Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Бурятский этнос неоднороден по своему составу и включает множество локальных групп, но наиболее существенные различия в хозяйстве, быте, религии, языке проявляются между западными (предбайкальскими) и восточными (забайкальскими) бурятами. Образование двух своеобразных культур в рамках одного народа обусловлено различными географическими условиями, особенностями исторического и хозяйственноэкономического развития бурятских племен Предбайкалья и Забайкалья. В возникновении этих двух крупных субэтносов Л. Р. Павлинская выделяет следующие факторы: различие в протобурятском населении и начальной стадии этногенеза в Предбайкалье и Забайкалье; влияние русского населения на культуру предбайкальских бурят; разные климатические условия, влияющие на хозяйственно-культурный тип; разделение по конфессиональному признаку [1, с. 224-225]. Одним из важных факторов, повлиявших на формирование мировоззрения, религиозных и культурных традиций забайкальских бурят, стал буддизм школы Гелуг («благой закон»), проникший к ним в XVII в. из Тибета через Монголию. Первыми носителями буддизма были кочевавшие в бассейне р. Селенги монгольские князья, имевшие личные юрты-молельни. В 30-х годах XVIII в. у селенгинских и хоринских бурят стали появляться буддийские храмы-юрты, а в 40-х годах — стационарные монастыри (дацаны).
В XIX в. в Забайкалье развернулось активное строительство дацанов, число которых к началу XX в. достигло 46, а количество лам превышало 16 тыс. человек. Буддийские монастыри выполняли не только религиозную миссию, но и служили форпостами буддийской цивилизации. При дацанах открывались школы по изучению буддийской философии, индо-тибетской медицины, тибетского, монгольского и бурятского языков, развивались книгопечатание, иконопись, культовое зодчество.
Объект: украшения бурят и эвенков.
Предмет: комплекс украшений бурят и эвенков Забайкалья (по материалам экспозиций краеведческого музея)
Цель: Комплекс украшений бурят и эвенков Забайкалья (по материалам экспозиций краеведческого музея)
Задачи:
1.Проанализировать эвенков и бурятов, коренных народов Забайкалья (буряты)
2. Проанализировать эвенкийский комплекс Этнографического музея народов Забайкалья
3. Рассмотреть комплекс украшений бурят и эвенков по материалам экспозиций краеведческого музея)
1 Особенности коренных народов Забайкалья
1.1 Коренные народы Забайкалья (буряты)
До освоения русскими забайкальских земель здесь большую часть населения составляли коренные народы, буряты и эвенки (тунгусы). Сегодня доля этих коренных самобытных народов в национальном составе жителей Забайкальского края составляет соответственно: буряты – 6,8%, эвенки – 0,1%.
Сегодня в Забайкальском крае проживает 73 941 бурятов, что составляет в общем количестве жителей 6,8%. Буряты – это типичный монголоидный народ, говорящий на своем бурятском языке. Монголоязычные племена в Забайкалье еще до середины XVII столетия не отделяли себя от монгольского этноса.
Объединение племен эхиритов, булагатов, хори, хонгодоров, ойротов, хахла- монголов в бурятский этнос началась только в составе Русского государства. Граница империи отделила эти племена от остального монгольского мира, и они в Забайкалье развивались обособленно. Постепенно распространилось общее название весьма разнородного народа «буряты», и формировалось этническое самосознание.
На появление слова «бурят» ученые рассматривают разные версии, но наиболее вероятной является трактовка от древнетюркского «бури», что означает «волк», соответственно «бури-ата» можно перевести как «отец-волк», ведь некоторые древнейшие рода среди этого народа считали волка своим прародителем.
Буряты возводят свой древнейший исторический путь к легендарному народу хуннам, но специалисты склонны считать, что предками основных родов бурятов являлись именно древние динлины. Впервые исторические записи о динлинах появляются в письменных источниках, относящихся к IV – III вв. до н. э, там говорится о покорении динлинов могущественным ханом хуннов Модэ. Но вскоре с ослаблением власти в хуннском государстве динлины отвоевали назад свои территории. Такие споры хуннов и динлинов за территории продолжались веками с переменным успехом.
Также веками древние буряты под разными именами динлинов, гаогюй, огуров и позже «теле» отстаивали свои исконные территории в борьбе с жужанями и другими тюркскими племенами. С падением в 555 году н. э. Жужаньского каганата позволило некоторым из племен «теле» в составе Тюркского каганата поселиться на землях близ Байкала и монгольской реки Керулен.
Сменялись государства центрально-азиатские каганаты и могущественные правители-каганы, но большинство древних предков бурят «теле», «хойху», «тогуз-огузы», «басмалы» «карлуки» не уходили уже далеко от родных земель, вступали в союзы для противостояния завоевателям.
После присоединения к Российскому государству забайкальские буряты долго вели себя неспокойно, нападали на ясачные казачьи отряды и царские посольские миссии. Бесчинствовали и казаки в отношении непокорных племен. И лишь после обращения забайкальских бурят в 1702 году лично к Петру I, земли на восточном берегу Байкала были юридически закреплены за коренными племенами.
Позже, начиная с 1766 года, буряты стали участвовать в защите государственных границ империи, из коренных жителей сф
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Альфонсо Н. Предметы буддийского алтаря // Декоративное искусство. 1995. № 1-2. С. 76-79.
2. Архив РЭМ. Материалы экспедиции в Агинский Бурятский Автономный Округ Читинской области. 2005 г. / Федорова М. В., Романова. Научный отчет экспедиции.
3. Бабуева В. Д. Мир традиций бурят. Улан-Удэ: Улзы, 2001. С. 143.
4. Бадмаев А. А. Ремесла агинских бурят (к проблеме этнокультурных контактов). Новосибирск: Институт археологии и этнографии Сиб. отд. Российской академии наук, 1997. 160 с.
5. Бадмаева Р. Д. Бурятский народный костюм. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1987. 144 с.
6. Басаева К. Д. Традиционное бурятское жилище и его членение // Этническая история и культурно-бытовые традиции в Бурятии. - Улан-Удэ, 1984.
7. Басаева К.Д. Брак и семья у бурят. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1991. - 192 с.
8. Басаева К.Д. Поселения и жилища аларских бурят // Из истории хозяйства и материальной культуры тюрко-монгольских народов. - Новосибирск,1993.
9. Басаева К.Д. Современная семья и семейно-бытовые традиции у бурят. В книге современности и традиции культуры народов Бурятии. Улан-Удэ.1986.-с. 32-49.
10. Баторова Е. А. Бурятский орнамент XVIII-XX веков. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос. ун-та, 2007. 164 с.
11. Батуев Б.Б. Буряты в 17-18 вв./ Ред. Б.В.Базаров. - Улан-Удэ, изд-во ОНЦ "Сибирь",1996.-101с.
12. Батуева И.Б. Буряты на рубеже 19-20вв. (Хозяйство бурят. Скотоводство в дореволюционный период: Ист.-этногр. (очерк Науч. ред. Б.В.Базаров). - Улан-Удэ, 1992.-73с. Батуева И.Б. История развития хозяйства забайкальских бурят 19 в. /И.Б.Батуева.-Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ,1999.-251с.
13. Буддийская живопись Бурятии. Из фондов Музея истории Бурятии им. М. Н. Ханга-лова. Улан-Удэ: Нютаг, 1995. 211 с.
14. Буддийская коллекция Государственного музея истории религии / Автор-сост. О. С. Хижняк; отв. ред. Д. А. Дрон. СПб.: Издательско-полиграфический центр СПб. гос. унта технологии и дизайна, 2008. 74 с.
15. Бураева О.В. Хозяйственные и этнокультурные связи русских, бурят и эвенков в XVII-XIX вв./ Под редакцией Т.М. Михайлова. - Улан-Удэ: Издательство БНЦ СО РАН, 2000. - 207с.
16. Бурятский Республиканский художественный музей им. Ц. С. Сампилова (БРХМ). Фонд декоративного прикладного искусства (ДП) — 109.
17. Буряты / Отв. ред. Л. Л. Абаева, Н. Л. Жуковская. М: Наука, 2004. 633 с.
18. Буряты. Традиции и культура. - Улан-Удэ: Соел Паблишерз, 1995. Васильева М.С. Этническая педагогика бурят. - Улан-Удэ: 1998.
19. Вайнштейн С. И. История народного искусства Тувы. М: Наука, 1974. 224 с.
20. Вяткина К. В. Монголы Монгольской Народной Республики // Труды Института этнографии. Нов. Сер. Т. 60. М.; Л. 1960. С. 263-282.
21. Вяткина К.В. Очерки культуры и быта бурят. - Ленинград, 1969. Сафьянникова Т. М. Орнаменты и украшения эвенков. — Красноярск: Сибирские промыслы, 2007. — 192 с
22. Галданова Г. Р. Доламаистские верования бурят. Новосибирск: Наука, 1987. 116 с.
23. Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока: Книга для учащихся старших классов./ Н.И. Каплан; художник Г.В. Филатов. – М,: Просвещение, 1980. – 125 с.
24. Кочешков Н. В. Головные уборы монголов ХК— начала ХХ в. // Советская этнография. 1973. №3. С. 134-141.
25. Кочешков Н. В. Народное декоративное искусство агинских бурят // Советская этнография. 1978. №4. С. 107-118.
26. Музей истории Бурятии им. М. Н. Хангалова (МИБ). №388.
27. Петри Б. Э. Орнамент кудинских бурят // Сб. Музея антропологии и этнографии. Пг.: Тип. Российской академии наук, 1918. Т. V. Вып. 1. С. 215-252.
28. Российский этнографический музей (РЭМ). №7275-36.
29. РЭМ. №1224 —4аб; №1405 — 18 аЬс(1е^ № 1405 — 19аЬса1,2; №8763 —388аб.
30. Соктоева И. И. Изобразительное и декоративное искусство Бурятии. Новосибирск: Наука, 1988. 160 с.
31. Соктоева И. И. Серебро второй половины XIX — начала ХХ веков // Белый волосок серебряный до луны дотяни... (Серебро Бурятии) / Под ред. Д. С. Дугарова. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2002. 120 с.
32. Шагланова О. В. Символика женских украшений восточных бурят: Автореф. дис. . . . канд. ист. наук. Улан-Удэ: Бурятский научный центр Сибирского отделения Российской Академии наук (БНЦ СО РАН), 2005. 19 с.