Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы работы обусловлена, прежде всего, тем, что управление социально-экономическим потенциалом государства на различных пространственных уровнях связано с обработкой и передачей больших объемов информации об экономических показателях, макроэкономических процессах, определяется социальными условиями населения, отдельными результатами деятельности отрасли и т.д.
Централизованное ведение статистического учета на федеральном уровне необходимо для обмена и эффективного использования столь обширной и разнообразной информации.
В современном обществе статистика играет важную роль в механизме управления экономикой. Он собирает, научно обрабатывает, обобщает и анализирует информацию, характеризующую развитие экономики страны, культуры и уровня жизни населения.
В результате темы можем выявлять взаимосвязи экономики, изучать динамику ее развития, проводить международные сопоставления и в конечном итоге принимать эффективные управленческие решения на государственном и региональном уровне .
Перед наукой стоят сейчас принципиально новые задачи перехода к рыночным отношениям. Это означает реформирование общих методологических и организационных основ статистики и приведение их в соответствие с международными правилами. Для успешного выполнения этой задачи необходимо дальнейшее повышение качества подготовки квалифицированных специалистов. Это позволит построить в Российской Федерации эффективную национальную статистическую систему, отвечающую требованиям рыночной экономики.
Рыночная экономика способствует децентрализации экономических процессов, что усложняет задачи, стоящие перед органами статистики Российской Федерации. Развитие новых видов экономической деятельности, рост частного сектора экономики и развитие политики коммерческой тайны затрудняют оценку и доверие к информации, получаемой статистическими органами. В тоже время объем информации регулярно увеличивается, а в месте с ней и потребность в полной и актуальной статистике.
Создание частной статистической организации для решения проблемы нецелесообразно, так как невозможно оценить показатели на макроуровне. Поэтому организация статистического учета на государственном уровне является актуальной задачей современного управления.
Государственные органы статистики включены в систему национального регулирования. Эффективное социально-экономическое благополучие Российской Федерации зависит от полной, достоверной и проверенной статистической информации.
Информация о социальном, экономическом, демографическом, экологическом и других положениях государства позволит нам сформулировать подходящие и адекватные стратегии развития государственных факторов, отвечающие вызовам времени. Именно поэтому развитие службы статистики тесно связано со стратегическими целями Российской Федерации .
Помимо прочего, существуют международные стандарты, перед которыми Российская Федерация имеет информационные обязательства. Эта информация должна соответствовать требованиям и быть готовой к формированию открытой экономики и интеграции на уровне международного сообщества. Все вышеизложенное подчеркивает актуальность рассматриваемого темы исследования.
Объектом исследования Управление Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу.
Предметом исследования является деятельность в области статистического учета Управления Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу.
Цель курсовой работы - правовой анализ деятельности Управления Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу и совершенствование управленческих процессов в нем.
Задачи исследования:
1.дать оценку современному состоянию государственной статистики России и сформулировать тенденции развития;
2.рассмотреть деятельность Федеральной службы государственной статистики в рамках системы органов исполнительной власти Российской Федерации;
3.охарактеризовать структуру и полномочия Управления Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу;
4.провести анализ деятельности Управления;
5.сформулировать предложения по совершенствованию работы Управления.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные, частно-научные и специальные методы. Особое значение уделяется применению частноправовых методов: сравнительно-правового и формально-юридического.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем совершенствование управленческих процессов управления государственной статистики.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании управленческих процессов управления государственной статистики.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных ученых: Белкиндас М.В., Громыко Г., Деружинский Г.В., Дмитриева Н.Е., Долгова В., Медведева Т., Ефимова М., Петрова Е., Заварина Е., Шаркова А.В., Килячков А.А., Шинкаренко Т.В., Коноков Д.Г. и другие авторы.
В качестве нормативной базы исследования были использованы Конституция РФ и другие нормативные правовые акты. Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретическо-правовые основы организации государственной статистики
1.1. Современное состояние и тенденции развития государственной статистики в России
Для решения задач, связанных с информированием населения, необходимо эффективное управление социальными, экономическими и демографическими процессами, происходящими в обществе, и комплексное развитие науки, на государственном уровне статистический учет должен быть организован в ст.71 Конституции РФ устанавливает, что метеорологические службы, нормы, нормативы, метрические системы и учет времени находятся в ведении Российской Федерации .
Статистический учет - это система регистрации, обобщения и изучения больших объемов качественно однородных социально-экономических явлений в масштабах предприятий, отраслей, экономических районов или стран. Информация такого рода позволяет принимать многие виды управленческих решений на всех уровнях.
Федеральный закон № 282-ФЗ закрепляет понятие статистического учета на государственном уровне и выделяет его как официальный статистический учет. Согласно ст. 2 настоящего Федерального закона официальный статистический учет направлен на проведение федеральных статистических наблюдений и последующую обработку в соответствии с официальной статистической методологией и осуществляется в целях формирования официальной статистической деятельности, подлежащей осуществлению.
Целью является формирование правовой базы, способствующей реализации единой государственной политики в области учета официальной статистической информации, направленной на удовлетворение потребностей государства. В получении достоверных, актуальных, доказательных и официальных статистических данных о социально-экономических, экологических, демографических и иных процессах, происходящих в Российской Федерации.
Сегодня функции государственного статистического учета исполняются согласно Федеральному закону №282-ФЗ от 29.11.2007 г. «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// Официальный текст Конституции РФ, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
2. Белкиндас М.В. Качество, охват и открытость: задачи официальной статистики// Вопросы статистики: сетевой журнал. 2016.
3. Громыко Г. Теория статистики: учебное пособие. - М., 2015. - 240 с.
4. Деружинский Г.В. О восприятии современным обществом института государственной статистики// Вопросы статистики: сетевой журнал. 2017.
5. Дмитриева Н.Е. Проблемы развития статистики регионов// Вопросы статистики: сетевой журнал. 2017.
6. Долгова В., Медведева Т. Статистика: учебник. - М., 2017. - 221 с.
7. Ефимова М., Петрова Е. Общая теория статистики: учебник для ВУЗов. - М., 2016. - 416 с.
8. Заварина Е. Основы региональной статистики: учебник. - М., 2017. - 416 с.
9. Минашкин В.Г., Шмойлова Р.А. Теория статистики: учебное пособие. - М., 2016, - 296 с.
10. Суринов А.Е. Цифровая экономика: вызовы для российской статистики// Вопросы статистики: сетевой журнал. 2018.
11. Шаркова А.В., Килячков А.А. Словарь финансово-экономических терминов. - М., 2017. - 1168 с.
12. Шинкаренко Т.В., Коноков Д.Г. Организационная структура предприятий: учебно-методическое пособие. - М., 2017. - 127 с.