Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что Чехословакия долгие годы, еще в советское время, была тем европейским государством, которое осуществляло тесное сотрудничество с Россией, а также во многом зависело от российской экономики, будучи страной так называемого «социалистического лагеря» наряду с рядом других государств Восточной Европы.
Пресса всегда являлась отражением той действительности, которая была присуща каждому государству, определенного национального колорита культуры. При этом в той ситуации, если СМИ какого-то государства представлены в другой стране, это приводит к эффективному взаимовлиянию различных культур и конструктивной межкультурной коммуникации.
Степень изученности проблемы. Вопрос о роли чехословацких СМИ в системе отечественной прессы конца XX века – явление фактически не изученное. При проведении исследования не было выявлено фактически ни одного источника, который в полной мере раскрывал бы данную проблему, что еще раз подтверждает актуальность и значимость темы данной курсовой работы.
Цель исследования – провести анализ типологических особенностей чехословацкой печати в системе отечественной прессы конца ХХ века.
Объект исследования – особенности отечественной прессы конца ХХ века.
1. Характеристика системы отечественной прессы
1.1. Особенности развития СМИ в Советском Союзе
«Оттепель» — новый курс партии, провозглашенный в 1956 г. Агентство печати «Новости», созданное в 1961 г., несколько растопило лед между СССР и западным миром, поддерживая контакты со 110 странами и публикуя разнообразные материалы. С тех пор журналистика стала менее зависимой и фанатичной.
По-прежнему сохранялся жесткий партийный контроль над средствами массовой информации, но сама линия партии была смягчена. Примерно в то же время развивались телецентры. В феврале 1956 г. появилась вторая программа Центрального телевидения, а в январе 1982 г. она была преобразована во всесоюзную .
Первая всесоюзная программа (информационная, общественно-политическая, культурно-просветительская, художественная, оперативная) имела четыре дубля, что позволяло жителям разных часовых поясов смотреть передачи в удобное для них время.
Вторая общесоюзная культурно-просветительская программа сосредоточилась на литературной, драматической, музыкальной, региональной и восточноевропейской программах .
1.2. Российская пресса в конце XX века
После прихода к власти М.С. Горбачева в советском обществе были осуществлены многочисленные трансформации, которые в тот момент фактически полностью изменили советское государство и стали явными предпосылками для его скор распада и формирования нового социально-политического мышления, которое не могло не отразиться в социально-культурных процессах, в частности, в журналистике.
Объявленная в 1985 году перестройка, инициированные Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачевым социально-экономические и политические перемены оказали огромное воздействие на ход исторического развития страны .
Началось движение общества от монической системы к плюралистической, от тоталитарного устройства к демократическому, которое завершилось стремительным прорывом и кардинальными изменениями во всех сферах жизнедеятельности государства и СМИ.
Первоначально СМИ отводилась роль только проводника новой политики, средства пропаганды официальной точки зрения, а провозглашенные принципы плюрализма мнений, гласности не могли обеспечить подлинной свободы слова, всестороннего информирования общества .
Но вскоре перестройка стала жить и развиваться по своим законам, независимо от воли и намерений ее инициаторов. Основным катализатором углубления и расширения перемен в стране, приведшим к радикальной трансформации политической системы, стали СМИ.
Реальные перемены произошли и в самой системе журналистики, но на первом этапе они наращивались постепенно. В начале перестроечного периода в Советском Союзе выходило около 14 тыс. периодических изданий .
Многие газеты республиканского масштаба (их количество достигло 166) имели объединенного издателя, например, ЦК Компартии и Совет Министров республики. Самый многочисленный отряд советской печати составляли многотиражные газеты промышленных предприятий, колхозов, вузов (более 4000) .
2. Роль чехословацких СМИ в системе отечественной прессы конца XX века
2.1. Основные СМИ Чехословакии в конце ХХ века
История чехословацких СМИ и прессы имеет несколько этапов :
– пресса, издававшаяся при царской России, начиная с 1832 г. и продолжавшаяся до 1917 г.,
– пресса во время Чехословацкой Демократической Республики, охватывающая 1918-1920 гг.,
– пресса в Советском Союзе с 1920 по 1991 г.,
– эмиграционная пресса и пресса от независимости до наших дней.
История первых местных СМИ восходит к средним векам, когда только зародилось книгопечатание .
Несмотря на это, чехословацкая печать практически не существовала вне контекста советской прессы, поскольку связи государств были настолько тесны, что события всегда освещались в рамках этого сотрудничества, что вызывало формирование множества чехословацких СМИ на территории бывшего СССР .
2.2. Основные темы и проблемы, поднимаемые в чехословацких СМИ
Семьсот тысяч человек на последних выборах проголосовали за коммунистов. Как минимум в два раза больше людей периодически вспоминают, как хорошо жилось при социализме.
1. Все было дешевле
Масло за десять чехословацких крон, литр бензина за восемь и пиво за 2,5 кроны. Многие до сих пор любят вспоминать эти цены.
Однако в воспоминаниях не нашлось места для одной существенной детали – для зарплаты или пенсии, на которые вышеуказанные товары приобретались.
В пересчете на сегодняшние зарплаты и пенсии за те деньги, как правило, можно было купить гораздо меньше. Например, на зарплату в 2400 крон в 1989 году вы бы смогли залить 300 литров бензина. На сегодняшнюю зарплату в 14000 крон, которая ниже средней, вы зальете 500 литров бензина.
Некоторые товары к тому же не подорожали вообще, а электроника или деликатесы даже стали дешевле. Больше всего выросла стоимость энергии и услуг – плата за воду и канализацию, например, возросла примерно в 50 раз. Однако средняя зарплата с тех пор стала где-то в 70 раз больше, а цены – даже меньше, чем в 50 ра з.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андрусинова, А.П. История журналистики в России. Монография / А.П. Андрусинова. – Волгоград: Смена, 2023. – 490 с.
2. Гуревич, М. Средства массовой информации Чехии // Чехия.инфо. – 2019. – URL: http://www.czechinfo.ru/smi/ (дата обращения: 16.02.2023).
3. Елецкая, И.М., Савинова, А.А., Морданова, Г.В. История журналистики стран Восточной Европы конца XX века: основные этапы развития / И.М. Елецкая, А.А. Савинова, Г.В. Морданова // Вестник Чувашского государственного университата. – 2023. – № 1. – С. 99–109.
4. Касаткин, С.С. Особенности работы СМИ в советский и постсоветский период / С.С. Касаткин // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия «Философия, социология, искусствоведение». – 2013. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-raboty-smi-v-sovetskiy-i-postsovetskiy-periody-1 (дата обращение: 16.02.2023).
5. Лямшева, М.Е. Изменение облика российских СМИ в 1990-е годы / М.Е. Лямшева // Материалы V международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – 2013. – URL: https://scienceforum.ru/2013/article/2013007962 (дата обращения: 16.02.2023).
6. Марьина, В.В. Чехословацкая, чешская и словацкая историография до и после «бархатной революции» 1989 года / В.В. Марьина // Новая и новейшая история. – 2002. – № 1. – URL: https://biblioteka.by/m/articles/view/ЧЕХОСЛОВАЦКАЯ-ЧЕШСКАЯ-И-СЛОВАЦКАЯ-ИСТОРИОГРАФИЯ-ДО-И-ПОСЛЕ-БАРХАТНОЙ-РЕВОЛЮЦИИ-1989-г (дата обращения: 15.02.2023).
7. Никонова, С.И. СМИ в идеологической системе последних десятилетий советской власти / С.И. Никонова // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 6 (часть 2). – URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34171 (дата обращения: 15.02.2023).
8. СМИ в коммунистической Чехословакии // Портал о Чехии. – 2022. – URL: https://ru.zahn-info-portal.de/wiki/Mass_media_in_Communist_Czechoslovakia (дата обращения: 15.02.2023).
9. Стариков, А.Г. Трансформация идеологии российских СМИ на рубеже XX–XXI веков / А.Г. Стариков // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2011. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-ideologii-rossiyskih-smi-na-rubezhe-hh-hhi-vekov (дата обращения: 15.02.2023).
10. Тамбиянц, Ю.Г., Кушу, А.М., Цыганкова, М.М. Отечественные СМИ в советский период: аспект социальной динамики / Ю.Г. Тамбиянц, А.М. Кушу, М.М. Цыганкова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2021. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otechestvennye-smi-v-sovetskiy-period-aspekt-sotsialnoy-dinamiki (дата обращения: 15.02.2023).
11. Тимошина, С.А. Советские средства массовой информации в системе формирования представлений о внешнем окружении СССР 1920-х – начале 1950-х годов. Дисс. на соиск. уч. ст. к. и. н. / С.А. Тимошина. – Пенза: Пензенский государственный университет, 2021. – 184 с.
12. Тубалова, И.В., Филь, Ю.В. Содержательная интерпретация «советского» в дискурсах российских и чешских СМИ / И.В. Тубалова, Ю.В. Филь // Русин. – 2016. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhatelnaya-interpretatsiya-sovetskogo-v-diskursah-rossiyskih-i-cheshskih-smi (дата обращения: 15.02.2023).