Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Как известно, вторую половину XVIII в. принято считать эпохой «просвященного абсолютизма», в основу которой лег период правления Екатерины II (1762-1796 гг.). В данной период времени основной идеей выступало реформирование устройства общества с условием распространения просвещения.
Екатерина II активно поддерживала идеи европейских просветителей и старалась являться образцом правителя, способного служит на блага народа и общества. Сама идея просвещенного абсолютизма содержала в себе идею о разрешении социального конфликта, который был порожден модернизацией. Так, основным способом преодоления данного конфликта считалось использование разумной силы в виде законодательной власти. Главным убеждением было то, что общество возможно совершенствовать не меняя при этом его политическую культуру. Для этого предполагалось создание новых законов, отвечающих стандартам современности и основанных на последних достижениях науки.
Екатерина II Алексеевна сыграла значительную роль в развитии государственного устройства России. В период правления Екатерины II было проведено реформирование практически всех сторон жизни Российской империи, в том числе было осуществлено преобразование управляющего аппарата. В результате реформ изменилось гражданское самосознание и структура общественного управления.
Целью данной работы является рассмотрение реформ государственного управления Екатерины II.
Задачи:
- дать общую характеристику административных реформ Екатерины II, описать реформы Сената в 1763 г;
- рассмотреть законодательные акты при Екатерине II;
- изучить предпосылки проведения и основные положения реформ местного управления;
- рассмотреть функции наместнических правлений; вопрос проведения центральной политики наместническими правлениями, организации координации местных учреждений между собой.
Объект исследования – реформы Екатерины II. Предмет исследования – реформы государственного управления при Екатерине II.
1 Общая характеристика административных реформы Екатерины II. Законодательные акты при Екатерине II
1.1 Общая характеристика административных реформ Екатерины II. Реформы Сената в 1763 г
Первым этапом в правлении Екатерины II стал созыв Уложенной комиссии в 1767 г. Основной целью было принятие взамен Соборного уложения 1649 г. нового свода законов. В представленном документе закреплялись новые положения о правах и свободах граждан, о законах государства. Те же идеи поддерживали Ш.-Л. Монтескье, Ж-Ж. Руссо и др., которые являлись сторонниками естественного права и договорной теории происхождения государства . По их мнению, данные идеи должны были смягчить конфликт между государством и обществом, властью и народом. Договорная теория происхождения государства гласила, что общество наделяет властными полномочиями либо одно лицо, либо группу лиц. При этом этот принцип был в первую очередь ориентирован на будущие преобразования, предполагающие становление правового государства. Таким образом, было положено начало к проведению административных реформ .
Первой попыткой в реформировании верховной власти была идея Екатерины II юридически определить ее рамки, при этом наделить набором гарантированных прав и обязанностей основные сословия с ограничением власти бюрократии. Одной из наиболее важных в административном реформировании была мера по разделению властей на уровне местной администрации.
Такие попытки принимались еще Петром I, однако реализованы были только при Екатерине II. Так, суд был отделен от администрации, для каждого сословия была создана система самостоятельных судов. Отныне верховная власть не могла вмешиваться в экономические отношения.
Отметим, что при Екатерине II получил распространение процесс институционализации политики и государственного управления. По представлениям императрицы монарх не должен был вмешиваться в процесс управления, а ограничивался лишь общим надзиранием . При этом свои полномочия монарх делегировал государственному аппарату. В это же время принималась попытка регламентировать процедуру выражения верховной власти. Сенаторы наделялись большими полномочия в частности через сенаторов проходили все устные царские распоряжения Сенату, которые не могли отменить прежние письменные решения монарха.
Особое место в управлении государством при Екатерине II занимала полиция, которая должна была внести особый порядок в жизнь общества, а также воспитать уважение к закону. Именно в этот период роль полиции особо усилилась. В отличие от эпохи Петра I, где Табель о рангах приравнивал гражданских чиновников к офицерским чинам, при Екатерине II армия стала заменяться полицией и выводиться из управления .
Стоит заметить, что сам Петр I не делал большого различия между гражданской и военной службой. Так, в период царствования Екатерины II были созданы новые полицейские должности и учреждения во всех крупных городах, а в уездах была учреждена уездная полиция. При всем этом реформировании императрица старалась не забыть и про средний класс в России. Для его развития часто на заседаниях Уложенной комиссии обсуждались вопросы развития городов, торговли и промышленности. Так, была проведена городская реформа. Жалованная грамота городам, изданная в 1785 г. подчеркивала особое значение центральной власти в регулировании вопросов в положением городского населения страны, как особо важную и значимую часть страны.
Однако в политике просвещенного абсолютизма есть некоторые противоречия, которые проявляются в том, что Россия в указанный период времени превратилась с страны с господствующим положением дворянства и стала представлять собой дворянскую империю. При это Екатерина II была довольна сложившимся положением. При этом, мы можем полагать, что императрица готовила жалованную грамоту и государственным крестьянам, но боясь нового дворцового переворота решила оставить эту грамоту неизданной. Важно заметить, что историки отмечают в характере Екатерины II некую противоречивость, выраженную при ее словам, прежде всего, в усилении крепостного права. Крестьяне были полностью в власти помещиков, которые имели неограниченную власть. В то же время произвол, фаворитизм и коррупция были неизбежны. Екатерина II усиливает личное начало в управлении, привлекая лично зависимых от нее лиц. Так, реформа Сената привела к тому, что Сенат перешел в единоличное подчинение генерал-прокурору, который выполнял указания императрицы.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
1) Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII века. Борьба за наследие Петра. М.: Мысль, 2009. 239 с.
2) Архипова Т.Г. История государственной службы в России XVIII–XX века: учеб. пособие / Т.Г. Архипова [и др.]. М., 2001
3) Белов А. В., Реформа города Екатерины II : (по материалам губерний Центральной России). — Москва. — Санкт-Петербург : Центр гуманитарных инициатив, 2019. — 611, [1] с.,
4) Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. Ч. 1. М.: Владос, 2012. 400 с.
5) Гурлев И. В., Деятельность полиции Российской империи при Екатерине II (1762-1796) // Власть. — 2020. — № 6. — С. 213-219.
6) Дудник С. И., Екатерина Великая и диалектика просвещенной монархии // Конфликтология. — 2020. — Т. 15, № 1. — С. 39-51.
7) Ефремова О. В., Институционализация юридического оформления сословной принадлежности к купечеству в свете реформ Петра I и Екатерины II // Юридическое образование и наука. — 2018. — № 2. — С. 17-21.
8) Каменский А. Б. От Петра I до Павла I: реформы в России XVIII века (опыт целостного анализа). М., 2001. 575 с.
9) Киприянова Н. В., Участие купечества в городском управлении в конце XVIII - первой половине XIX в. : по материалам г. Владимира // Закон и право. — 2010. — N 9. — С. 49-57.
10) Мадариага И. Россия в эпоху Екатерины Великой. М., 2002. 976 с.
11) Марасинова Е.Н. Власть и личность. Очерки русской истории XVIII века. М., 2008.
12) Москалева А.С. Административные реформы в период правления Екатерины II// ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В XXI ВЕКЕ. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции [Электронный ресурс]. Под общей редакцией А.И. Вострецова. 2016. С. 230-234
13) Мухамедзянова А.Р. Просвященный абсолютизм Екатерины II//НАУКА: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ: сборник статей Международной научно-практической конференции (20 мая 2015 г., г. Уфа). В 2 ч. Ч.1/ - Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С. 227-228
14) Мухаметдинова А.В., Семенова Н.Л. Роль Жалованной грамоты городам 1785 г. в сословной политике Екатерины II//ГОРОД В КОНТЕКСТЕ МИКРО И МАКРОИСТОРИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. 2019. С. 63-66
15) Омельченко О. А. Законная монархия Екатерины II. М., 1993. 428 с
16) Рогачева Л. И. Принципы взаимодействия государства и общества в отечественной традиции // Современная гуманитарная наука: проблемы и перспективы развития. Рязань, 2015. С. 31-40
17) Суркова В. А. Жалованная грамота дворянству, как отражение политики Екатерины II в сфере гражданского права// ДНИ НАУКИ СТУДЕНТОВ ВЛАДИМИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА ГРИГОРЬЕВИЧА И НИКОЛАЯ ГРИГОРЬЕВИЧА СТОЛЕТОВЫХ. Сборник материалов научно-практических конференций, состоявшихся в рамках Дней науки студентов ВлГУ. Владимир, 2021. С. 2422-2430
18) Уткин Д. Е. Реформа местного управления Екатерины II: опыт децентрализации исполнительной власти// Вестник ЯрГУ. Серия Гуманитарные науки. 2016. No 2 (36). С. 15-30
19) Учреждения для управления губерний Всероссийской империи. СПб., 1789// https://runivers.ru/upload/iblock/5ae/Utverzhdeniya.pdf (дата обращения 11.11.2022)
20) Царев А., Губернии более всего исправления требуют // Российская Федерация сегодня. — 2017. — № 11. — С. 92-95