Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В V -VI вв. в состав Византии входили Балканы, Малая Азия, острова Эгейского моря и некоторые районы Северного Причерноморья, Сирия, Палестина, Египет.
Вплоть до XII в. Византия являлась самым культурным государством Европы.
Византия сохранила древнюю культуру античного мира и передавала ее другим народам, содействуя возрождению культуры в Западной Европе. Византия сохранила среди других культурных достижений древнегреческую и римскую медицину.
Император Константин перенес столицу из Рима в Византий и назвал Константинополь. С 4 в. господствующая религия - христианская. Стали возникать монастыри, одной из функций которых было лечение больных.
Целью данной работы является рассмотрение вопроса развития энциклопедического знания и медицины в Византийской империи.
Задачи:
- рассмотреть основы медицинских знаний в Византии;
- описать труды знаменитых византийских врачевателей;
- описать больничное дело в Византии;
- рассмотреть развитие медицинского образования в Византии.
Объект исследования – медицина в Византии. Предмет исследования – специфика развития больничного дела и медицинского образования в Византии.
1 Особенности развития медицины в Византии. Врачеватели Византии
1.1 Основы медицинских знаний в Византии: «Гиппократов сборник» и сочинения Галена
Основой медицинских знаний в Византийской империи были «Гиппократов сборник» и сочинения Галена . Поиск научного объяснения природы болезни в это время приостановился, и на первый план вышло изучение уже выработанных к этому времени практических приемов лечения.
Византийские врачи описывали и свои собственные наблюдения, нередко уточняющие описания отдельных растений и их лечебные свойства. Интерес к лекарственным растениям был очень велик, и ботаника постепенно превратилась в практическую область медицины, занимающуюся почти исключительно целебными свойствами растений.
Первыми христианскими врачами считались братья-близнецы Косьма и Дамиан. Во времена Диоклетиана (284-305) они были преданы мученической смерти, и впоследствии произведены в сан святых и почитаются в христианском мире как покровители врачей и аптекарей .
Эпоха IV-VII вв. оставила гораздо больше письменных медицинских источников, чем вся последующая история Византии. Это был период создания многотомных энциклопедических сводов, обобщающих наследие древних и опыт византийских врачей. Черпая свои знания из трактатов выдающихся ученых древности, византийские медики спасли их от забвения и передали последующим поколениям.
1.2 Знаменитые Византийские врачеватели
Одним из самых выдающихся вралей Византии был Орибасий из Пергама (греч. Oreibasios, лат. Oribasius, 325-403), грек по происхождению. Медицину он изучал в Александрии, которая в то время сохраняла славу крупнейшего медицинского центра Средиземноморья. Его учителем был знаменитый в то время врач Зенон с о.Кипр.
Орибасий (ок. 325–403 гг.) был уроженцем Пергама в Малой Азии. Он родился в состоятельной семье и, по всей видимости, получил первоначальное образование в городе своего рождения. Культурная традиция Пергама и особенно его известность как центра медицины должны были существенно повлиять на его будущую профессию. Ученый человек был богат в тогдашнем Пергаме и его окрестностях. Семья (хотя нет подробностей о положении его родителей), как можно предположить, имела достаточно денег, чтобы дать сыну образование. Стоит также отметить, что она была нехристианской .
Пергам, славный в эллинистическое время многовековыми научными, культурными и религиозными традициями, также процветал и под римским правлением, став одним из крупнейших и наиболее экономически жизнеспособных мегаполисов Средиземноморья, где проживало, по некоторым оценкам, до 250 000 человек. Одной из самых важных причин, которые привели к рождению и долгосрочному сохранению репутации Пергама, было функционирование храмового комплекса, посвященного богу медицины Асклепию, к которому стекалась непрерывная масса паломников, искавших исцеления .
Культ Асклепия, существовавший в Фессалии с XI/X в. до н.э., значительно распространился в течение последующих столетий, получив особую популярность в эллинистический период в Малой Азии и Риме. Высокое положение Асклепия среди других божеств греко-римского пантеона определялось прежде всего всеобщей убежденностью в том, что в силу своей благотворительной природы он совершает сам, или посредством своих жрецов-асклепиадов, излечение от различных болезней, болезней и травм в своих святилищах.
О раннем периоде обучения Орибасия в Пергаме мало что можно сказать, как и определить, сколько времени он провел в своем родном городе. Вероятно, прошло как минимум несколько лет, прежде чем он посчитал, что получил достаточно знаний и готов покинуть Малую Азию и начать учебу в центре древней медицины – Александрии. Закончив первый этап обучения, многие молодые люди покидали Малую Азию и уезжали в Александрию, которая в то время оставалась самым важным центром медицинской науки (как и многих других) .
Прибыв в город, Орибасий начал учебу в Школе Зенона Кипрского, ятрософиста, соединявшего в своем преподавании медицинские знания с философскими. Орибасий проявил блестящие способности в медицине, обнаруживая при этом и глубокие философские соображения, оставив позади других подопечных Зенона. Похоже, что годы, проведенные под бдительным оком александрийского ученого, в конечном итоге сформировали молодого Орибасия, сохранившего, вероятно, вложенное в него его семьей глубокое знание и большое доверие к медицинским текстам его беспрецедентного земляка Галена Пергамского, чьи взгляды, изложенные в многочисленных работах, доминировали в медицине на протяжении многих веков.
Хотя пребывание Юлиана в Пергаме длилось недолго, и он вскоре начал путешествовать по другим греческим городам на Эгейском море, считалось, что Орибасий поддерживал с ним контакты и далее.
Спустя несколько лет, осенью 355 г., Юлиан был назначен Цезарем императором Константином II и отправлен в далекую Галлию, чтобы сражаться с вторжением германских варваров. Он взял с собой лишь нескольких доверенных людей, включая своего друга Орибасия, взявшего собрание книг. Мы знаем, что Орибасий отвечал за библиотеку Юлиана и, повидимому, также заботился о здоровье Цезаря.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Барашнев Ю. И., Паломничество в прошлое медицины. — Москва : Триада-Х, 2013. — 294 с.
2) Болгова, А. М. Аэций Амидский и ранне-византийская медицинская традиция / А. М. Болгова // Проблемы истории и археологии Украины. -Харьков : Майдан, 2016.
3) Гален. Три трактата / Гален. – М., 2011. – 412 с.
4) Зудгоф К. Медицина Средних веков и эпохи Возрождения. — М.: Вузовская книга, 1999. — 160 с
5) Кулаковский Ю. А. История Византии. В 2 т. — СПб., Алетейя, 1996.
6) Литаврин Г. Г. Как жили византийцы. — М., 1974.
7) Мультановский М. П. История медицины. — М.: Медицина, 1967
8) Сорокина Т. С Атлас истории медицины: Средние века (476—1640): Учебное пособие. — М.: Изд-во УДН, 1983. — 192с.
9) Сорокина Т. С. История медицины. — М.: Академия, 2008.
10) Хрестоматия по истории медицины : учебное пособие. — Москва : Литтерра, 2012. — 617 с.