов // Сборник научных трудов по результатам Всероссийской научной конференции и трех Всероссийских научно-практических семинаров. – Омск, 1997. – С. 93.
6. Коновалов И. А. Местное самоуправление в Омске в XVIII – начале XIX в. / И. А. Коновалов // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея. – 1997. - № 5. – С. 74.
7. Коновалов И. А. Полицейская служба сибирских городовых казаков / И. А. Коновалов // Вестник развития науки и образования. – 2013. - № 6. – С. 116.
8. Коновалов И. А. Структура муниципальных органов Западной Сибири по горродскому положению 1870 г. / И. А. Коновалов, Б. Б. Шиманис // Вестник Омского университета. Серия «Право». – 2009. - № 2 (19). – С. 27.
9. Полицейское управление во Франции при старом режиме / Электронный ресурс: https://magazines.gorky.media/nz/2005/4/policzejskoe-upravlenie-vo-franczii-pri-starom-rezhime.html, дата обращения 06.11.2022.
10. Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. Т. XXI. СПб., № 15.379 // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 07.11.2022.
11. Толочко А. П. Городское самоуправление в Омске в дореволюционный период / А. П. Толочко, И. А. Коновалов. – Омск: Изд-во ОмГУ, 1997. – С.41.
12. Толочко А. П. Становление и развитие органов городского самоуправления /А. П. Толочко, И. А. Коновалов, О. В. Чудаков // Энциклопедия города Омска: в 3 т. – Омск, 2009. – Т. 1: Омск. От прошлого к настоящему (период с 1716-го по 2998 год). – С. 148.
13. Электронный ресурс: https://sci-lib.biz/gosudarstva-prava-istoriya/ustav-blagochiniya-1782-53512.html, дата обращения 07.11.2022.
14. Электронный ресурс: https://sci-lib.biz/gosudarstva-prava-istoriya/ustav-blagochiniya-1782-53512.html, дата обращения 07.11.2022.