Фрагмент для ознакомления
2
Основная цель применения электронной цифровой подписи заключается в переходе от бумажных документов к электронным. Это означает, что документы изначально оформляются в электронном виде и не переводятся на бумажный язык.
Переход к электронному документообороту позволяет: значительно сократить время передачи документов между сотрудниками или организациями за счет передачи электронных документов по телекоммуникационным каналам; снизить накладные расходы (бумажные, почтовые, почтовые и т. д.).
Электронная цифровая подпись является одним из важнейших элементов организации полноценного электронного рабочего процесса, поскольку служит аналогом собственноручной подписи человека.
Важной особенностью электронной цифровой подписи является ее однозначная принадлежность конкретному физическому лицу, которое несет ответственность за содержание подписанного им электронного документа.
Объект исследования: особенности использования электронной подписи
Предмет исследования электронная цифровая подпись.
Цель исследования - изучить особенности и правовые механизмы использования электронной подписи
Задачи исследования:
-изучить концепции и типы электронной подписи
-понять ее механизм
-выявить преимущества и недостатки
Открытый ключ используется для аутентификации EDS. В центре сертификации размещается дубликат открытого ключа, и была создана библиотека сертификатов открытого ключа. Центр сертификации обеспечивает надежную регистрацию и хранение открытых ключей во избежание подделки или попыток подделки.
Когда пользователь ставит свою электронную цифровую подпись под электронным документом, большое количество создается на основе секретного ключа EDS и содержимого документа путем криптографического преобразования, которое представляет собой электронную цифровую подпись этого пользователя под этим конкретным документом.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ
1.1.Характеристика электронной подписи
Электронные документы постепенно вытесняют бумажные, и без электронной подписи, позволяющей подтвердить подлинность документа, в современном мире не обойтись. Электронная подпись стала незаменимым инструментом для ведения бизнеса. Для частных лиц-это удобный способ взаимодействия с государственными органами, работодателями и университетами.
Электронная подпись ( ЭП), иногда также называемая электронной цифровой подписью (ЭП), представляет собой информацию в электронной форме, прикрепленную к подписанному электронному документу. Он позволяет идентифицировать лицо, подписавшее электронный документ, подтвердить авторство документа и ввести в действие подписанный файл.
ЭЦП различаются по степени защиты и могут использоваться физическими или юридическими лицами для разных целей:
Электронные подписи используются при взаимодействии с порталами государственных услуг, такими как Госуслуги, госзакупки, Росреестр и другие. С их помощью легко записаться на прием в государственные учреждения, запросить документы, а также оплатить штрафы и налоги.
EP необходим при участии в электронных аукционах и аукционах для идентификации, заверения документов и подписания договоров.
Использование электронных подписей значительно упрощает процедуру подачи деклараций в контролирующие органы, поскольку позволяет отправлять подписанные документы EDS в Федеральную налоговую службу, Фонд социального страхования, Пенсионный фонд России или Росстат дистанционно.
Сертификат электронной подписи подтверждает принадлежность открытого ключа (проверочного ключа) EP владельцу сертификата. Выдается сертификационными центрами (CA) или их доверенными представителями.
Владельцем сертификата EP является физическое лицо, на имя которого сертификат EP был выдан в сертификационном центре. У каждого владельца сертификата есть два ключа EP: частный и открытый.
Закрытый ключ (ключ EP) позволяет создавать подпись и просматривать электронный документ. Владелец сертификата обязан хранить свой закрытый ключ в секрете.
Открытый ключ (ключ проверки личности) уникально связан с закрытым ключом и предназначен для проверки подлинности личности.
Технология EP широко используется в системах электронной обработки документов для различных целей: внешнего и внутреннего обмена, организации и администрирования, персонала, законодательства, торговли и промышленности и других. Это продиктовано основным свойством EP — его можно использовать как аналог рукописной подписи и/или печати на бумаге.
При внутренней обработке документов EP используется как средство просмотра и утверждения документов в цифровом виде. Например, при заключении контракта директор подписывает свой EP, что означает, что контракт утвержден и может быть выполнен.
При построении межфирменного рабочего процесса (b2b) наличие EP является критическим условием обмена, поскольку гарантирует юридическую силу. Только в этом случае электронный документ может быть признан подлинным и использован в качестве доказательства в судебном разбирательстве. Документ, подписанный усиленным EP, также может долгое время храниться в цифровых архивах, сохраняя при этом свою легитимность.
Чтобы наладить обмен документами с помощью электронной подписи, нет необходимости подключаться к услугам оператора. Выбор решения зависит от соглашения между контрагентами (вы можете использовать обычную электронную почту), которые вступают в цифровое взаимодействие. При самостоятельной организации процесса вы можете столкнуться с рядом трудностей.
Установка электронной подписи
Для подписания документов EP вы можете использовать программное обеспечение Kriptoarm, которое необходимо будет установить и настроить самостоятельно. С каждым из ваших контрагентов вам необходимо будет заключить отдельное соглашение, чтобы начать цифровое взаимодействие с описанием принятых правил обмена.
1.2.Назначение и применение электронной подписи
Отношения в сфере применения электронной подписи регулируются Федеральным законом от 06.04.2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (Федеральный закон № 63 - ФЗ), а также Федеральным законом от 27.12.2019 г. № 476-ФЗ, в котором положения частей 2.3 - 2.6 закона регулируются Законом Российской Федерации "об электронной подписи". статьи 3 действуют до 31.12.2022 г.
Федеральный закон № 63-ФЗ определяет понятие электронной подписи и ее виды: простые, усиленные неквалифицированные и квалифицированные электронные подписи.
Особенности применения и конкретные виды электронных подписей во взаимодействии налогоплательщиков с налоговыми органами устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ).[1]
При электронном взаимодействии хозяйствующих субъектов с налоговыми органами используется квалифицированная электронная подпись. Получить квалифицированную электронную подпись можно в аккредитованном сертификационном центре (АУЦ), сертификационном
Фрагмент для ознакомления
3
1.Бернет С., Пейн С. Криптография. Официальное руководство RSA Security. - М.: Бином-Пресс, 2022. - 392 с.
2.Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учебник.- СПб., 2019. - 369 с.
3.Гарибян А. Электронная цифровая подпись: правовые аспекты // Российская юстиция. - 2021. - № 11. - С. 12 - 13.
4.Достовалов П.В., Плетнева О.В. Правомерность использования электронно-цифровой подписи при заключении гражданско-правовых договоров // Новое в бухгалтерском учете и отчетности. - 2019. - № 15. - С. 5-7.
5.Кутузов Т. Электронный документооборот в России: юридический аспект // Финансовая газета. - 2021. - № 29.
6.Косовец А.А. Правовое регулирование электронного документооборота // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. - 2017. - № 4. - С. 51 - 52.
7.Соловяненко Н.И. Юридическая роль электронной подписи в электронной коммерции // Предпринимательское право в XXI веке: преемственность и развитие. - М.: МЗ Пресс, 2022. - 215 с.
8.Серго А. Электронный документооборот // Российская юстиция. - 2019. - № 5. - С. 22-24.
9.Танимов О.В. Электронный документ и электронная цифровая подпись как юридические фикции // Информационное право. - 2021. - №. 3. - С. 7-9.