Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Роль математики в нашей жизни огромна. Математика позволила передавать электричество на тысячи километров, помогла изучить концепцию ДНК, создала компьютеры и в наших поисках лучшего понимания Вселенной. Без математики ученые не смогут разрабатывать более совершенные лекарства, а инженеры не смогут изучать новые технологии. Этому списку нет конца.
Как и большинство вещей, математика, которую мы знаем сегодня, не возникает случайно. Математикам потребовались десятилетия, чтобы сформулировать революционно новую теорему и уравнение.
Методика преподавания - это молодая наука. Они немного говорят об этом и меньше пишут. Наша русская школа прошла долгий путь. Эта дорожка не усыпана розами, наоборот, по всей ее длине слишком много шипов.
Царское правительство всегда с особым подозрением относилось к этой школе: ее считали рассадником революционной заразы, она находилась под надзором самых восторженных реакционных опекунов, и ее "исправляли" и "чистили" чаще, чем любое другое учебное заведение. Тем не менее, в девятнадцатом веке мы, несомненно, добились большого прогресса в разработке школьной работы и методов преподавания. Девятнадцатый век заложил основы методики преподавания математики и заложил прочный фундамент для дальнейшего развития этой науки.
Этап рождения математической методологии интересен и поучителен. Российские математические методы разрабатывались в условиях ожесточенной борьбы с иностранным влиянием. В ходе своего развития она не только шла в ногу с методологическими идеями Западной Европы, но и часто превосходила их. В России создана собственная школа по методике преподавания арифметики в начальной школе, которая является более прогрессивной и продуктивной школой, что определяет резкий поворот в нашей работе в начальной школе.
Цель исследования – оценить вклад династии Вулих в развитие отечественного математического образования.
Задачи исследования:
– рассмотреть биографию отца математической династии – Захара Борисовича Вулих,
– определить вклад в развитие отечественного образования математика-методиста Захара Захаровича Вулих,
– изучить биографию советского математика Бориса Захаровича Вулих,
– провести анализ учебника З.Б. Вулих «Краткий курс геометрии и собрание геометрических задач»,
– провести анализ учебного пособия «Математический анализ» З.З.Вулих,
– провести анализ трудов Бориса Захаровича Вулих.
Объект исследования – Математическая династия Вулих.
Предмет исследования – вклад династии Вулих в развитие отечественного образования.
Различные аспекты деятельности российских университетов, научно-педагогическая деятельность отдельных ученых рассматриваются в монографиях, статьях, диссертациях многих авторов. Это работы К.А. Андреева, В.А. Бажанова, В.М. Беркутова, Б.В. Болгарского, А.В. Васильева, И.Я. Деп-мана, JI.E. Майстрова, Л.Б. Модзалевского, В.М. Нагаевой, Н.М. Прусс, Р.Г. Эймонтовой и др.
Методами исследования стали комплексный и системно-структурный, функциональный, футурологический, исторический методы. Применялись также методы анализа, синтеза, аналогий, систематизации и классификации. Исследование носит системно-комплексный, междисциплинарный характер.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1.БИОГРАФИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДИНАСТИИ ВУЛИХ
1.1.Отец математической династии – Захар Борисович Вулих,
1.2. Математик-методист Захар Захарович Вулих и его вклад в развитие отечественного образования
Захар Захарович Вулих родился 8 марта 1869 года в Санкт–Петербурге в семье Захара Борисовича Вулиха (1844-1897) - студента преподавательского курса Второго военного училища, год назад стал кандидатом физико-математических наук.
Захар окончил гимназию в 1886 году и в том же году поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета. В 1890 году он окончил университет и начал преподавать математику в женских учебных заведениях и спортивных залах.
С 1904 года З.З.Вулих стал автором математической методики и преподавателем на математическом отделении Женского образовательного института, открытого в 1903 году.
Первая книга Захара Захаровича «Методика арифметики» была опубликована в Санкт-Петербурге в 1911 году.
Год спустя (1912) Захар Захарович женился на потомственной дворянке Нине Александровне Волковицкой (1890-1970) Гродненской губернии.
Год спустя, в 1913 году, у них родился сын Борис Захарович Вулих, который впоследствии продолжил династию и стал известным советским математиком.
В год рождения его сына вышло заключительное (34-е издание) книги отца Захара Борисовича Вулиха «Краткий курс геометрии и собрание геометрических задач». З.З.Вулих просто скромно заявил, что он всего лишь соавтор.
В 1916 году Захару Захаровичу было присвоено звание государственного советника за его работу в канцелярии Ее Величества Марии Федоровны.
До 1918 года З.З.Вулих преподает математику в Женском педагогическом институте.
В течение 1918-1922 годов З.З.Вулих является штатным профессором Первого института образования.
С 1923 по 1929 год – в ЛГПИ им. Герцена является заведующим кафедрой математики и преподавателем математики.
С 1929 года – доцент кафедры механики и математики.
При участии и редактировании З.З. Вулиха 4 части «Высшей математики» были опубликованы в типографии Артиллерийской академии Красной Армии с 1931 по 1933 год. Он в очередной раз скромно назвал себя компилятором.
В 1934 году Ленинградский государственный педагогический институт принял проект структурной реорганизации ЛГПИ имени Герцена, который был одобрен Советом в соответствии с принципами преподавания и воспитания кафедры математики. Его первым руководителем был Захар Захарович Вулих в качестве профессора.
В начале 1937 года его сменил на этой должности Григорий Михайлович Фихтенгольц, который в начале 1938 года, в результате разделения кафедры на три: геометрию, алгебру и математический анализ, стал первым заведующим кафедрой математического анализа.
Захар Захарович также стал заведующим кафедрой математики, которая в 1939 году была преобразована в должность декана математического факультета. Ученый оставался на этом посту до самой своей смерти. Захару Захаровичу удалось эвакуироваться через Ладогу в переломный момент 1941-42 годов.
Но ученого не довезли до места назначения: он скончался по дороге на станцию Котельничи (Котельничи-1 или Котельничи-2). Здесь, на братской могиле, стоит памятник жителям Ленинграда, погибшим в дороге во время эвакуации, но отчество Захара Захаровича Вулиха указано неверно.
1.3. Биография советского математика Бориса Захаровича Вулих
Б.З. Вулих родился в Санкт-Петербурге в семье профессора математики. В том же городе, тогда называвшемся Ленинградом, он скончался в ночь перед первой лекцией для студентов 1 курса математико-механического факультета Ленинградского университета. Б.З. Вулих был тесно связан с этим факультетом почти полвека: в 1931-36 годах он был студентом.
В 1938 году окончил аспирантуру, а с 1963 года он был заведующим кафедрой математического анализа.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акилов Г. П., Владимиров Д. А., Канторович Л. В., Натансон И. П. Борис Захарович Вулих (к пятидесятилетию со дня рождения)./ УМН, 18: 6 (1963). - с. 242-243.
2. Будаев В. Д., Колдунов В. А.. Корсакова О. С. К 100-летию со дня рождения профессора Б. 3. Вулиха// Некоторые актуальные проблемы современной математики и математического образования. Герценовские чтения - 2013, т. ЬХУ1. - СПб. : Изд-вс ВАН, 2013. - с. 3-5.
3. Вулих З. Б. Преподавание математики и геометрического черчения в реальных училищах Пруссии, Саксонии и реальных гимназиях Великого Герцогства Баденского // Педагогический сборник, издаваемый при Главном Управлении Военно-учебных заведений. - СПб.: Типогр. В. С. Балашева, 1874. - Кн. II. - C. 226-255; Кн. III. - C. 274-326; Кн. IV. - C. 363-412; Кн. V. - C. 488-512.
4. Вулих З. Б. Краткий курс геометрии и собрание геометрических задач (изд. 2-е, исправленное). - СПб.: Типогр. А. М. Котомина, 1877.
5. Вулих З. Б. Цели преподавания арифметики в народных школах // Народная Школа. 1876. № 8. - 67 c.
6. Гончаров С. А. (составитель) и др. Педагогический Университет им. А. И, Герцена, От Императорского Воспитательного Дома до Российского Государственного Педагогического Университета - СПб,: „Лики России". 1997. - 207 с.
7. Ланков А. В. К истории развития передовых идей в русской методике математики. - М.: Учпедгиз, 1951. - 151 с.
8. Математический Петербург. История, наука, достопримечательности / Ред.-сост. Г.И. Синкевич, науч. ред. А.И. Назаров — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Образовательные проекты, 2018. — 336 с
9. Матмех ЛГУ - СПбГУ от истоков до дней недавних. Дополнительные главы. Сборник материалов. — СПб, 2015. — 522 с.
10. Одинец, В.П. О ленинградских математиках, погибших в 1941–1944 годах / В.П. Одинец. – Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2020. – 122 с.
11. Одинец В. П. К 75-летию кафедры математического анализа РГ-ПУ им. А. И. Герцена, Зарисовки истории. Век XX.// Некоторые актуальные проблемы, современной математики и математического образования. Герценовские чтения - 2012, т. ЬХУ. - СПб. : Изд-вс ВАН. 2012. - с. 3-19.
12. Профессора Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Биографический справочник (под ред. Г. А. Бордовского и В. А. Козырева). - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. - 391 с.
13. Синкевич Г.И. Математики Петербургской стороны. Часть I // История науки и техники, 2020. №8. С. 3–38.Mathematicians of the Petersburg side. Part I
14. Синкевич, Г. И. Математики Петербургской стороны : монография / Г. И. Синкевич; науч. ред. Г. М. Полотовский; Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет. – Санкт-Петербург : СПбГАСУ, 2022. – 160 с.
15. Шмелёва, Н.Г. Становление и развитие математики в России / Н.Г. Шмелёва, А.Р. Шарафиева. — Текст: электронный // NovaInfo, 2017. — № 62. — С. 1-5.