Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Российская экономика в полной мере ощутила негативные последствия введенных и действующих в настоящее время экономических санкций. Во-первых, на их фоне произошло резкое падение мировых цен на нефть, которое стало неким чувствительным шоком для экономики. Во-вторых, санкции нанесли серьезный ущерб ведущим конкурентоспособным компаниям нашей страны. В результате введения санкций в отношении ключевых компонентов экономики макроэкономические показатели страны значительно ухудшились. Следствием стало повышение курса рубля, выросли цены на импортные товары. Кроме того, значительно сократился объем иностранных инвестиций, значительно возросла стоимость внешних займов.
Если учесть, что магазины, торгующие продуктами питания и предметами первой необходимости, не закрывались в период режима самоизоляции, многие люди перешли на новый для себя канал покупок – онлайн. Таким образом, многие продавцы были вынуждены сосредоточиться на развитии электронной коммерции, что в конечном итоге привело к увеличению среднего чека в онлайн-магазинах. Кроме того, потребители проявили интерес к различным видам товаров, которые сделают их жизнь более комфортной в новых условиях, от товаров для удаленной работы или учебы до предметов домашнего обихода, мебели и развлечений. Вынужденные каникулы способствовали росту спроса на детские конструкторы, игрушки с дистанционным управлением и учебники. Хотя последствия пандемии привели к снижению продаж на рынке предметов роскоши, это дало дополнительный стимул для онлайн-каналов продаж и больше возможностей для применения персонализированного подхода к обслуживанию клиентов [4].
Цель исследования – изучить и проанализировать развитие коммерческой деятельности торговых компаний на товарных рынках на примере ООО «Пятерочка».
Задачи исследования:
1) изучить теоретические основы коммерческой деятельности компаний на товарных рынках;
2) проведение анализа коммерческой деятельности торговой компании на примере ООО «Пятерочка».
Объект исследования – ООО «Пятерочка».
Предмет исследования – организация розничной торговли.
Информационной базой исследования являются: нормативно-правовые источники, издания периодической печати, учебники и интернет ресурсы.
Методы исследования – изучение специализированной литературы, анализ и сравнение.
Структура работы: введение, две главы, заключение и библиография.
1 Теоретические аспекты формирования коммерческой деятельности предприятия на рынке товаров и услуг
1.1 Общие принципы организации коммерческой деятельности
В юридической и экономической науке в настоящее время сформировались различные точки зрения на понимание сущности предпринимательской деятельности компаний. Все они основываются на определении термина «Коммерция». Авторы Л.Лозовский, Б.Райзберг, Е. Стародубцева в своих работах этому термину дали следующее определение: «Торговля (в переводе с латинского «commerce» обозначает торговля) - это осуществление коммерческих и посреднических видов деятельность, а также участие в продажах или организация методов стимулировании реализации услуг и товаров. В более широком значении этого термина – осуществление предпринимательской деятельности [1].
С аспектов юридического виденья данного термина, коммерческая деятельность в качестве осуществления торговой коммерческой деятельности является одной из составляющих предпринимательской деятельности, и отличается от других своем значительным разнообразием, обладает существенными признаками коммерческой деятельности, и которые строго регулируются законодательными инструментами.
Согласно Гражданского кодекса РФ п.1 ст. 2: «Предпринимательская деятельность – является самостоятельной деятельностью, которая осуществляется на значительных рисковых условиях, и основной целью которой является получение коммерческой прибыли на основе продажи товаров, использования своего или арендованного имущества, оказания услуг или выполнение работ на договорной основе». [2]. Коммерческая деятельность с точки зрения экономических аспектов имеет более широкий и сложное понятие, чем посредническая и торговая деятельность, поскольку не вся коммерческая деятельность ограничивается торговлей [3].
Многие организации осуществляют очень сложный комплекс производственных, закупочных, инвестиционных, строительных и других видов предпринимательской деятельности с целью их дальнейшей реализации с целью получения прибыли за счет процессов закупок и продаж. Поэтому мы говорим о тонкостях ведения бизнеса, который включает в себя производство, продажу, дистрибуцию и сбыт продукции. Следует отметить, что деловая активность в этом отношении связана с покупкой и реализацией услуг и различных товарных групп, направленных на удовлетворение потребительского спроса, активным развитием рынков сбыта товарного ассортимента, целевой минимизацией всех видов издержек в целях обращения в максимальную прибыль. Данные положения в своих трудах подтверждает автор Ф. Половцева, в частности она указывает, что «коммерческая бизнес-стратегия всегда будет направлена на доставку продукции до целевого потребителя в дополнение к которым реализуются иные коммерческие и экономические механизмы, основной целью которых, является значительное снижение имеющихся текущих издержек компании» [4]. Таким образом, коммерческая деятельность в экономическом смысле включает в себя три области [5]:
- закупка логистических ресурсов предприятиями;
- продажа товаров промышленными предприятиями;
- коммерческая деятельность и брокерская.
Если учесть, что автор М. Егорова (на основе юридического подхода) в своих работах полностью опирается на Гражданский кодекс Российской Федерации, при этом вполне можно согласиться с ее утверждением, что осуществление коммерческой деятельность – это любая деятельность, которая направленна на получение постоянного прогрессирующей прибыли за счет реализации товаров, оказания услуг или выполнение различных работ на рынках для организации системного товарооборота ассортимента между производителями и потребителями.
Определение коммерческая деятельность имеет более узкое значение, чем предпринимательство. Термин предпринимательство обозначает организацию производственной, экономической и прочих видов деятельности, основной целью которых является получение предпринимателем дохода. В том числе предпринимательство означает организацию какого-либо предприятия: промышленного, сельского, торгового, предприятия по оказанию услуг, банковской структуры, адвокатской конторы, научного или исследовательского учреждения, издательства, кооператива и прочих видов. Из них к предпринимательской деятельности относиться только торговое дело, которое является коммерческой деятельностью. Из этого следует, что ведение коммерческой деятельности в торговле имеет более значительную сферу в оперативно-организационных методах деятельности для торговых компаний и предприятий, и направленны на организацию процессов реализации товаров, направленных на удовлетворение спроса потребителей и получения дохода.
Субъектами коммерческой деятельности могут выступать юридические и физические лица которые имеют юридические основания на право ее организации. В качестве объектов коммерческой деятельности выступают товары и услуги, реализуемые на потребительском рынке.
Основной цель ведения коммерческой деятельности – это получение соблюдении высокой культуры торгового обслуживания клиентов. Данная цель важна для компаний и для физичиских лиц, которые осуществляют реализацию товаров и услуг на рынке.
Главной функцией ведения коммерческой деятельности будет являться непосредственная реализация товаров. В качестве вспомогательных функций коммерческого характера будут выступать юридические функции и маркетинг.
Основы коммерческой деятельности в том числе состоят из инструкций по приобретению материально-технических компонентов и ресурсов; организационное планирование цепочек поставок и сбыта товарного ассортимента на предприятиях; отбор наилучшего партнера для ведения коммерческой деятельности; эффективную организацию реализации продукции и организация коммерческого посредничества, в том числе розничную торговлю в форме осуществления коммерческо-посреднической деятельности. В целом коммерческая деятельность предприятия состоит из некоторых организационных и торговых процессов, а также управления ими. Для осуществления данной деятельности используются теоретический и практический опыт и знания организационных процессов и ведение технологии продаж. В компании коммерческая деятельность должна подчиняется основополагающими принципам, учитывать которые для достижения коммерческих целей необходимо.
К основополающим принципам относятся следующие:
- осуществление и развитие коммерческой деятельности, основанной на использовании современных достижений в технологиях маркетинга и менеджмента;
- качественное системное обучение персонала и эффективная мотивация сотрудников коммерческих подразделений;
- комбинация высокой ответственности специалистов и личной инициативы;
- соподчиненность тактической и оперативной работы всех подразделений для достижения стратегических целей компании на рынке [5].
Результативное управление коммерческой деятельностью базируется на результатах постоянного анализа, оценки результативности эффективности методов осуществления данной деятельности.
При выполнении рассмотренных задач необходима организация плотной коммуникации и связей коммерческих процессов и маркетинга, целевая направленность коммерческих процессов на изменяющиеся критерии требований рынка, умение прогнозировать коммерческие риски, проявление личной инициативы и выделение приоритетов.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Российская Федерация. Законы. Об основах государственного регулирования и развития торговой деятельности в Российской Федерации от 28.12.2009 года № 381-ФЗ
2. Проектирование предприятий розничной торговли / Разработано к СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения». – Минстрой России, 2015. – 54 с.
3. Балясова А.А. К вопросу о трансформации потребительского поведения в условиях перехода к цифровой экономике // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2019. - Т. 16. - № 3. - С. 14-18
4. Гранкина С.В. Современные аспекты стратегий развития розничных торговых сетей Современные вопросы экономики и управления Сборник научных трудов I Международной научно-практической конференции. - 2018. С. 59-63.
5. Гранкина С.В. Тенденции развития отечественных розничных торговых сетей Инновационные достижения науки и техники АПК Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. - 2018. С. 782-784.
6. Кондратьев С. С. Роль инноваций в развитии предприятия //Молодой ученый. - 2018. – №. 24. – С. 139-141.
7. Курочкина А. А., Лукина О. В. Применение AR-технологии в розничной торговле // Вызовы цифровой экономики: тренды развития в условиях последствий пандемии COVID-19: сб. статей IV Всероссийской научн.-практ. конф., приуроченной к Году науки и технологий в России. – Брянск: Брян. гос. инженерно-технол. ун-т., – 2021. – С. 173.
8. Кузнецова А. А. Инновации и их влияние на розничные торговые сети / А. А. Кузнецова, Е. Г. Максутова // Вектор экономики. – 2018. – № 5(23).
9. Лишенко, В. В. Концепция механизма управления коммерческой деятельностью торгового предприятия / В. В. Лишенко // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО "Донецкий национальный университет". – 2021. – Т. 3. – № 13. – С. 196-201– С. 57.
10. Лукина Е.О. Трансформация поведения потребителей: ошибки предпринимателей и актуальные тенденции // Наука и бизнес: пути развития. - 2020. - № 12(114). - С. 202-205.
11. Несмиянова М. В. Анализ эффективности использования торговых площадей / М. В. Несмиянова, Н. М. Соломянюк // Формирование рыночных отношений в Украине. – 2016. – № 12(187). – С. 29-35
12. Позднякова В. О. Оптимизация снабжения розничной сети «Пятерочка» / В. О. Позднякова // Россия и мир в новых реалиях: изменение мирохозяйственных связей: материалы XII Евразийского экономического форума молодежи, Екатеринбург, 26–29 апреля 2022 года / Уральский государственный экономический университет. – Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2022. – С. 140-142.
13. Розанов С.В. Оборудование торговых предприятий: устройство и планировка. М.: «Финист», 2014. – 165 с.
14. Сорокина Д. К. Использование технологий виртуальной и дополненной реальностей в комплексе интегрированных маркетинговых коммуникаций на основе анализа маркетинговых кейсов //Молодой ученый. – 2018. – №. 24. – С. 176- 179
15. Стребкова, Л. Н. Состояние и перспективы развития торговли в современных экономических условиях / Л. Н. Стребкова, Ю. С. Сушкова // Молодежь в науке и предпринимательстве: сборник научных статей Х международного форума молодых ученых, Гомель, 21 мая 2021 года. – Гомель: Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации, 2021. – С. 171-174
16. Шалунов, В. В. Организация коммерческой деятельности торговых предприятий на современном этапе / В. В. Шалунов, С. В. Гранкина // Modern Science. – 2021. – № 5-3. – С. 139-142.
17. Шевченко А. А. Планировка проектируемого магазина "бытовая электроника" / А. А. Шевченко // Структурные преобразования экономики территорий: в поиске социального и экономического равновесия: Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции, Уфа, 24 декабря 2019 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-издательский центр "Вестник науки", 2019. – С. 217-221
18. Шевченко А. А. Планировка проектируемого магазина "бытовая электроника" / А. А. Шевченко // Научная гипотеза. – 2018. – № 11. – С. 27-38.
19. Яицкая Е. А. Инновационные процессы в розничных торговых сетях / Е. А. Яицкая // Успехи современной науки. – 2017. – Т. 3. – № 1. – С. 137-139
20. Яненко М. Торговые марки в товарной политике фирмы. СПб.: Питер, 2015. 340 с.
21. Схема и план магазина: как правильно сделать планировку торгового зала — виды планировочных решений. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cleverence.ru/articles/biznes/skhema-i-plan-magazina-kak-pravilno-sdelat-planirovku-torgovogo-zala-vidy-planirovochnykh-resheniy/