Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Последние несколько лет развития медиа свидетельствуют о том, что в настоящее время коммуникации, информация претерпевают время глобальных изменений. Как результат – мы видим одноканальную структуру распространения информации, которая трансформируется в многомерную систему. Каждый элемент данной системы может пообщаться с любым другим элементом данной системы, а может и со всеми сразу. Распространены социальные сети, блоги, индивидуальные масс-медиа.
Данный вопрос становится актуальным для мирового сообщества и социальной, политической системы социума .
От масс-медиа зависит устройство общества, способы формирования в нем сообществ, их коммуникации с государственными институтами.
Масс-медиа также связаны с типами экономической организации, со спецификой занятости населения, образом жизни и установками самого общества, страны, населения в ней. Но основные формы социального существования, управление им, коммуникации, специфика их сохраняются.
Интерактивность также становится нормальным явлением. Нормой является общение автора статьи, блога со своей аудиторией, обсуждение с ней сложных тем и проблем. Актуальным является тема того, какая информация может располагается в открытом доступе (библиотеки, масштабные архивы).
Относительно профессионального контента, то в данном случае нет отличий в его аудитории. Есть отличие между типами данного контента и способами его доставки читателю. Реализуется усиление важности индивидуализации в потреблении контента.
Также есть тенденция дробности потребления. К примеру, пользователь читает вместо газеты одну статью, видит сюжет вместо целого новостного выпуска и т.д.
Как следствие – аудитория делится на сегменты, части.
Также важно подчеркнуть, что сейчас читателю в Интернет-СМИ важны звук и визуальная картинка.
Поскольку онлайн-СМИ влияют на социум непосредственно, само общество начинает меняться. Это касается не только информационной области, но и экономики, политики – в них создаются сетевые структуры.
Средства массовой информации запускают процессы изменений социума и, соответственно, развиваются сами .
Новые прогрессивные Интернет-СМИ также могут существовать только в постоянно изменяющихся обстоятельствах.
Поэтому консервативные методы оценки системы СМИ уже важно пересматривать. По оценкам различных специалистов (журналисты, политологи, социологи и т. п.), будущее Интернет-СМИ в мире одновременно радужно и непредсказуемо. Никто не знает точно, какую роль информация в Сети будет играть через несколько лет.
Наступление 2020 года ознаменовали не самые радостные новости: пандемия COVID-19, официально объявленная ВОЗ 11 марта, серьезно повлияла на всю мировую медиаповестку. Теперь новости о количестве зараженных, вылечившихся и умерших стало ежедневной и чуть ли не обязательной практикой для всех изданий. Почти во всех крупных агрегаторах на первой полосе можно было увидеть новости об отмене крупных мероприятий и переносе ряда фестивалей (Евро-2020, Каннский фестиваль, «Евровидение», летние Олимпийские игры и др.). Однако, что еще важнее с точки зрения развития СМИ, коронавирус создал не просто свое информационное поле, а несколько антитрендов внутри очевидных трендов. И в первую очередь он сместил парадигму доступности информации.
Весной 2020 года абсолютным трендом стал открытый и бесплатный доступ к любым материалам, функциям и площадкам.
Ресурсы, которые зарабатывали исключительно за счет уникального закрытого контента, распахнули свои двери для всех желающих. Это создало потрясающий рекламный прецедент. Впрочем, очевидно, что такая тенденция сохранится лишь на время карантинных мер, а значит, платный доступ никуда не денется и останется трендом ближайшего десятилетия.
Целью данной работы является рассмотрение истории становления и развития конвергентной журналистики в России.
Задачи:
- рассмотреть историю развития конвергентной журналистики, дата-журналистику;
- описать историю развития детской конвергентной журналистики;
- проанализировать глобализацию и конвергенцию в современных СМИ;
- изучить современную конвергентную журналистика на примере анализа формирования и продвижения альтернативной информации каналов «Telegram», видеоблогов;
- сделать анализ современных примеров конвергентной детской журналистики.
Объект исследования – конвергентная журналистика. Предмет исследования – особенности развития конвергентной журналистики в России.
Методы исследования – анализ и структурирование информации.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в возможности применения материала курсовой для изучения материалов по конвергентной журналистике в соответствующем курсе, студентами.
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ КОНВЕРГЕНТНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ В РОССИИ
1.1 История развития конвергентной журналистики. Дата-журналистика
Четвертая информационная революция неразрывно связана с индустриальной, с развитием СМИ и новыми технологиями. Телефон, радио, полиграфия изменили скорости информационной передачи, объем памяти и проблему аккумулирования знаний. Просто бумага и ручка уже не смогли справиться с колоссальным нарастающим объемом информации. Так появляется вычислительная машина. Ее изобретение стало началом научно-технического прогресса – информационной революции.
Появление компьютеров Интернет привело к тому, что общество из индустриального превратилось в информационное. Так четвертая революция плавно перетекла в пятую, когда усложнение производства, всех сфер жизни, изменение скорости привело к потребности в знаниях и созданию новых инструментов удовлетворения данных потребностей.
Пятая информационная революция проходила 1970-1990-х гг ХХ века. Это первая революция в области информационных технологий, которые сами являются источниками производительности, производительной силой.
Как полагает Маклюэн , сегодня мир - интегрированный социум, члены которого получают информацию мгновенно, вне зависимости от их местоположения. Такая теория носит название «глобальной деревни». И данное понятие сегодня применимо к Интернету. Физическое расстояние между коммуникаторами не играет огромное роли для самого общения. Нет границ во времени и пространстве. Культуры сближаются, становятся понятны другие мировоззрения, ценности и традиции. Скорость обмена информацией увеличивается, сама информация распространяется крайне быстро и реагировать на события в мире можно мгновенно.
Маклюэн говорит о том, что безграничное развитие информации приводит к тому, что люди вовлекаются в дела других, как будто это их собственные проблемы. И действительно, люди обсуждают в Интернете события в других государствах. Чувство сопричастности, которое дает Интернет, не является давно чем-то невозможным. На сегодняшний день это реально .
Признаки конвергенции, или перефокусировки основной системы норм на новые системы ценностей, заметны повсюду.
Символичными были в ново-старой Москве 2010-х годов написанные аршинными буквами объявления «ГАЗ, НАСЛЕДСТВО, СДЕЛКИ». Как в XIX веке «православие, самодержавие, народность», так и эта тройка XXI века, внутриэкономический посыл которой незатейлив и прост, раскрывает перед взором современника новые функции государства – контролировать сделки по наследству с помощью газовой трубы, которая, возможно, все-таки сильнее всех танковых и автоматных стволов.
Синхронность между людьми в пространстве новых медиа – важнейшее качество новой действительности. Реакция между людьми происходит практически мгновенно. Это новая реальность в реальном же времени. В отличие от отложенных сигналов прежних аналоговых медиа: твиттер, мобильная связь, немного в меньшей степени фейсбук – это системы коммуникации, работающие в режиме реального времени.
Телевидение на пике своего могущества превратило жизнь людей в постоянное реалити-шоу, а социальные сети распространили его на миллиарды людей, сделав всех участниками тотального действа. А это, в свою очередь, запустило механизмы игры и самоидентификации участников этого процесса. В чем-то данный процесс сходен с процессами урбанизации: когда человек в насыщенной городской среде наращивает свои идентичности, определяется, кто он и в каких группах и сообществах состоит. Результатом подобных процессов становится формирование социальной инфраструктуры нового поколения, основанной на новой системе связей и сообщений.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ЛИТЕРАТУРА
Монографии, сборники статей и статьи
1) Архангельская, И. Б. Герберт Маршалл Маклюэн: от исследования литературы к теории медиа. М., 2018. – 165 с.
2) Басов О.Н. Telegram-каналы как новые медиа и инструменты внутриэлитной борьбы // Научно-практические исследования. 2020, No 9-3 (32). – С. 31-39.
3) Баранова Е. А. Конвергенция СМИ устами журналистов-практиков: монография. М.: Прометей, 2019. – 360 с.
4) Дорохин В.Н. Феномен политических Telegram-каналов как инновационных цифровых СМИ в России // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2019. No 1. – С. 103-105.
5) Коханая, О. Е. Медиатехнологии формирования нового информационного пространства для детей и юношества // Русский мир: динамика научного познания : сборник статей участников Международной научно-практической конференции (23–25 октября 2019 г.) / отв. ред. С. В. Напалков ; науч.ред. Е. В. Валеева; Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, Фонд «Русский мир». Арзамас : Арзамасский филиал ННГУ. 2019. - 492 с.
6) Кульчицкая Д. Ю., Мультимедиа как коммуникационный феномен: анализ зарубежных исследований // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. 2020. № 6. С. 94-112
7) Маклюэн, Г. М. Понимание медиа: внешние расширения человека / пер. с англ. В. Николаева. М., 2003. – 250 с.
8) Неренц Д. Развитие дата-журналистики в современном медиапространстве России//Новое в массовой коммуникации, 2022. С. 12-16
9) Неренц Д. В., "Журналистика данных" в медиасреде США: современное состояние // США и Канада: экономика, политика, культура. 2020. Т. 50, № 5 (605). С. 113-126
10) Олешко Е. В., Адаптация журналистов к конвергентным основам информационной деятельности (результаты социологического исследования 2014-2016 гг.) // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. Екатеринбург, 2016. № 3 (153). С. 27-36
11) Пак Е.М. Сетевые платформы как инструмент продвижения СМИ // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2020. No 2. С. 128-135
12) Пекарская И. В. Масс-медийная сущность конвергентной журналистики//ОТ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ НАУК - К ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТИ. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 250-летию Александра фон Гумбольдта. Ответственный редактор И.П. Амзаракова. 2019. C. 207-211
13) Сил Ш., Время расскажет // Журналист. 2021. № 3. С. 28-29
14) Столярова Н. Ю. Детская журналистика в эпоху конвергентности//ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ XXI ВЕКА: ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВА: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И НОВЫЕ ВЫЗОВ. XVI Международная научная конференция. Доклады и материалы: в 2 ч.. Том Часть II. Москва, 2020. С. 93-100
Учебные пособия
15) Белова Л. И., Универсальная журналистика. - Москва : Аспект Пресс, 2020. - 478, [1] с.
16) Журналистика XXI века: навстречу человеку - Санкт-Петербург, 2020 – 303 с.
17) Олешко В. Ф., СМИ как медиатор коммуникативно-культурной памяти. - Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2020. - 468, [2] с.
18) Юферева А. С., Конвергентная журналистика: теория и практика : учебное пособие. - Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2019. - 100, [1] с. ; 21 см.
ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ
19) Детское радио//https://detifm.ru/video_stream (дата обращения 15.11.2022)
20) Журнал «Веселые картинки»// http://veselyekartinki.ru/ (дата обращения 15.11.2022)