Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В Российской Федерации таможенные органы являются государственным учреждением, входящим в структуру органов исполнительной власти. В настоящее время таможенные органы находятся в процессе реформирования, способствующего качественному повышению эффективности регулирования внешнеэкономической деятельности, формированию условий для стабильной, благоприятной среды для внешней торговли, созданию современных и универсальных инструментов таможенного управления, регулирования и контроля.
Актуальность темы заключается в том, что Федеральная таможенная служба (ФТС) России выполняет ряд функций по регулированию и соблюдению таможенного законодательства, отвечает за экспорт и импорт, формирует размер пошлин на федеральном и местном уровнях. Перечень задач огромен, поэтому структура ФТС разветвлена и имеет несколько уровней для эффективной работы каждого чиновника.
Цель работы – рассмотреть особенности функций контроля в таможенном менеджменте.
Задачи, решаемые для реализации поставленной цели:
изучить теоретические аспекты функций контроля в менеджменте;
раскрыть особенности функций контроля в таможенном менеджменте;
рассмотреть применение функций контроля в таможенных органах.
Объектом является таможенный контроль, предметом – особенности применения различных функций таможенного контроля.
При написании работы были задействованы научные труды и литература других авторов.
Информационную базу исследования составляют законодательные акты и нормативные документы, различные научные публикации по исследуемой тематике, справочные и информационные издания периодическая печать и электронные ресурсы.
Методологическую основу исследования составляет комплекс мер научного познания, среди которых анализ, синтез, системный подход, статистический и сравнительно–правовой методы.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
1. Теоретические аспекты функций контроля в менеджменте
Контроль - основная функция управления. Когда руководство организации ставит определенные цели, контроль - это процесс, который обеспечивает достижение поставленной цели.
Основная задача контроля - оценить результаты деятельности организации.
Среди основных причин, по которым необходим контроль, можно выделить следующие:
неопределенность, сложность и динамизм окружающей среды;
необходимость предотвращения возникновения кризисной ситуации путем выявления ошибок и несоответствий до того, как компании будет нанесен ощутимый ущерб;
поддерживать высокий результат, сравнивая фактические показатели с прогнозируемыми и оценивая темпы продвижения компании к намеченной цели .
В конкретной ситуации содержание функции контроля определяет структуру и содержание других функций управления (планирование, организация, мотивация). В то же время утвержденная система контроля оказывает влияние и на содержание планирующих, организационных, мотивационных функций.
Среди основных функций контроля в управлении организацией можно выделить следующие:
диагностическая функция, помогающая в изучении реальной ситуации в организации;
стимулирующая функция, которая заключается в вознаграждении или наказании сотрудников на основе результатов проверки, что способствует более эффективному и качественному выполнению задач;
функция связи, помогающая устанавливать и поддерживать обратную связь;
функция ориентации, позволяющая определить точки, на которые следует обратить внимание;
функция исправления, которая помогает исправлять ошибки и улучшать будущую работу с учетом полученных данных.
Как функция управления, контроль предполагает тесную связь с планированием, организацией и мотивацией рабочих процессов.
Связь между мониторингом и планированием проявляется в следующем: цели и задачи формулируются в планах. Как правило, периодичность планирования и контроля должна совпадать, и прямой контроль подразделяется на следующие виды:
стратегический;
тактический;
оперативный .
Взаимосвязь между контролем и функцией организации способствует решению проблем централизации и децентрализации, помогает установить субъект и объект контроля. Обратите внимание, что объект и субъект проверки должны быть четко определены в разных положениях и инструкциях.
Результаты проверки являются непременным условием мотивации персонала. Следовательно, эффективность мотивации персонала определяется эффективностью контроля.
Что касается управления, то организация не может полноценно существовать без надлежащего надзора. В управлении сущность функции контроля заключается в выполнении задач:
контроль позволяет выявлять факторы, оказывающие негативное влияние на деятельность организации, а также своевременно готовиться к ним и реагировать на них.
посредством контроля выявляются сбои и ошибки в деятельности организации и оперативно принимаются меры по их устранению.
по результатам проверки оценивается деятельность организации, работа персонала и эффективность системы управления.
результаты контроля позволяют скорректировать ситуацию в организации и создать необходимые условия для развития мотивации.
как функция управления, контроль - это не деятельность одного или нескольких лиц. Его должны уважать все сотрудники, так как самоконтроль считается лучшим средством стимулирования деятельности и достижения ее положительного результата .
2. Особенности функций контроля в таможенном менеджменте
Управленческий контроль в таможенных органах - это инструмент, который напрямую влияет на эффективность работы сотрудников таможни.
Переход Российской Федерации на инновационный путь экономического развития, формирование перспектив эффективной интеграции страны в мировую экономику, изменение масштабов, характера и форм внешнеэкономической деятельности требует совершенствования таможенной системы, поиска наиболее эффективных механизмов управления таможенные органы.
Необходимо рассматривать основные направления развития таможенной службы через призму основных задач и приоритетов их решения, повышая эффективность мер по развитию таможенных технологий. Это требует совершенствования системы управления в таможенных органах, совершенствования информационного обеспечения процессов управления, которое обеспечивается функцией управленческого контроля во всех его формах.
Принимая во внимание неоднозначность имеющихся толкований, под категорией «управленческий контроль» мы понимаем процесс, осуществляемый руководством для получения уверенности в том, что организация достигнет целей в следующих областях: реализация стратегии; эффективное использование ресурсов; сохранность активов; надежность отчетности; соблюдение законодательства, внутренняя политика и процедуры; предотвращение мошенничества; обеспечение качества услуг.
Недооценка роли управленческого контроля в цепи принятия управленческих решений, недостаточный учет специфики таможенной деятельности могут существенно снизить возможность получения контрольной и аналитической информации, ориентированной на конкретный субъект управления, для быстрого и адекватного реагирования на несоответствие системы существующим нормативным актам. Необходимо дальнейшее развитие инструментов управленческого контроля, создание системы, интегрированной в общую концепцию таможенного менеджмента.
Контроль - это процесс формирования информации об отклонениях состояния наблюдаемого объекта от установленного стандарта. Контроль означает процесс сравнения фактических достигнутых и запланированных результатов. Основываясь на этих определениях, мы приходим к выводу, что наличие инструментов для установления эталонных характеристик процесса или операции и для выявления несоответствий этим характеристикам является важным элементом системы управленческого контроля.
Эффективный механизм выявления причин несоответствий должен обладать такими характеристиками, как:
– достаточный уровень методологической и инструментальной поддержки процессов выявления причин несоответствий;
– наличие обученного персонала, способного сознательно использовать имеющуюся инструментальную и методологическую базу для выявления причин несоответствий;
– достаточный уровень мотивации персонала, вовлеченного в процессы выявления причин несоответствий.
Система внутреннего контроля с разной степенью надежности должна определять отклонения от установленных стандартов таможенных процессов, но если таможенные технологии несовершенны, процесс контроля не приносит результатов, способствующих развитию системы в целом. В то же время система управленческого контроля должна содержать четкое понятие о том, что такое «несоответствие», процедуру выявления несоответствия и степень допустимости несоответствия. Объект управления можно сравнить с объектом, действующим в качестве эталона. Выявленные несоответствия могут быть как допустимыми, не требующими вмешательства в основные процессы, так и критическими, требующими радикальных изменений как в функционировании самой системы, так и в выборе форм и методов контроля
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_215315.
2. Приказ ФТС России от 21.10.2015 №2133 «Об утверждении основных направлений развития информационно-коммуникационных технологий в таможенных органах Российской Федерации до 2030 года.
3. Приказ ФТС России от 09.04.2018 №486 «О внесении изменений в основные направления развития информационно-коммуникационных технологий в таможенных органах Российской Федерации до 2030 года, утвержденные приказом ФТС России от 21 октября 2015 г. №2133».
4. Бабыкин, А.В. Практика применения технических средств таможенного контроля и информационных технологий при осуществлении таможенного контроля / Бабыкин А.В., Вербов В.Ф., Шевчук П.С. // Современная наука в условиях модернизационных процессов: проблемы, реалии, перспективы. - 2020. - С. 70-76.
5. Воронова, В. А. Проблемы, связанные с контролем таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу / В. А. Воронова // Молодой ученый. – 2018. – № 21 (207). – С. 243-244.
6. Галузо, В.Н. Таможенное дело. Учебник для студентов вузов / В.Н. Галузо. – М.: Юнити-Дана, 2020. – 375 с.
7. Канев, А.В. Таможенная политика РФ в области защиты ее экономического суверенитета и безопасности / А.В. Канев, А.А. Литвиненко, Е.А. Болычева // Актуальные проблемы развития социально-экономических систем: теория и практика: сборник научных статей 9-й Международной научно-практической конференции. Юго-Зап. гос. ун-т. Курск, 2019. – С.225-228.
8. Коварда, В.В. Направления совершенствования деятельности таможенных органов России по обеспечению национальной безопасности страны в условиях масштабной цифровизации / В.В. Коварда, Р.А. Лаптев, Е.А. Болычева, Е.В. Бобырева // Вестник евразийской науки. - 2021. - № 2 (Том 13). – С. 25-39.
9. Коник, Н.В. Таможенное дело. Учебное пособие / Н.В. Коник. – М.: Омега-Л, 2021. – 204 с.
10. Лаптев, Р.А. Исследование роли таможенных органов стран ЕАЭС в обеспечении экономической безопасности национальных государств и интеграционного объединения в целом / Р.А. Лаптев, В.В. Коварда, Е.А. Болычева // Вестник евразийской науки. - 2021. - № 2 (Том 13). – С. 39-61.
11. Лимонов, Л. Э. Региональная экономика и пространственное развитие. Учебник. В 2 томах. Том 2. Региональное управление и территориальное развитие / Л. Э. Лимонов. – М.: Юрайт, 2020. – 464 с.
12. Макрусев, В.В. Управление таможенным делом. Учебное пособие / В.В. Макрусев. – М.: Троицкий мост, 2021. – 448 с.
13. Маховикова, Г.А. Таможенное дело. Учебник / Г.А. Маховикова. – М.: Юрайт, 2021. – 395 с.
14. Мешечкина, Р.П. Таможенный контроль товаров, подлежащих помещению под таможенные процедуры: актуальные проблемы и их решение в условиях функционирования Евразийского экономического союза Текст] // Р.П. Мешечкина // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2018. – № 5(72). – С. 26-36.
15. Мешечкина, Р.П. Концептуальные основы совершенствования таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС Текст] // Р.П. Мешечкина // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2018. – № 1(68). – С. 75-87.
16. Покровская, В.В. Таможенное дело. Учебник / В.В. Покровская. – М.: Юрайт, 2021. – 731 с.
17. Прокопов, И.С. Влияние проблем в области контроля таможенной стоимости на экономику РФ / Прокопов И.С. // Кластерные инициативы в формировании прогрессивной структуры национальной экономики. - 2019. - С.107-109.
18. Прокопьева, М.Н. Выявление правонарушений, касающихся неуплаты таможенных платежей, путем занижения таможенной стоимости товаров / Прокопьева М.Н. // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2021. - С.64-68.
19. Румянцева М.О. Проблемные аспекты доказывания по делам об оспаривании решений таможенных органов о корректировке таможенной стоимости / Румянцева М.О. //Вестник Российской таможенной академии. - 2021. - С.81-86.
20. Толкушкин, А.В. Таможенное дело. Учебник для вузов / А.В. Толкушкин. – М.: Юрайт, 2021. – 551 с.
21. Шевчук, П.С. Эффективность применения технических средств таможенного контроля при фактическом таможенном контроле на базе перспективных инновационных и информационных технологий / Шевчук П.С., Вербов В.Ф. // Таможенное дело. - 2020. - № 2. - С. 20-24.
22. Цифровая экономика. Бизнес-процессы электронной таможни: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Таможенное дело», направлению подготовки «Экономика» / под ред. В. Б. Мантусова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. - 415 с.
23. Эриашвили, Н. Д. Таможенное дело. Учебник / Н.Д. Эриашвили. – М.: Юнити-Дана, 2021. – 375 с.
24. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.customs.ru.
25. О результатах и основных направлениях деятельности Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.customs.ru/.