Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Проблема развития выносливости является одной из самых актуальных в физическом воспитании и спорте. Многие ученые изучали проблему, но, несмотря на особое внимание этих авторов, проблема требует дальнейшего изучения, как с теоретической, так и с практической точки зрения. Выносливость – важнейшее физическое качество, проявляющееся в профессиональной деятельности, спорте и в повседневной жизни людей.
Выносливость – способность выполнять какое-либо действие в течение длительного времени без снижения его эффективности. Уровень развития выносливости определяется, прежде всего, функциональными возможностями сердечно-сосудистой и нервной систем, уровнем обменных процессов, а также согласованностью деятельности различных органов и систем. Кроме того, на выносливость влияет уровень развития координации движений, сила психических процессов и волевых качеств.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ
1.1. Виды выносливости
Выносливость – это способность организма выполнять любую работу, требующую повышенных энергозатрат в течение длительного времени, и восстанавливаться после этого; определяется максимальным временем выполнения этой работы. Выносливость позволяет снизить энергозатраты организма при выполнении определенных действий. Эффективность физической деятельности в плане выносливости снижают два основных фактора: отсутствие физических качеств для преодоления нагрузки; слабая подготовка к нагрузкам со стороны нервной системы, что не позволяет человеку относительно спокойно переносить физически тяжелые упражнения и усталость. [6]
Выносливость напрямую зависит от уровня обменных процессов в организме, развития сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, их слаженной работы. Таким образом, выносливость также связана с аэробной и анаэробной производительностью организма.
Анаэробная производительность работает в бескислородном режиме. Энергия вырабатывается без участия кислорода из запасов фосфатов и гликогена в организме. Анаэробная энергия вырабатывается организмом в очень ограниченных количествах и используется для коротких, интенсивных всплесков активности — всего около четырех минут.
Аэробная производительность, наоборот, предполагает участие кислорода; энергия в этом режиме вырабатывается во время тренировки, развивающей сердечно-сосудистую и дыхательную системы, в среднем темпе - без пиковой нагрузки. [12].
Различают общую и специальную выносливость. Первое – часть общего физического состояния человека, второе – часть специальной подготовки. По Скородумовой А.П., если выполняемая работа не является специфической, то способность выполнять ее без изменения параметров называется общей выносливостью, а если работа более специфическая, то специальной.
Рассмотрим эти понятия более подробно. Общая выносливость – это способность человека длительно и качественно выполнять любую работу средней интенсивности, задействующую общее функционирование мышечного аппарата (в работе задействовано более 2/3 мышц тела) и предъявляя достаточно высокие требования к сердечно-сосудистой, дыхательной, центральной нервной и другим системам. Во-вторых, это способность выполнять работу низкой интенсивности в течение длительного времени с использованием аэробных источников энергии. [5]
В-третьих, Матвеев Л.П. утверждает, что термин «общая выносливость» подразумевает совокупность функциональных свойств организма, составляющих неспецифическую основу проявления работоспособности. В-четвертых, это способность человека эффективно выполнять неспецифическую работу в течение длительного времени, что положительно сказывается на развитии отдельных компонентов деятельности человека за счет повышения адаптации к стрессу и наличия явлений «переноса». неспецифической активности.
1.2. Анатомо-физиологические особенности развития детей 13 – 14 лет
Рост физических качеств в процессе развития человека происходит неравномерно и имеет свои сензитивные периоды. При этом следует отметить, что физические качества имеют не только подъемы и спады в развитии, но и замедления, когда уровень развития снижается или останавливается.
Таким образом, в определенные периоды тренировок развитие тех или иных физических качеств необходимо строго ограничивать и дозировать. Наиболее благоприятный период для развития физических качеств называется «сенситивным», а период приостановки или спада в развитии – «критическим». Поэтому целенаправленное развитие физических качеств будет гораздо эффективнее, если в тренировочном процессе их развитие будет происходить в сензитивном периоде.
Особенности развития физических качеств должен знать каждый тренер, чтобы эффективно строить тренировочный процесс, особенно юных спортсменов. В. М. Зациорский предлагает свою периодизацию целенаправленного развития физических качеств: развитие гибкости происходит с 9-10, 13-14, 15-16 лет; развитие скорости происходит с 7 до 16 лет, наивысшая скорость роста в 16-17 лет; развитие координации происходит с 5 до 10 лет; развитие скоростно-силовых качеств происходит с 9 до 18 лет, наибольший темп роста - с 13 до 15 лет; развитие силы происходит в возрасте 12-18 лет, максимальная скорость роста приходится на возраст 16-17 лет; развитие выносливости происходит с дошкольного возраста до 30 лет и старше, наиболее интенсивные повышения наблюдаются с 13 до 16 лет.
Рассматривая все физические качества в отдельности, необходимо отдельно отметить особенности развития каждого из них. До 11 лет наблюдается прирост мышечной силы, который увеличивается с 12 до 15 лет и достигает максимального пика развития примерно к 14-17 годам. Наиболее интенсивное развитие быстроты происходит с 10-11 лет, затем с 12-14 лет рост замедляется, становится менее быстрым. При этом после 15 лет рост продолжается, но не так интенсивно, как до 12 лет.
Также следует отметить, что скорость развивать труднее всего. При этом наибольший прирост скоростно-силовых качеств происходит с 12 до 14 лет, а затем с 15 до 16 лет. А выносливость развивается за счет бега с 10-13 лет, затем постепенно увеличивается в 13-14 лет, а в 15-16 лет приходится пик интенсивного развития этого качества. Л. П. Матвеев считает, что наиболее интенсивный прирост скоростных и силовых качеств достигается в возрасте 12-14 лет, чему способствует развитие двигательных функций и всестороннее развитие подростков. В то же время В. С. Мищенко пишет, что пик развития скоростно-силовых качеств достигается в возрасте 11-17 лет и увеличивается в эти годы на 50 % [5].
Исследования В. К. Бальсевич, Ф. А. Йорданской и В. С. Мищенко доказали, что процесс развития физических качеств определяется биологическими и генетическими данными. При этом развитие выносливости и силы определяется особенностями возрастно-полового созревания и роста организма и его систем.
Эти особенности заключаются в том, что рост мышц завершается, что определяет максимальное развитие силы и объема мышечной массы, масса которой составляет половину массы тела, а жизненная емкость легких достигает уровня взрослого человека. Объем сердца также увеличивается и достигает уровня объема взрослого человека, когда ЧСС в покое увеличивается с 60 до 70 уд/мин, а артериальное давление составляет 120/80 мм. рт. ст. при этом функциональность все равно остается ниже, чем у взрослого человека. Также следует отметить, что в возрасте 13-14 лет при интенсивном увеличении мышечной массы и силы увеличивается и выносливость. А сила является одним из основных физических качеств, определяющих результат выполнения, ведь силовые упражнения требуют больших затрат энергии за счет сильного сокращения мышц.
Ценность скоростно-силовой тренировки определяется тем, что хорошо развитая сила и быстрота позволяют совершенствовать технику отталкивания, от чего напрямую зависит результат преодоления дистанции. Это играет важную роль, особенно в юниорский период, когда требования к спортивно-технической подготовке спортсмена возрастают в связи с переходом к основным видам спорта и увеличением будущих нагрузок.
1.3. Методы воспитания выносливости у детей школьного возраста
Основными методами воспитания общей выносливости у школьников являются равномерная, переменная, интервальная, круговая тренировка, игра, соревнование.
Равномерный метод
При использовании этого метода упражнение выполняется с постоянной скоростью и интенсивностью, чаще всего в зонах низкой и средней интенсивности. Частота сердечных сокращений на протяжении всего времени тренировки должна оставаться неизменной. Продолжительность упражнения должна быть от 15 до 60 минут и выбирается исходя из способностей детей. Не рекомендуется выполнять упражнение менее 15 минут, так как функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем не успевают достичь уровня МПК.
Продолжительность более 60 минут для детей среднего школьного возраста не допускается. Рабочие значения ЧСС для детей 13-14 лет составляют 130-150 уд/мин., т.е. необходимо строить нагрузку и следить за ее выполнением в этих пределах. По мере повышения физической подготовки необходимо увеличивать интенсивность и продолжительность упражнений. Чаще всего для реализации этого метода выбирают медленный бег, длительную ходьбу, езду на велосипеде, то есть упражнения, которые являются естественным средством передвижения для детей этого возраста и могут выполняться длительное время с сохранением заданной скорости движения и с минимальными погрешностями в технике. Этот способ подходит для новичков даже с самым низким уровнем подготовки.
Переменный метод
Этот метод отличается от предыдущего постепенным изменением интенсивности упражнения в процессе его непрерывного выполнения. Упражнение остается тем же, но меняются параметры его выполнения - интенсивность, амплитуда, ритм и т.д. Для этого метода характерно изменение параметров упражнения через равные промежутки времени. Интенсивность выполнения контролируется путем измерения частоты сердечных сокращений. Основными средствами построения по этому методу являются бег, ходьба, езда на велосипеде. Часто рабочая ЧСС на участке высокой интенсивности достигает 170 уд/мин, а на участке низкой интенсивности снижается до 130-140 уд/мин. Этот метод требует определенного уровня развития кардиореспираторной системы и должен применяться у детей, уже имеющих начальный уровень подготовки. Этот метод эффективно использовать после равномерного.
Интервальный метод
ГЛАВА 2
ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Задачи, методы исследования
Цели исследования:
1. Провести диагностику выносливости у школьников;
2. Разработать и апробировать методику развития выносливости у школьников;
3. Оценить эффективность разработанной нами методики.
Для решения задач, поставленных в работе, использовались следующие методы исследования:
• анализ научно-методической литературы;
• проведение педагогического наблюдения;
• проведение педагогического эксперимента;
• проведение педагогического тестирования;
• использование метода математической статистики.
Анализ научно-методических данных
Анализ научно-методических литературных источников позволил составить представление о состоянии изучаемого вопроса, обобщить данные доступной литературы и мнения специалистов о развитии общей выносливости у школьников.
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение способствовало выявлению положительного отношения школьников к внедрению комплексов физических упражнений в тренировочный процесс.
Педагогический эксперимент
Педагогический эксперимент проводился с целью выявления более эффективного метода развития выносливости у школьников, тестирования и сравнения результатов. Комплексы упражнений, формирующих выносливость, выполнялись на занятиях, на первом и третьем занятиях в неделю. На формирующем этапе мы использовали методики развития выносливости.
Для развития выносливости в экспериментальной группе использовались следующие методы: переменный метод; игровой метод; соревновательный метод; повторный метод. Контрольная группа занималась по программе физической культуры.
На цикличность развития общей выносливости приходилось 40 % времени, отведенного на занятие, ациклические упражнения - 20 %.
Для развития общей выносливости во все части занятия был включен комплекс упражнений циклического характера. Такие упражнения в подготовительной части входили в состав общей и специальной «разминки». В «разминку» входили упражнения циклического характера, которые были направлены на усиление притока крови к суставам и мышцам. Она включала прыжки, беговые упражнения, толчковые движения с одновременной работой рук в разных направлениях и разных плоскостях.
Выбранные средства первой части занятия соответствуют ее задачам используются специально-подготовительные беговые и подводящие (лёгкоатлетические) упражнения для организации учащихся). Реализованные средства соответствуют контингенту школьников, виду занятия, условиям прохождения, подготовке основного этапа трассы: проведен инструктаж по технике безопасности при прыжке в высоту методом «перешагивание» и бег на длинные дистанции. Проведение проверки ЧСС у учащихся.
Формирующий эксперимент
Цель: развивать общую выносливость на занятиях по физической культуре. После начальных испытаний разница в проведении основной части занятия в контрольной и экспериментальной группах заключалась в следующем: в контрольной группе оно проводилось по общепринятой методике, а в экспериментальной группе были использованы специальные комплексы упражнений.
Методика развития выносливости у учащихся 7 классов (13 - 14 лет).
Развитие выносливости на уроках физической культуры в экспериментальной группе (7 «А» класс)
Цель: создать организационно-методические условия для совершенствования выносливости.
Задачи:
Образовательная: Совершенствование техники бега
Оздоровительная: Развивать силу, выносливость.
Воспитательная: Воспитание чувства товарищества, заботы, активности, дисциплины.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андрианов, В.В. Развитие выносливости в системе физической подготовки [Текст] / В.В. Андрианов.: учеб. – метод. пособие/ Ульяновск.: УВАУ ГА (И), 2012. – 50 с.
2. Волков, Н.И Биохимические основы выносливости спортсмена // Теория и практика физической культуры. - 2011. - №3 - С.15-21
3. Дианов, Д.В. Физическая культура. Педагогические основы ценностного отношения к здоровью / Д.В. Дианов, Е.А. Радугина, Е Степанян. - Москва: КноРус, 2012. - 184 c.
4. Ермоленко Е. К. Возрастная морфология [Текст] / Е. К. Ермоленко. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 464 с.
5. Захарова Л.В. Физическая культура / Люлина Н.В., Кудрявцев М.Д.- Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2017. — 612 с.
6. Инновационная тренировка выносливости в циклических видах спорта. - М.: Спорт, 2018. - 395 c.
7. Копылов, Ю. А. Система физического воспитания в образовательных учреждениях / Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская. - Москва: Арсенал образования, 2014. – 393 c.
8. Коротаева М. Ю., Макаева А. Е. Формирование общей выносливости у студентов на занятиях физической культурой // Молодой ученый. - 2017. - №48. - 315-318 с. 67
9. Кузнецов, В.С. Теория и методика физической культуры: Учебник / В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2016. - 224 c.
10. Ломан, Вольфганг Бег, прыжки, метания / Вольфганг Ломан. - М.: Физкультура и спорт, 2015. - 160 c.
11. Муллер, А.Б. Физическая культура: Учебник и практикум для СПО / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 424 c.