Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современных экономических условиях целью деятельности любого предприятия является получение максимально возможной прибыли. Её получение должно носить не одноразовый, а постоянный характер, что возможно только на базе непрерывного экономического роста предприятия. Однако сам размер прибыли не может охарактеризовать эффективность использования предприятием своих ресурсов.
Актуальность данной работы заключается в важности анализа производства и реализации продукции с целью изучения влияния на прибыль и рентабельность предприятия.
Целью курсовой работы является проведение анализа производства и продаж продукции ПАО «Транснефть».
Задачами исследования являются:
изучить понятие продукции предприятия и ее виды, понятие и стоимости показатели производственной программы;
изучить показатели выполнения договорных обязательств в реализации продукции;
дать организационно - экономическую характеристику организации;
провести анализ производства и продаж продукции.
Предметом исследования является анализ производства и продаж продукции.
Объектом исследования является ПАО «Транснефть».
Методами исследования являлись: сравнительный анализ, синтез, системный подход, наблюдение и логическое обобщение.
Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников и приложений.
В рамках написания данной работы были использованы учебные пособия касательно финансового анализа и формирования отчетности предприятия. Были использованы работы таких авторов как: А.Д. Шеремет, Н.Н. Бондина, Г.Ю. Касьянова, Ю.Г. Чернышева и прочих авторов, а так же учебные пособия по проведению финансового анализа и формирования финансовой отчетности.
1. Теоретические основы анализа производства и реализации продукции
1.1 Продукция предприятия и ее виды. Понятие и стоимостные показатели производственной программы
Объем производства продукции оценивается по определенному периоду и может быть выражен в различных показателях: натуральных, стоимостных, условно-натуральных. Последние обычно используются, если необходимо привести разнородную продукцию к одному виду.
Объем производства продукции имеет значение как для внешних потребителей (вышестоящая организация, инвесторы), так и для внутреннего анализа, разработки рыночной стратегии, работы с контрагентами. Данные для расчетов берутся из бухгалтерской и статистической отчетности фирмы.
Целью деятельности любого промышленного предприятия является производство продукции.
Учет по методу так называемого валового оборота - подсчитывается все количество изготовленной предприятием продукции, независимо от того, пошла ли часть этой продукции на собственное производственное потребление (в дальнейшую переработку на данном предприятии) или полностью за пределы предприятия.
В состав валового оборота входят в стоимостном выражении все выработанные в отчетном периоде готовые изделия, полуфабрикаты, продукция вспомогательных цехов, а также выполненные работы промышленного характера, как для отпуска на сторону за пределы предприятия, так и для дальнейшей переработки и производственного использования в других цехах.
Показатели валового оборота, за отдельными исключениями, в настоящее время не рассчитываются, они включают повторный счет стоимости в пределах предприятия, равный стоимости внутризаводского оборота, под которым понимается сумма произведенных и потребленных на промышленно-производственные нужды полуфабрикатов, а также продукции подсобных и вспомогательных цехов.
Хотя, как уже отмечалось, валовой оборот на предприятиях не рассчитывается, по данному методу исчисляется валовая продукция в таких отраслях, как сахарная, молочная, мясная, рыбная.
Валовая продукция промышленного предприятия представляет собой общий объем продуктов основной деятельности предприятия (работ, услуг) за определенный период времени в денежном выражении. В показателе валовой продукции учитываются все произведенные в данном периоде продукты (работы, услуги), отпущенные за пределы предприятия и предназначенные для собственного потребления, а также продукты различной степени готовности.
Валовая продукция предприятия может рассчитываться двумя способами:
1) исходя из валового оборота;
2) на основе поэлементного подсчета.
В валовую продукцию входят:
1) стоимость готовых изделий, выработанных за отчетный период основными, подсобными и побочными цехами как из своего сырья, так и из сырья и материалов заказчиков;
2) стоимость полуфабрикатов собственного производства и изделий вспомогательных цехов, отпущенных за пределы предприятия;
3) стоимость работ промышленного характера, выполненных по заказам со стороны или для непромышленных предприятий и организаций данного хозяйства;
4) стоимость прироста или убыли полуфабрикатов собственного производства;
5) стоимость изменения остатков инструментов, штампов, моделей, приспособлений, опок, изготовленных для собственных нужд;
6) стоимость изменения остатков незавершенного производства (на тех заводах, где продолжительность производственного цикла составляет более двух месяцев).
Товарная продукция, или, как ее называют в настоящее время, объем продукции (работ, услуг), представляет собой показатель, характеризующий объем продукции, произведенной для реализации на сторону.
Товарную продукцию составляют следующие три элемента:
1) стоимость готовых изделий, произведенных в отчетном периоде основными, подсобными и побочными предприятиями;
2) стоимость полуфабрикатов собственного производства и изделий вспомогательных цехов, отпущенных на сторону;
3) стоимость работ промышленного характера, выполненных по заказам со стороны или для непромышленных подразделений и организаций данного предприятия.
Таким образом, товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не входят те результаты производственной деятельности, которые остаются на самом предприятии и не предназначаются к отпуску за его пределы. К ним относятся изменения остатков полуфабрикатов собственного производства, незавершенного производства, инструментов, штампов, опок и других приспособлений, т.е. 4–6-й элементы валовой продукции. Помимо этого, в товарную продукцию не включаются готовые изделия, потребляемые на предприятии, а также стоимость сырья и материалов заказчика, из которых вырабатывается продукция на данном предприятии. Эти элементы валовой продукции называются нетоварными элементами.
Реализованная продукция представляет собой отгруженную продукцию, оплаченную в данном периоде. Следовательно, товарная продукция считается реализованной, при выполнении двух условий:
1) товарная продукция отпущена (отгружена) покупателям и заказчикам за пределы предприятия;
2) денежные средства в оплату отгруженной продукции поступили на расчетный счет или в кассу предприятия-изготовителя.
При этом оплачиваемая продукция может быть отгружена как в данном, так и в предыдущих периодах.
Под чистой продукцией понимается вновь созданная стоимость, или часть национального продукта, произведенная в некоторой отрасли промышленности. Она рассчитывается как разность между валовой продукцией (ВП) и суммой материальных затрат на ее производство (МЗ), т.е. стоимостью сырья. материалов, топлива, энергии, амортизации и прочих материальных затрат: ЧП=ВП-МЗ.
1.2 Показатели выполнения договорных обязательств и реализации продукции
Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции осуществляется по основным методам и принципам проведения финансового анализа. На рисунке 1 приведены основные методы анализа выполнения договорных обязательств и реализации продукции. Данные методики в современной практике активно используются всеми экономическими хозяйствующими субъектами.
Рисунок 1- Методы анализа выполнения договорных обязательств и реализации продукции
Приведем краткое описание перечисленных методик анализа выполнения договорных обязательств и реализации продукции:
- вертикальный анализ – анализ данных финансового результата, которые подразумевает исследование структуры финансового результата экономического хозяйствующего субъекта;
- горизонтальный анализ – данный вид анализа финансового результата экономического хозяйствующего субъекта подразумевает под собой изучение динамики показателей;
- коэффициенты анализ – данный вид анализ является расчетным. В рамках данного анализа финансового результата экономического хозяйствующего субъекта проводится расчет необходимых коэффициентов и показателей, которые характеризуют деятельность экономического хозяйствующего субъекта;
- факторный анализ - данный вид анализа способствует выявлению факторов, которые могут как негативно, так и положительно влиять на изменение показателей финансового результата экономического хозяйствующего субъекта.
Вертикальный и горизонтальный виды анализа проводятся на основании предприятия. Горизонтальный анализ – изучает динамику изменения показателей. Расчёт проводится по следующей формуле: [18]
Д = Зн1 – Зн0 (1)
Где Д – динамика показателя,
Зн1 – значение показателя в отчетный период;
Зн0 – значение исследуемого показателя за прошлый период.
Данный анализ покажет, на сколько изменилось и в какую сторону (отрицательное или положительно) значение показателя.
Вертикальный анализ – это анализ структуры показателя. То есть исследуется структурный состав разделов отчетности. Данный анализ проводится по следующей формуле: [18]
С = Зн*100/ /Итог (2)
Где С – доля элемента в общей объеме,
Зн – значение показателя в отчетный период;
Итог – итоговое значение раздела, в который входит элемент Зн.
На сегодняшний день достаточно распространённым является понятие экономической прибыли экономического хозяйствующего субъекта. Так же достаточно распространен анализ факторов показателей прибыльности экономического хозяйствующего субъекта.
На размер объемов реализации и производства продукции влияют две группы факторов: внутренние и внешние.
Внешние факторы – это факторы внешней среды существования предприятия. В большинстве случаев оно само не может на них повлиять, и, поэтому вынуждено приспосабливаться к ним.
К группе внешних факторов относятся:
уровень развития экономики страны в целом;
меры регулирования деятельности предприятий со стороны государства;
природные (климатические) факторы, транспортные и другие условия, вызывающие дополнительные затраты у одних предприятий и обусловливающие дополнительную прибыль у других;
не предусмотренные планом предприятия изменения цен на сырье, продукцию, материалы, топливо, энергоносители, покупные полуфабрикаты;
изменение тарифов на услуги и перевозки;
норм амортизаци¬онных отчислений;
смена ставок арендной платы;
изменение минимальной заработной платы и начислений на нее, ставок налогов и других сборов, выплачиваемых пред¬приятием;
нарушение поставщиками, финансовыми, банковскими и другими организациями государственной дисциплины по хозяйственным вопросам, затрагивающим интересы предприятия.
Внутренние факторы непосредственно связаны с результатами деятельности предприятия, в основном повлиять на них может само руководство предприятия, к ним относятся:
результаты коммерческой деятельности;
эффективность заключенных сделок на поставку товаров;
объем и структура товарооборота;
формы и системы оплаты труда;
эффективность основных средств и оборотных средств;
производительность труда;
уровень валовых доходов и издержек обращения;
размер прочей прибыли;
нарушения налогового законодательства.
Факторный анализ - данный вид анализа способствует выявлению факторов, которые могут как негативно, так и положительно влиять на изменение показателей финансового результата экономического хозяйствующего субъекта.
Факторный анализ можно проводить:
1) способом абсолютных разниц;
2) способом цепных подстановок.
Математическая формула модели факторного анализа прибыли от продаж:
ПР = Vпрод × (Ц – Sед),
где ПР — прибыль от продаж (плановая или базовая);
Vпрод — объем продаж продукции (товаров) в натуральных величинах (штуки, тонны, метры и т. д.);
Ц — продажная цена единицы реализованной продукции;
Sед — себестоимость единицы реализованной продукции.
Способ абсолютных разниц
За основу факторного анализа берется математическая формула ПР (прибыль от продаж). Формула включает три анализируемых фактора:
объем продаж в натуральных единицах;
цену;
себестоимость одной единицы продаж.
Определение факторов, которые оказывают влияние на показатели финансового результата экономического хозяйствующего субъекта способствуют повышению эффективности деятельности экономического хозяйствующего субъекта. Так как негативно влияющие факторы на показатели финансового результата устраняются или минимизируются на максимально возможное действие и влияние.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Абдукаримов И.Т. Анализ финансового состояния и финансовых результатов предпринимательских структур: учебник/ И.Т. Абдукаримов, М.В. Беспалов. — М.: ИНФРА-М, 2020. —214 с.
2. Акуленко Н.Б., Девяткин О.В., Быстров А.В. Экономика предприятия: учебник / Н.Б. Акуленко, О.В. Девяткин, А.В. Быстров. – М.: ИНФРА-М, 2018. - 777 с.
3. Берман К., Найт Д., Кейс Д. Анализ финансовой отчетности компании. Как понимать цифры финансовых отчетов: учебник / К. Берман, Д. Найт, Д. Кейс. – М.: Вильямс, 2020. -256 с.
4. Друкер П.Ф. Эффективное управление предприятием: учебник / П.Ф. Друкер.- М.: Вильямс.- М.:КНОРУС, 2018. – 224 с.
5. Прыкина Л.В. Экономический анализ предприятия: учебник для вузов / Л.В. Прыкина.- M. : ЮНИТИ-ДАНА, 2019. - 407 c.
6. Савченко А.Б. Стратегический менеджмент: учебник / А.Б. Савченко. - М.: Риор, 2019. - 440 c.
7. Титов В. И. Анализ и диагностика финансово – хозяйственной деятельности предприятия: учебник /В.И. Титов. – М.: Издательский дом Дашков и К,2019. – 349с.
8. Чернышева Ю.Г., Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия (организации): учебник / Чернышева Ю.Г. - М.: ИНФРА-М, 2019. –421 с.
9. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учебник / А.Д. Шеремет, М.И. Баканов. - М.: ИНФРА-М, 2018. – 416 с.
10. Регистрационные данные предприятия – Ресурс по проверке контрагентов - https://www.rusprofile.ru/id/2134071 - по состоянию на 16.11.2022
11. Финансовая отчетность предприятия – Ресурс по проверке контрагентов - https://www.audit-it.ru/contragent/1027700049486_pao-transneft - по состоянию на 16.11.2022