Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время одним из основных факторов развития человеческого потенциала признано образование, качество которого все более определяет уровень развития стран, становится стратегической областью, обеспечивающей их безопасность и потенциал за счет подготовки подрастающего поколения. Появляются новые социальные запросы, связанные с переходом нашей страны к постиндустриальному информационному обществу. Они обуславливают возрождение интереса к идеям развивающего образования, ядром которого является познавательное и личностное развитие ребёнка. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Развитие воображения младших школьников играет большую роль в данном процессе. Вся созданная вокруг нас материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение позволяет вывести человека за пределы его существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. В детстве развитие творческого воображения имеет особое значение, обусловленное возрастными особенностями. В связи с этим, основной задачей учителей начальных классов является создание условий для организации творческой деятельности, развитие креативных способностей детей.
К сожалению, тенденция такова, что родители уделяют большое значение предметным успехам ребенка, не придавая должного внимания при этом развитию детского воображения, чем значительно ограничивают возможности детей в будущем. Благодаря воображению и фантазии раскрывается индивидуальность человека, позволяющая достичь успеха в начинаниях, таким людям проще в дальнейшем выбрать профессию и найти в жизни свой путь.
Освоение различных видов декоративно-прикладного искусства способствует развитию творческого воображения у детей.
Вопросами развития творческого воображения занимаются многие исследователи: Л. А. Венгер, Л.С. Выготский, Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, О.М. Дьяченко, А.Н. Леонтьев, З.Н. Новлянская, Н. Н. Поддъяков, А.И. Савенков, Б.М. Теплов и др.
Анализ сложившейся ситуации в области развития творческого воображения у младших школьников, выявил следующие противоречия:
– между потребностью в развитии творческого воображения у младших школьников и отсутствием глубокой разработанности данного вопроса в системе образования;
– между потенциальными возможностями декоративно-прикладной деятельности младших школьников в формировании творческого воображения и ее недостаточным использованием в образовательном процессе начальной школы.
Из вышеизложенных противоречий вытекает проблема исследования: поиск наиболее эффективных приемов развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста в процессе декоративно-прикладной деятельности.
Цель исследования – теоретически обосновать и спроектировать работу по развитию творческого воображения у детей младшего школьного возраста в декоративно-прикладной деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить условия развития творческих способностей у учащихся начальных классов на занятиях декоративным творчеством.
3. Определить содержание работы по развитию творческого воображения у детей младшего школьного возраста в декоративно-прикладной деятельности;
4. Разработать методические рекомендации по развитию творческого воображения младших школьников на занятиях по ДПИ
Объект исследования – образовательный процесс начальной школы в рамках внеурочной деятельности, связанный с развитием творческого воображения.
Предмет исследования – приемы развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста в декоративно-прикладной деятельности.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы
2. Экспертный метод (изучение опыта учителя начальных классов по развитию творческих способностей у младших школьников).
Структура и объем курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (источника), приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ
1.1 Характеристика понятия «творческое воображение»
Основной целью организации учебного процесса в школе является всестороннее и гармоничное развитие, что в свою очередь обязательно предполагает развитие воображения учащихся. Воображение является высшей психической функцией и отражает существующую реальность. Развитие внимания, памяти, мышления невозможно без воображения.
Рассмотрим понятие и сущность определения «творческое воображение».
Вопросом определения значения понятия «воображение» занимались Аристотель, Кант, Платон, Фихте, Шеллинг. Рассматриваемая тема является актуальной и по сей день как в педагогике, так и в психологии. В исследованиях Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, Д.Б. Эльконина, воображение рассматривается не только как предпосылка эффективного усвоения детьми новых знаний, но и, как условие творческого преобразования у обучающихся этих знаний, способствующее саморазвитию личности.
Рассмотрим различные трактовки данного определения, на основании анализа научной литературы.
В психологическом словаре воображение рассматривается как «психический процесс, заключающийся в создании новых представлений, образов и мыслей на основе имеющихся знаний и опыта» [12].
По мнению Л.С. Выготского, воображение «не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а создает какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, включение в наши впечатления чего-то нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением» [5].
С. Л. Рубинштейн считает, что «воображение – это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов» [15].
Анализ представленных определений позволяет сделать вывод, что воображение – это процесс создания нового образа на основе имеющегося жизненного опыта. Воображение может отражаться как в мыслительной деятельности, так и в форме чувственного отражения событий.
О значимости воображения говорили множество философов, педагогов, ученых. Так, например, философ Э.В. Ильенко говорил, что «отличительной способностью человека от животного является фантазия или сила воображения. Без нее невозможно сделать ни шагу не только в искусстве, но и перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты» [8].
Практическая деятельность человека и воображение тоже связаны, например, прежде чем что-то создать, мы воображаем, продумываем детали.
Рассмотрим виды воображения. В научной литературе выделяют непроизвольное и произвольное воображение. Непроизвольное воображение предусматривает, что специальные намерения человека не участвуют в возникновении образов, а произвольное наоборот, когда новые образы появляются в результате специального намерения создать что-то конкретное.
Также различают воспроизводящее (воссоздающее) и творческое воображение. Под воссоздающим воображением понимается создание образа на основе словесного описания или условного образа воссоздаваемого объекта. Например, образы, воплощение при чтении каких-либо описаний, при зрительном восприятии рисунков, при рисовании иллюстраций к прочитанным книгам. Творческое воображение трактуется как создание образов, реализующихся в уникальных продуктах деятельности; творческое воображение есть именно техническое, художественное и любое творчество.
Классификация видов воображения представлена на рисунке 1.
Рис. 1 Виды воображения.
По степени волевых усилий различают также преднамеренное, которое в свою очередь разделяется на: творческое, репродуктивно, антиципирующее и фантазии, грезы и непреднамеренное, например, элементы снов, спонтанные образы на основе ассоциаций.
О.М. Дьяченко выделила два вида воображения: «аффективное и познавательное» [7]. Аффективное воображение «проявляется в ситуациях противоречия, в процессе становления у ребенка образа «Я» и выступает одним из механизмов его построения». Познавательное воображение обеспечивает специфическое отражение отражаемого мира, преодоление рассеянности противоречий в представлениях о событиях, завершение детского построения и достижение целостной картины мира.
Различают также репродуктивное и продуктивное воображение. При репродуктивном воображении ставится задача воссоздать окружающую действительность в том виде, какова она есть, при продуктивном воображении действительность осознанно моделируется человеком, творчески преобразуется.
Воображение тесно связано с творчеством. И, эта зависимость обратная, т.е. как раз воображение формируется в процессе творческой деятельности, а не наоборот.
Рассмотрим подробнее, что такое «творческое воображение».
В творческом процессе важную роль играет воображение. Значимость развития творческого воображения подчеркивается ФГОС НОО, где отмечается, что «разнообразие организационных форм и учет особенностей каждого учащегося должны быть направлены на повышение творческой направленности, рост познавательных мотивов, расширение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности» [13].
Рассмотрим на примере художественного творчества. Целью художественного воображения является создание новых образов. Творческие способности есть индивидуальные психологические характеристики человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Компонентами творческих способностей, обучающихся являются: мышление, воображение, применение знаний о творческой деятельности.
Творчество – это сложный процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Произведения, созданные в результате творчества, могут быть объективно идентифицированы (т. е. общественно значимое открытие) и субъективно новыми (т. е. открытие для себя). В дошкольном и младшем школьном возрасте, как правило, наблюдается второй случай. Хотя возможны и объективные открытия, созданные детьми.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Батоев, Г. Б. Развитие творческого воображения учащихся/ Г.Б. Батоев. – Улан-Удэ: Бурят. Кн. изд., 1986. – 144 с.
2. Бурцева, О. В. Дидактические игры в развитии изобразительного творчества детей дошкольного возраста / О.В. Бурцева // Молодой ученый. – 2015. – №20.1. – С. 7-8.
3. Ванник, М. Э. Развиваем творческое воображение у детей/ М.Э. Ванник. – М.: Сфера, 2015. – 83с.
4. Веретенникова, Л. К. Развитие творческого потенциала младших школьников: учебн. пособие/ Л.К.
5. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте: психол. очерк: кн. для учителя / JI.C. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
6. Гонина, О.О. Психология младшего школьного возраста [Текст]. Учебное пособие / О.О. Гонина. ‒ Москва: Флинта, 2016. ‒ 272 с
7. Дьяченко О. М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения/ О.М. Дьяченко, А.И. Кориллова// Вопросы психологии. – №2. –1980. – С. 35-39.
8. Ильенко, Э.В.. Практикум по философии/ Э.В. Ильенко. – Мн.: Радуга, 2004. – 404 с.
9. Егиазарян, А.Д. Декоративно-прикладное искусство в школе / А.Д. Егиазарян // Учитель. – 2007. – № 3. – С. 87-88.
10. Кулагина, И. Ю. Психология детей младшего школьного возраста [Текст] / И.Ю, Кулагина. Учебник и практикум. ‒ Москва: Юрайт, 2015. ‒ 292 с
11. Молчева, А.В. Развитие декоративного творчества у детей с 2 до 7 лет (на материале народного искусства республики Башкортостан). Автореф. канд. дисс. [Текст] / А.В. Молчева. ‒ Москва, 1995. ‒ С. 12‒18.
12. Пономарев, Я. А. Психология творческого мышления/ Я.А. Пономарев. – М., Просвещение, 2000. – 351с. 60
13. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 6 октября 2009 г. N 373 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного 70 стандарта начального общего образования» (с изменениями от 18 мая 2015 года) [Текст] // Российская газета ‒ Федеральный выпуск № 5741 (185) от 25 июня 2015 г.
14. Рибо, Т. Болезни личности; опыт исследования творческого воображения; психология чувств [Текст] / Т. Рибо. – Минск: Харвест, 2011. – 784 с.
15. Рубинштейн С.Л. Проблемы обшей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1973. – 209 с.