Фрагмент для ознакомления
2
Национальный костюм каждого народа - удивительное явление, отражающее особенности культуры народа, его историю. Один из самых интересных и необычных национальных костюмов - русский народный.
Это ценнейший памятник народного творчества. Цвет одежды, обилие вышитых и тканых узоров и украшений – все это свидетельствует о вкусах и традициях народа, его понимании красоты и гармонии.
Одежда - это своего рода исторический документ, с помощью которого мы можем узнать больше о прошлом наших предков. В русском наряде, который начал формироваться в XII веке, содержатся подробные сведения о нашем народе, веками живущем в условиях короткого лета и долгой суровой зимы. Что делать бесконечными зимними вечерами, когда за окном воет метель, бушует метель? Крестьяне ткали, шили, вышивали. Сделали. «Есть красота движения и красота покоя. Русский народный костюм-это красота покоя», - писал художник Иван Билибин.
Русский костюм-очень сложное и многогранное явление. При его создании использовались разнообразные виды прикладного искусства и ремесел, развитые в России: вышивка, ткачество, кружево, бижутерия. Женский костюм всегда был венцом моды. В разных провинциях он иногда сильно отличался по стилю и деталям. Это было связано с тем, что женщина редко выходила из дома и, как правило, была незнакома с чужими обычаями.
Так что именно она была хранительницей традиций, в том числе и в отношении костюма.
Объект исследования – особенности традиционного костюма в русской живописи
Предмет исследования – традиционный костюм в русской живописи XIX-нач. XX вв.»
Цель исследования – изучить особенности традиционного костюма в русской живописи 19-20 века.
Задачи исследования:
- изучить особенности традиционного костюма в 19-20 веке
-рассмотреть виды костюмов у различных художников
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ЭСТЕТИКА ТРАДИЦИОННОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА В ЖИВОПИСИ
1.1.Стилистические особенности изображения народного костюма в романтизме и реализме
В XIX веке стили искусства и костюма менялись с головокружительной быстротой. А уже в 1830-х годах стиль ампир сменяется романтизмом. Романтизм не продлится долго. С середины XIX века в моде будет стиль рококо, а уже в 1870-х годах его сменит позитивизм.
В первой половине XIX века (в 1830 - х годах) формируется новое художественное направление-романтизм. В Германии, Франции и других европейских странах он становится доминирующим направлением в искусстве. Налицо разрыв с классическим наследием античности и поворот к народным традициям европейского средневековья. Вкусы средневековья возродились в украшениях и одежде. Его эстетический идеал-сильная личность, жаждущая свободы, борьбы, действий. Характерной чертой романтизма была идеализация прошлого, в первую очередь средневековья.
В формировании новых идеалов моды важную роль сыграли романы Вальтера Скотта, стихи Байрона, картины Делакруа, музыка Бетховена и Шопена. Герой книги - это модно, поэтому романтичные женщины не расстаются с томиком любимого романа, носят его с собой в специальном кармашке. Направление, господствовавшее в прикладном искусстве и костюме 30-40-х годов, называется Бидермейер по имени буржуазного героя поэмы л. Эйхродта «Бидермейерская страсть». Этот стиль стал синонимом благополучия и комфорта.
Эпоха романтизма связана с активным развитием промышленности, что позволило модно одеваться не только знати, но и мещанам.
Во внешности и костюме мужчины влияние романтизма создало возвышенные, страстные, мечтательные, духовные образы.
В мужском костюме, который в зависимости от ассортимента и основных форм остается неизменным, большое значение придается дополнениям, изготовленным из дорогой шерсти, тонкого льна. Для бальных платьев используйте бархат, для жилетов - разноцветную парчу. Средневековое пальто и длинные остроносые туфли снова входят в моду.
В женском костюме преобладает платье с очень узкой талией, жестким корсетом, чрезмерно широкими рукавами вверху и по линии локтя (так называемые «бараньи окорока»), сужающимися к кисти. Они были настолько большими, что их соответствующий” раздутый вид " должен был поддерживаться китовым усом.
Элегантность талии композиционно подчеркивается такими деталями, как воротник, шарф, кружево. легкие цветовые оттенки, которые создают ощущение легкости и нежности. Снова в платье появляется кринолин - бедра увеличиваются до небывалых размеров, под пышными формами платья тело почти скрывается.
Платья светлых и легких тонов из атласа, бархата были обильно украшены лентами, рюшами, рюшами, бантами, кружевами и рюшами. Резко открытая шея позволяла “выделить " голову, после чего снова начинали наносить замысловатые прически. Они были очень искусными, часто напоминая, например, декоративную архитектуру. Их дополняли головные уборы, близкие по форме к шапочке, украшенные страусиными перьями, цветами, лентами, рюшами и вуалью.
Зимой пальто заменяют мантийными платьями из плотных шерстяных тканей. Поверх платья были надеты только широкие пелерины. Длина юбки была уменьшена, так что стала видна обувь на более высоком каблуке со шнуровкой.
Силуэты мужчин и женщин в романтическом костюме схожи: покатая линия плеч, сильное удлинение рукавов, плотная посадка груди и талии, удлинение линии бедер
У мужчины, одетого в романтическом стиле, было две привлекательные части туалета: воротник, который стал еще выше и жестче, и манжеты, которые выходили из-под рукавов платья. Днем мужественные шеи джентльменов украшал черный галстук, а вечером - Белый. Также была добавлена мягкая фетровая шляпа.
В 40-50-е гг. мужской костюм становится более сдержанным, преобладают функциональность, целесообразность форм, утверждается свободный силуэт. Платье становится парадной одеждой, длинными брюками, незаменимым цилиндром и галстуком, завязыванию которого теперь уделяется еще больше внимания. В повседневной одежде его заменяет платье (величайший крик моды), более удобная закрытая одежда с застежкой на пуговицы. В 60 годы платье заменяется курткой (в прошлом частью охотничьего костюма), которую вместе с брюками и жилетом начинают изготавливать из одной ткани.
Еще раньше в мужской верхней одежде появилось пальто, короткое и прямого силуэта. цветовая гамма ограничена темными цветами (синий, коричневый, зеленый, черный. Рисунок ткани - клетка, узкая полоска. В летней гамме были разрешены серый, белый и кремовый цвета. Верхняя одежда, пальто, сшитые по фигуре. На ногах были туфли, высокие сапоги.
Изменения в мужской одежде в основном касаются формы деталей (воротники, лацканы), длины и ширины низа брюк, застежки (двубортной или однобортной), степени прилегания по основным линиям силуэта. Диапазон, форма и цвет одежды определенно стабилизируются.
Основным колпачком остается цилиндр. Обувь - ботинки и закрытые туфли черного цвета.
В совершенно ином направлении развивается женский костюм. Рамки деятельности женщины в буржуазном обществе крайне ограничены: светские развлечения, искусство. Она превращается в игрушку, преподает, украшенная успехами и положением своего мужа, фабриканта, торговца, буржуа.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева, А. Ю. Костюм русской знати. От Византии до модерна / А.Ю. Андреева. - М.: Паритет, 2018. - 196 c.
2. Бакст, Лев Календарь 2015 (на спирали). Эскизы костюмов к балетам "Русских сезонов" в Париже / Лев Бакст. - М.: Фортуна Эл, 2019. - 648 c.
3. Балдин, Е.М. LaTeX, Unix и русский стиль. Версия 0.2 / Е.М. Балдин. - Москва: РГГУ, 2020. - 253 c.
4. Васильев, Александр История моды. Выпуск 17. Костюмы русского театра XIX-XX веков / Александр Васильев. - М.: Этерна, 2021. - 324 c.
5. Васильев, Александр История моды. Выпуск 2. Костюмы "Русских сезонов" Сергея Дягилева (подарочное издание) / Александр Васильев. - М.: Этерна, 2016. - 174 c.
6. Васильев, Александр История моды. Выпуск 3. Костюмы русского императорского дома (подарочное издание) / Александр Васильев. - М.: Этерна, 2019. - 108 c.
7. Вечеслав, Н.Н. Описание костюмов русских и инородческих у крестьян Казанской губернии / Н.Н. Вечеслав. - М.: Книга по Требованию, 2020. - 710 c.
8. Гордевский, Д. 3. К.А. Андреев-выдающийся русский геометр / Д.3. Гордевский. - Москва: РГГУ, 2018. - 664 c.
9. Захарова, О.Ю. Русский бал XVIII - начала XX века. Танцы, костюмы, символика / О.Ю. Захарова. - М.: Центрполиграф, 2020. - 448 c.
10. Каштанов, Юрий Русский военно-морской костюм / Юрий Каштанов. - М.: Белый город, 2019. - 840 c.