- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Гендерные стереотипы личности современной молодёжи
- Готовые работы
- Курсовые работы
- Общая психология
Курсовая работа
Хотите заказать работу на тему "Гендерные стереотипы личности современной молодёжи"?32 страницы
33 источника
Добавлена 28.06.2023 Опубликовано: studservis
990 ₽
1980 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Введение 2
Глава 1 Теоретические основы исследования гендерных стереотипов современной молодежи 5
1.1 Понятие пола, гендера, стереотипа 5
1.2 Основные подходы к изучению гендерных стереотипов 10
1.3 Основные виды и функции гендерных стереотипов 16
1.4 Гендерные отношения в молодежной среде и факторы их формирования 19
Выводы по главе 1 25
Список литературы 27
Фрагмент для ознакомления 2
В последнее время гендерные вопросы стали обычным явлением и нашли отражение в научных разработках междисциплинарных исследовательских практик. Сегодня гендерные проблемы больше не рассматриваются исключительно как психологические различия между представителями мужского и женского пола. Проводимые в настоящее время исследования в большей степени сосредоточены на интерпретации выявленных психологических различий между полами, с особым вниманием к влиянию гендерных стереотипов на процесс идентификации и гендерному дизайну в процессе развития.
В то же время стереотипы о мужчинах и женщинах с большей вероятностью связаны с семьей и профессиональной сферой. В отечественной психологии большее количество исследований посвящено гендерной социализации детей на начальных этапах онтогенеза. Проблема формирования сексистских образов и гендерной идентичности молодежи только обозначена, ее можно отнести к темам, которые, несмотря на реальную практическую востребованность, недостаточно развиты в психологии.
Однако следует помнить, что в молодости развитие человека уже в большей степени зависит от него самого. Он использует это в своей жизни по своему выбору и компенсирует то, что у него есть, тем, что он не может избежать стиля. И если говорить о недостаточном формировании представлений о способах ролевого поведения в межличностном общении, то в молодости это связано с отсутствием собственного устойчивого опыта. ролевое взаимодействие. В подростковом и юношеском возрасте эффективность воздействия наблюдаемых извне закономерностей постепенно снижается.
Тему гендерных отношений в молодежной среде можно классифицировать как глобальную, поскольку молодежь можно рассматривать как глобальный сегмент [12]. Молодежь в большей степени вовлечена в медиа-пространство для людей других возрастных категорий, что связано с тем, что они просты в использовании и удобны. Это также прерогатива молодежи и экспериментов молодежи в разных сферах жизни. Модели развития в этом возрасте чередуют увлечения, желания попробовать себя в разных ролях, примерять разные образы.
Цель: описать особенности развития гендерные стереотипов личности современной молодежи.
Объект исследования – гендерные стереотипы.
Предмет исследования – гендерные стереотипы личности современной молодежи.
Задачи исследования.
1. Дать характеристику понятиям «пол», «гендер», «стереотип»;
2. Представить основные подходы к изучению гендерных стереотипов;
3. Привести типологию гендерных стереотипов и их функции;
4. Описать особенности гендерных стереотипов у современной молодежи и факторы, их обуславливающие.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: Подход к определению гендерного стереотипа (А.В. Меренков, И.С. Клецина); исследования процесса структурирования гендерных стереотипов (Дж. Мак Ки и А. Шеррифс, Е. К. Маккоби и К. Джеклин, М. Мид, П. Шихирев, Т. Виноградова и В. Семенов и др.); полоролевой подход И. С. Кона к изучению гендерных стереотипов; положения И.С. Клециной о причинах гендерных конфликтов и путей их преодоления.
Методы исследования: сбор, анализ, синтез, сравнение, обобщение психологической, педагогической, периодической литературы по теме исследования.
Теоретическое значение исследования связано с тем, что в нем были представлены исследования гендерных стереотипов и анализ данных о стадиях гендерной социализации. Рассматриваются особенности гендерных отношений в молодежной среде и факторы их формирования. Представлено описание ряда молодежных субкультур, их видов и особенностей, а также российских особенностей молодежной субкультуры.
Глава 1 Теоретические основы исследования гендерных стереотипов современной молодежи
1.1 Понятие пола, гендера, стереотипа
Культурные и антропологические исследования предоставили важную информацию о разнообразии черт, приписываемых мужчинам и женщинам в разных культурах. Но эти исследования поставили под сомнение то, что до этого казалось очевидным биологическим объяснением, так что разница в социальном статусе женщин и мужчин была слишком очевидной, чтобы ее можно было объяснить их сексуальными характеристиками. Таким образом, биологическому полу противостоял гендер в смысле вида (пола). Но мы не можем использовать понятия «гендер» и «пол» одном и том же смысле.
Анна Темкина - доктор философии, профессор кафедры политологии и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге (Хельсинкский университет) в своем интервью заявила: «Основной толчок к современному мышлению о гендере привело женское движение (вторая волна феминизма) в западных обществах. В 1970-х годах, переработав и критически рассмотрев множество различных социальных теорий. Например, идея пола (гендерных различий) находилась под сильным влиянием марксизма: оказалось, что представления об эксплуатации и неравенстве важны для интерпретации положения женщин. С другой стороны, ассимиляция паттернов женственности и мужественности и их неравенства происходит в процессе раннего психосексуального развития через отношения с матерью и отцом, то есть через определенный вид, культурные и символические конструкции, буквально возникают из биологии» [28].
Одно из первых различий было отмечено антропологом Гейл Рубин о существовании пол-гендерной системы. Он стремился разработать новый подход к определению гендерной сегрегации, которая с появлением общества и культуры стала очевидной составляющей формой организации [3].
В статье «Женские перемены: заметки о политической экономии пола» «гендер» определяется как «комплекс соглашений, регулирующих биологический пол как предмет общественной деятельности» [8].
В статье Шерри Ортнер «Женщина vs. мужчина равняется природа vs. культура?» дает понять, какие цели преследует постановка новых вопросов. Как и в случае с оппозицией «природа против культуры» придается менее значимый статус, после чего происходит подразумеваемое, часто неосознанное, снижение ценности женщин на основе так часто признаваемой близости женщин и природы. Продуктивная деятельность женщины рассматривалась как менее достойная частная сфера, в то время как продуктивная, культурная деятельность была возможна только в общественной сфере, которую представляет мужчина. Только таким образом мы можем понять, почему статус женщины в любой культуре менее важен, несмотря на культурные различия в деятельности мужчин [29].
Пол - это набор признаков, по которым организмы, способные к половому размножению, делятся на особей мужского и женского пола [21].
Термин «пол» характеризует биологические различия между людьми, определяемые особенностями строения клеток, физиологическими особенностями и функциями.
Со временем пол человека превратился из биологической характеристики в социально-психологическую характеристику. Таким образом, возникла концепция «гендера», которая относится к набору социальных и культурных норм, которые общество обязывает людей соблюдать в зависимости от их биологического пола [28].
Гендер и пол по сути являются схожими понятиями, и то, и другое отличает мужчин и женщин друг от друга. Но если пол подчеркивает биологическую сегрегацию, то гендер - это социальная роль.
Американский социолог Э. Гидденс определяет различие между рассматриваемыми понятиями следующим образом:
«Если пол индивида связан с физическими, телесными различиями между женщиной и мужчиной, то понятие «гендер» влияет на их психологические, социальные и культурные особенности. Различие между полом и гендером является фундаментальным, поскольку многие различия между мужчиной и женщиной обусловлены причинами, которые не являются биологическими по своей природе. Если пол человека имеет биологическое значение, то гендер имеет культурное и социальное значение. Таким образом, существует два пола (мужской и женский) и два гендера (мужской и женский)» [6].
Тот факт, что секс является одной из важных категорий социальной жизни человека, проявляется в повседневной реальности. Представителям одного пола предъявляется особый набор поведенческих норм и ожиданий, которые существенно отличаются от требований к представителям другого пола. Для этого используются специальные термины и слова, которые по-разному описывают мальчиков и девочек, а также мужчин и женщин. Все это отражается в особых формах проявления общественного сознания - стереотипах.
Под «стереотипом» понимается определенная схема (стереотип), основанная на восприятии и оценке информации. Эта схема выполняет функцию обобщения определенного явления, объекта или события, при этом человек действует или оценивает автоматически, не задумываясь.
Термин «стереотип» был впервые использован классиком американской журналистики Уолтером Липпманом, опубликовавшим книгу «Общественное мнение» в 1922 году. Чтобы охарактеризовать предмет, необязательно его видеть. Обычно мы сначала даем ему определение, а затем пересматриваем его. В огромном шумном расцвете внешнего мира мы различаем то, что предопределено нашей культурой. Мы воспринимаем объекты через стереотипы нашей культуры. Теория стереотипов родилась в условиях растущего интереса исследователей к изучению массового сознания. В отличие от традиционного, чисто философского подхода к сознанию, Липпман поставил уже существующую функциональную проблему влияния информации, содержащейся в сознании, на восприятие субъекта. Самым важным для него была устойчивость стереотипа, который Липпман объяснил функцией сохранения социальных ценностей соответствующей социальной группы. Тезис о связи устойчивости стереотипа с функцией социально-психологической и идеологической защиты объекта, представляющего ценность для данного социального сообщества, а также об объяснении эмоциональной «нагрузки» стереотипа той же функцией имел важное научное значение, но автор теории не получил должного развития [18].
Теория Липпмана была встречена с интересом не только в США, но и в Западной Европе. Уже в 60-70-е годы возникло несколько научных проблем в изучении социальных стереотипов. В связи с активизацией феминистского движения и развитием женских, а затем и гендерных исследований, внимание социологов, психологов и философов было сосредоточено на социально-политических аспектах стереотипизации общественного сознания [17].
С.Ю. Головин, в «Словаре практического психолога», дает определение стереотипа как «нечто, повторяемое в неизменном виде; шаблон действия, поведения и пр., применяемый без раздумий, рефлексии, даже неосознанно. Характерная черта стереотипа - высокая устойчивость» [7].
В.А. Ядов и П.Н. Шихирев считают, что в основе социальных стереотипов лежит психологический феномен обобщения, сравнения и схематизации данных собственного и чужого опыта, играющий двоякую роль. С одной стороны, это «укорачивает» процесс познания, с другой стороны, если суждение основано на прошлом ограниченном опыте, а это отрицательно, то последующее восприятие омрачается недовольством [9].
Интерес к стереотипам основан на реальном формировании образов восприятия человеком реальности.
По мнению Э. Аронсона, «стереотипное мышление означает приписывание одних и тех же характеристик любому человеку в группе, не обращая внимания на реальные различия между членами этой группы» [1].
Слово «гендер» относится не к мужчине и женщине, а к понятиям мужчины и женщины, другими словами, оно относится к качествам или характеристикам, которые общество предписывает каждому полу. Люди рождаются женщинами или мужчинами, но учатся быть женщинами или мужчинами. Понятие «гендер» имеет глубокие корни и воспринимается по-разному как в каждой культуре, так и в разных культурах, и это понятие со временем меняется. Однако во всех культурах гендерный фактор определяет уровень власти и ресурсов, которыми наделяются женщины и мужчины.
Рассмотрим концепцию гендерного стереотипа. Согласно определению А.В. Меренкова, это «устойчивые программы восприятия, постановки целей и поведения человека в зависимости от принятых в данной культуре норм и правил жизнедеятельности представителей определенного пола"[29].
И.С. Клецина под «гендерными стереотипами» понимает стандартизованные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское»» [11]
«Гендерные стереотипы устойчивы для данного общества в течение определенного периода исторического представительства о различиях между мужчинами и женщинами» [15].
Понятие «гендерные стереотипы» подразумевает:
1) Обеспечение качества и характеристики, по которым обычно идентифицируются мужчины и женщины;
2) в гендерных стереотипах содержатся нормативные модели поведения, традиционно приписываемые мужчинам или женщинам;
3) В гендерных стереотипах отражаются обобщенные мнения, суждения, взгляды людей на то, что мужчины и женщины отличаются друг от друга
4) гендерные стереотипы зависят от культурного контекста и в среду, в которой они находят свое применение.
Таким образом, понятия «пол» и «гендер» не являются тождественными. Под «гендером» понимается установки или суждения, связанные отдельно как с мужчиной, так и с женщиной. Течение гендерных различий формируют гендерные стереотипы – мнения, взгляды, применительно к мужскому или женскому сообществу.
1.2 Основные подходы к изучению гендерных стереотипов
Гендерные стереотипы сегодня широко используются социологами, психологами, политологами и т. д. Они находится в центре внимания ученых различных специальностей. Гендерные стереотипы являются одним из социокультурных стереотипов. У них есть национальная специфика, мы можем различать разные виды, поэтому в последние годы эту тему развивают не только западноевропейские, американские, но и российские ученые.
Библиографический обзор научных исследований функционирования гендерных стереотипов охватывает результаты исследований американских, западноевропейских и отечественных ученых за последние десятилетия. Однако он строится скорее не по территориальному принципу (страна публикации), а по тематике проблемы (направленность, концептуальные основы работы).
Авторы не претендуют на всеобъемлющий характер обобщения, поскольку процесс изучения влияния гендерных стереотипов на жизнедеятельность общества чрезвычайно динамичен и постоянно обогащается новыми исследованиями. Предлагаемый обзор направлен на определение основных аспектов и концептуальных основ этого вопроса.
В 1957 году американские ученые Дж. Мак Ки и А. Шеррифс пришли к выводу, что типично мужской образ - это набор характеристик, связанных с социально неограничивающим стилем поведения, компетентностью и рациональными способностями, активностью. Обычно образ женщины, напротив, предполагает социальные и коммуникативные навыки, теплоту и эмоциональную поддержку. В то же время чрезмерное подчеркивание как типично мужских, так и типично женских черт уже приобретает негативную окраску оценки: типично негативными качествами мужчин являются грубость, авторитаризм, чрезмерный рационализм и т.д. Те же авторы пришли к выводу, что в целом мужчины обладают более положительными качествами, чем женщины. И часто мы говорим о воспринимаемых, а не о действительно существующих различиях между полами. В настоящее время ученые прилагают все больше усилий, чтобы выяснить, насколько правдивы стереотипы на самом деле, в какой степени они ложны или верны [10].
Это было отмечено при исследовании процесса конструирования гендерных стереотипов, опубликованное в 1974 году. Публикация исследования Э. Маккоби и К. Работа Джеклина «Психология гендерных различия» оказалась своего рода революцией в психологии сексуальных ролей. На огромном фактическом материале авторы доказали фундаментальные врожденные различия в психологических характеристиках мужчин и женщин во многих областях, Где эти различия были признаны ранее; по крайней мере, те же различия, что и у маленьких детей, Этого недостаточно, чтобы оправдать традиционное неравенство гендерных ролей, существующее в западном обществе [10].
Эти результаты обновили результаты исследований американского антрополога Маргарет Мид. Только в 30-х годах XIX века он продемонстрировал то, что считается «мужским» в одном обществе, может существовать в другом и восприниматься как «женское». Роли были определены по-разному в социальной иерархии обществ, в которых он разработал положение матери и отца, мужчин и женщин. Он приводит данные исследования, проведенного им в Новой Гвинее в трех разных племенах преобладал тип воспитания детей, два из которых были женскими или мужскими. У обоих полов, в третьем племени, роли мужчин и женщин были противоположны традиционным европейским ролям [25].
Американский ученый У. Вайнэки, изучая стереотип, также заметил, что он отличается от других типов информации. В основном это связано не с интересующим объектом, а с тем, что связано со знанием о нем других людей. В своей статье «Стереотипы как социальная концепция», опубликованной в журнале Social, он писал: Psychology» - «стереотип - знание стандартно, это его главная отличительная черта.» [30].
Комментируя теорию американского ученого, русский психолог П. Шихирев заявил, что: «Главное в стереотипе - это не сама реальность, а вера в нее, и это отличительная черта веры. Стереотип сопровождает ее стойкость» [16].
Составление обзора результатов исследований западноевропейских и американских ученых, посвященные особенностям гендерных стереотипов, Т. Виноградова и В. Семенов приводит данные, свидетельствующие о том, что он обнаруживается на ранних стадиях онтогенеза. В возрасте 7 лет девочки опережают мальчиков в интеллектуальном развитии. Эти различия в будущем сглажены, а взрослые мужчины и женщины не отличаются средними показателями интеллектуального развития [23].
Интересны данные о математических способностях женщин и мужчин. Среди учащихся начальной школы, согласно психометрическим исследованиям, различий в уровне математических способностей не обнаружено, они начинают проявляться в подростковом возрасте и в основном интересуются сложными формами мышления; с годами различия в уровне математических способностей увеличиваются. Эти выводы, опубликованные в статье Д. Виссера, подтверждают выводы Э. Феннем подверглась резкой критике; они придерживались мнения, что женщины, на которых влияют определенные социальные и психологические факторы, редко выбирают математику и связанные с ней дисциплины в качестве своих предпочтительных предметов, и поэтому пришла к выводу, что мужчины обладают более выраженными математическими способностями, основываясь на исследованиях, в которых «сравнивались люди с высшим и более низким математическим образованием, а не мужчины и женщины» [32].
Таким образом, причина, по которой женщины отстают в математике, - это усвоенные стереотипные сексуальные роли. «Если достижения в определенной области не соответствуют стандартам женской сексуальной роли (например, на уроках математики), то женщины могут реализовать так называемую мотивацию избегать достижений», - говорит Синглтон, автор книги «Сексуальные роли в познании» [31].
Дж. Боулинг и Б.Мартин считает, что первопричину, препятствующую научной и творческой деятельности женщин, следует искать в устоявшихся традициях и взглядах современного общества. По их мнению, в науке, как и в обществе, господствует патриархат: социальные отношения, которые поддерживают коллективное господство мужчин практически во всех наиболее важных и престижных областях [14].
Хотя его содержание не является неизменным, в любом обществе существуют сексуальные стереотипы. Основываясь на выводах норвежских ученых, Т.В. Виноградова и В.В. Семенов подчеркивает, что в современном обществе мальчики более стереотипны в отношении сексуальных ролей, чем девочки [4].
Кроме того, формированию стереотипных гендерных ролей способствует разное отношение учителей к ученикам разного пола. Исследования, проведенные в школах разных стран, показали, что мальчикам уделяется больше внимания (учителя в среднем уделяют девочкам на 20% меньше времени, чем мальчикам); они показали, что мальчики больше заинтересованы в демонстрации разнообразного опыта в классе, что девочкам часто приходится составлять протоколы, что учителя ожидают более высоких результатов, чем у мальчиков, особенно там, где требуется абстрактное мышление, и что они оценивают свою работу выше [22].
Феномену «исчезающей одаренности» девочек с возрастом посвящено исследование московского психолога Л.В. Поповой. Основываясь на конкретных социологических исследованиях и обширных научных обобщениях, исследователь пришла к выводу, что ориентация девочек на семейные услуги в процессе социализации в некоторой степени предопределяет их будущий социальный статус.
В статье «Гендерная социализация в детстве» [21] Л.В. Попова подробно анализирует процесс конструирования гендерных различий в детстве. На обширном социологическом материале она убедительно показывает, что конструирование гендерных составляющих личности продолжается на протяжении всего дошкольного возраста.
Отечественные психологи, занимающиеся исследованием социальных стереотипов, на самом деле единодушны в том, что гендерно-возрастные закономерности формирования представлений и установок о мужественности / женственности - это, прежде всего, модели ассимиляции и распределения существующих в культуре полово-гендерные стереотипов, которые проявляются непосредственно в поведении людей [16]. Та же идея у Ю.Е. Алешина, А.С. Волови, которые отмечает, что результаты исследований, проведенных за последние 15 лет, дают все больше доказательств в пользу социокультурного детерминанта гендерных различий [23].
В последние годы исследования повторяющейся функции социально-политических стереотипов становятся все более популярными. В частности, обсуждаются важные вопросы о том, как различные социальные институты, литература, искусство, средства массовой информации и другие каналы коммуникации способствуют (или препятствуют) формированию и распространению гендерных стереотипов. И это не случайно. Популярная культура предоставляет возможность манипулировать сознанием людей, поэтому изучение механизмов стереотипизации сознания имеет решающее значение как для властных структур, так и для ученых. Этой проблеме посвящены многочисленные исследования отечественных исследователей. Методологические основы изучения роли гендерных стереотипов в создании образов мужчин и женщин в СМИ заложены в трудах О. А. Ворониной.
В сборнике «Женщина и визуальные знаки» [5] в центре внимания ученых - образ женщины, внедряемый в массовое сознание посредством рекламы, кино, фотографии, массмедиа, периодической печати. Использование гендерных стереотипов в рекламе анализируется в работах О.А. Ворониной, М.В. Томской, Е.А. Шибановой, Н.Ю. Каменецкой, Е.В. Машковой, И.В. Грошева, О.В. Туркиной, А. Юрчак, А. Альчук и др.
Проблема стереотипов также привлекала внимание этнографов. В 1991 году издательство Science опубликовало первый сборник статей под названием «Этнические стереотипы мужского и женского поведения», в котором был представлен обширный этнографический материал, посвященный мужской и женской символике в различных этнических условиях, определенным стандартам мужского и женского поведения некоторых народов Европы, Азии, Африки, Америки и Австралии. Книга была первой, в которой был дан опыт всестороннего изучения социокультурной дифференциации в советской этнографии.
В предисловии к сборнику И.С. Кон российский социолог, антрополог и философ, автор таких исследований как «Психология половых различий» «Введение в сексологию», «Мальчик - отец мужчины» и другие, что понятие «этнические стереотипы мужского и женского поведения» имеет неоценимую ценность и, по крайней мере, включает в себя три аспекта:
1) сексуальная символика, культура, идеология и образы мужественности и феминизма в повседневной жизни, образы мужественности и феминизма массового сознания;
2) социально-структурная половая стратификация, дифференциация мужчин и женщин роли, события и ситуации;
3) индивидуальные поведенческие различия, подходящие или неподходящие нормативные представления и ролевые ожидания [14].
В настоящее время российские ученые все чаще обращаются к проблеме функционирования гендерных стереотипов в политической сфере. Работают над этой проблемой С.Г. Айвазова, Е.В. Кочкина, А.Темкина, Т.В. Барчунова, Н.А. Шведова, О.А. Хасбулатова и другие. Доказывают тезис о функционировании гендерных стереотипов в российской политической культуре идентификации мужчины.
Фонд общественного мнения (ФОМ) провел опрос на тему «Женщины в политике: за и против», датированный 7 марта 2014 года. Что думают россияне об участии представительниц прекрасного пола в политической деятельности? На вопрос: «Возможно ли, чтобы президентом России в ближайшие 10-20 лет стала женщина?» мнения разделились: 44% опрошенных допускают и исключают такую возможность. Даже три года назад ситуация была иной: 57% против 33%. Возможность поддержать женскую кандидатуру на президентских выборах допускают 57% (допускают 67% среди женщин, 46% среди мужчин), не допускают – 26%. Среди государственных служащих, на которых женщины могут успешно работать, чаще всего называются министрами культуры, здравоохранения и образования [30].
С точки зрения конфликтологии гендерные стереотипы как причины конфликтов охватывают различные сферы деятельности людей. Особенности мужской и женской полоролевой идентичности отражаются на положении человека в обществе, его личной и профессиональной судьбе, отсюда возникают конфликты: личные, межличностные, межгрупповые, группово-личностные конфликты. Исследователей конфликтов, подробно исследующих этот вопрос, не так много. Вероятно, это связано с тем, что тему гендерных стереотипов в России изучают очень мало времени, и большинство ответов на вопросы о противоречиях, возникающих в результате гендерных стереотипов, пытаются найти в психологии или биологии.
Другими словами, гендер - это метод, подход, позиция, это важный методологический ключ, который позволяет открывать новые перспективы как для видения человеческого бытия, так и для любого явления общества и культуры.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. с. 307. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/4191509/page:33/ (дата обращения 21.11.2022).
2. Бран Г. Гендерные исследования в России: особенности и проблемы. Самара: Самарский университет. 2003. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.belintellectuals.eu/media/library/G.Brandt_Gendernye_Issledovanija_v _Rossii.doc (дата обращения 21.11.2022).
3. Введение в гендерные исследования. Ч.I: Учебное пособие/под ред. Жеребкиной И. А. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя. 2001. - 708 с.
4. Виноградова Т.В., Семенов В.В., «Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов». «Вопросы психологии», 1993. - N 2. -С. 63.
5. Воронина О.А. Женщина и визуальные знаки. Идея – Пресс, 2000. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.livelib.ru/book/1000028479 (дата обращения 21.11.2022).
6. Гидденс Э. Социология. Пол, гендер и биология, 1999. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://society.polbu.ru/giddens_sociology/ch53_all.html (дата обращения 20.11.2022).
7. Головин С.Ю. Национальная Энциклопедическая Служба// Словарь практического психолога. Минск.: Харвест, 1998 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/25/word/stereotip (дата обращения 21.11.2022).
8. Доронина Т.А. Гендерная социализация как фактор психологического воздействия (в молодежной среде). -[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://ukrsekta.info/801-gendernaj a_socializacij a_kak_faktor_psikhologicheskogo_vozdejj stvij a_v_molodezhnojj _srede. Html (дата обращения 20.11.2022).
9. Зиновьева Е.С. Предпосылки становления гендерной лингвистики // Ярославский педагогический вестник. 2014. № 3. Том I (Гуманитарные науки).
10. Ильюшкин В. В. Социальный стереотип как концентрированное выражение социальной установки. Подходы к определению понятия «социальный стереотип». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.google.com/viewerng/viewer?url=http://vocable.ru/upload/pdf/7/1114 75.pdf (дата обращения 21.11.2022).
11. Клецина И. С. Гендерный подход в системе гендерного образования// Гендерные исследования: Феминистская методология в социальных науках. Материалы 2-й Международной Летней Школы по гендерным исследованиям (Фарос-1998) /ХЦГИ. Харьков. 1998. - С. 193-215.
12. Клецина И.С. Гендерная психология: учебное пособие. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена. 1998. 92 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bookitut.ru/Gendernaya-psikhologiya.1.html/ 1 (дата обращения 21.11.2022).
13. Клецина И.С. «Аналитические подходы к определению причин гендерных конфликтов и путей их преодоления». Копилка публикаций. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://humanpsy.ru/taxonomy/term/205?page=1 (дата обращения 21.11.2022).
14. Кон И. Мужчина в меняющемся мире. 2009. 590 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ereading.club/bookreader.php/104262/KonMuzhchina_v_menyayushchemsya_mire. html (дата обращения 20.11.2022).
15. Котлова Т.Б., Рябова Т.Б. Библиографический обзор исследований по проблемам гендерных стереотипов. М., 2001. 82 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/427330/page:3/ (дата обращения 21.11.2022).
16. Кулида Н. «Не ломайте голову, ломайте стереотипы!» 2009. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ecology.md/page/ne-lomajtegolovu-lomajte-stereotipy (дата обращения 21.11.2022).
17. Легенина Т.Б. Учебные материалы по социологии// Полоролевые стереотипы и гендерная социализация в семье. 2012. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2045 (дата обращения 21.11.2022).
18. Липпман Э. Общественное мнение/пер. с англ. Барчуновой Т.В., Москва. Институт Фонда «Общественное мнение». 2004. - 375 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://padaread.com/?book=36737&pg=3 (дата обращения 21.11.2022).
19. Луков А., Кириллина В.Н. «Гендерный конфликт: система понятий». Журнал «Знание. Понимание. Умение». № 1. -2005. - С.87.
20. Никуленкова А.Е. «Гендерные особенности внутриличностных конфликтов в студенческом возрасте и их предупреждение»: автореферат диссертации кандидата психологических наук, Пятигорск . 2009. 23 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pglu.ru/upload/iblock/800/nikulenkova.pdf (дата обращения 22.11.2022).
21. «Пол мужской и женский». Медицинская энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.medicalenc.ru/15/pol.shtml (дата обращения 21.11.2022).
22. Попова Л.В. Гендерная социализация в детстве. Журнал ЖЖ. 2005. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://feministki.livejournal.com/224640.html (дата обращения 21.11.2022).
23. Препятствия для развития женщин-учёных «Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов» [обзор] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vikent.ru/enc/2202/ (дата обращения 21.11.2022).
24. Райгородский Д. Я. Психология семьи – Глава: Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bugabooks.com/ (дата обращения 21.11.2022).
25. Рис Н. Гендерные стереотипы в российском обществе: взгляд американского этнографа. 1994. ЭО. № 5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://journal.iea.ras.ru/archive/1990s/1994/Reas_1994_5.pdf (дата обращения 22.11.2022).
26. Римашевская Н.М. Гендерные стереотипы в современной России// Гендерные стереотипы и логика социальных отношений. Москва: МАКС Пресс.2007. - 306с.
27. Рябова Т.Б. «Социально-психологические характеристики гендерных стереотипов у юношей и девушек в студенчестве»// Курсовой проект-психология. 15с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://geum.ru/doc/work/166397/14-ref.html (дата обращения 22.11.2022).
28. Тёмкина А. Социология как наука о здравом смысле// Курс № 30 «Гендер, секс и феминизм: взгляд социолога». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://arzamas.academy/materials/959 (дата обращения 20.11.2022).
29. Термины гендерных исследований. Гендер. Сексологическая энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gender.academic.ru/265/Гендер (дата обращения 21.11.2022).
30. Толмачева О.А. «Гендерные стереотипы. Роли мужчины и женщины». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mercabadom.ru/gendernye-stereotipy/ (дата обращения 21.11.2022).
31. Фонд Общественных Мнений. «Женщины в политике: за и против». Официальный сайт ФОМ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fom.ru/Politika/11369 (дата обращения 20.11.2022).
32. «Формирование способностей у мужчин и женщин» Гендерные стереотипы // Юный ученый. — 2016. — №6. — С. 122-125. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://yun.moluch.ru/archive/9/589/ (дата обращения 21.11.2022).
33. Шорыгин Е. А.Гендер как основа формирования молодежных солидарностей: на примере андрогинных и маскулинных субкультур/Е.А.Шорыгин// The theory and practice of gender studies in world science: materials of the VI interna-tional scientific conference on May 5- 6, 2015. -Prague:Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera - CZ».-84 p.- С 48-53.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней