Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Степень развития малого предпринимательства в стране является одним из самых важных показателей экономического и социального развития общества и государства.
Объект работы – малый и средний бизнес.
Предметом работы выступает малый и средний бизнес как условие обеспечения национальной экономической безопасности России.
Целью данной работы является изучение экономических аспектов развитие малого и среднего предпринимательства как условие обеспечения национальной экономической безопасности России
В связи с этой целью ставится ряд задач:
Изучить экономическую сущность малого и среднего бизнеса
Описать нормативную базу малого предпринимательства
Описать основные показатели, которые характеризуют малый и средний бизнес
Изучить состояние современного российского малого предпринимательства
Оценить влияние малого и среднего бизнеса на экономическую безопасность страны
Найти проблемы развития малого предпринимательства в России
Привести мероприятия по развитию малого предпринимательства в России с учетом внешних угроз.
Работа состоит из трех глав. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты и сущность малого предпринимательства. Во второй главе анализируется текущее состояние малого бизнеса в России и его влияния на экономическую безопасность страны. В третьей – рассматриваются перспективы.
1. Теоретические аспекты малого и среднего предпринимательства
1.1.Роль малого и среднего предпринимательства в обеспечении национальной экономической безопасности
В современных условиях изучение предпринимательской деятельности с социологической точки зрения имеет огромное значение. Так, например, в социологии как науке предпринимательство рассматривается как деятельность, имеющая значение для всего общества.
Для развития рыночной экономики и общественных отношений в стране важнейшее значение имеет формирование и развитие различных форм хозяйствования, в частности, предприятий малого и среднего бизнеса. Поскольку создание новых малых предприятий способствует появлению дополнительных рабочих мест и увеличению ВВП страны, пополнению федерального бюджета, то поддержка предпринимателей со стороны государства является экономически необходимой и целесообразной .
Для того, чтобы раскрыть социальное значение развития малого предпринимательства в стране, необходимо определить понятие и сущность малого бизнеса.
Согласно законодательству, основные признаки малого предпринимательства - это средняя численность работников, которая напрямую зависит от выбранной деятельности за отчетный период, ежегодного оборота, а также величины активов [12, c.47].
Малый бизнес является базовой составляющей экономической безопасности государства, когда предприниматель работает в условиях полной хозяйственной самостоятельности и имущественной ответственности.
Устойчивость и динамичность развития национальной экономики, ее конкурентоспособность и эффективность на мировых рынках тесно вязаны с понятием экономической безопасности.
Экономическая безопасность страны представляет собой такое состояние экономики и институтов власти, которое обеспечивает гарантированную защиту национальных интересов страны на мировой арене, социальную направленность ее развития, достаточное развитие оборонного комплекса страны, даже при наиболее неблагоприятных воздействиях внутренних и внешних факторов экономической и политической среды [6, c.16].
Экономическая безопасность страны предполагает также поддержание развития экономики государства на таком уровне, который бы обеспечивал нормальную жизнедеятельность населения страны (его занятость, доходы, возможности экономического роста), создание всех условий и институтов для эффективного развития общества . И развитие малого бизнеса как части данной системы имеет сегодня огромное значение.
Малое предпринимательство выполняет ряд функций, которые формируют его социально-экономическое значение в обществе и обеспечении экономической безопасности:
общеэкономическая функция (производство товара или услуги для рынка и последующая их реализация)
ресурсная функция (эффективное использование ограниченных ресурсов – трудовых, финансовых, природных, энергетических, материальных ресурсов)
социальная функция (формирование слоя людей – предпринимателей, способных к самостоятельной хозяйственной деятельности и риску)
организаторская функция (принятие предпринимателями самостоятельного решения о ведении своей деятельности, планировании, управлении, формировании стратегии развития).
Основная роль и значение малого бизнеса заключается в следующих функциях [6, с.76]:
создание рабочих мест,
производство благ и услуг для роста ВВП страны,
развитие научно-технической базы,
пополнение федерального бюджета за счет уплаты налогов,
развитие рыночных отношений в стране.
Целью малого предпринимательства выступает максимальное извлечение прибыли из его деятельности путем удовлетворения потребностей других субъектов экономики . Оно осуществляется на базе непрерывного комбинирования факторов производства и экономических ресурсов с целью обеспечения наиболее эффективного и рационального их использования.
Малые предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.
Таким образом, малое предпринимательство как активная экономическая деятельность людей, способствует развитию товарно-денежных и технологических отношений в стране, повышая общий уровень экономической безопасности государства.
1.2.Нормативно-правовое регулирование малого и среднего предпринимательства
Предпринимательское право – это комплекс отраслей права, отражающих правовые нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность на основе объединения частных и публичных интересов в области предпринимательства.
Назовем основные источники предпринимательского права в России .
Конституция РФ ( ст. 8, 34-37, 74, 75 и др.)
Гражданский Кодекс РФ (ст. 1-5, 18, 23, 51, 67, Главы 4-7 и др.)
ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" 0т 8 августа 2001 г.
ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства" от 24 июля 2007 г.
Таким образом, основы предпринимательской деятельности закладываются в Конституции РФ, согласно которой каждый человек имеет право на свободное применение своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской деятельности, не запрещенной законом (например, торговля наркотиками является запрещенной предпринимательской деятельностью) [1].
Таким образом, на конституционном уровне государства заложены основы развития свободных предпринимательских способностей всех граждан страны.
Кроме того, Конституция РФ закрепляет также положение о частной собственности на землю и другие виды ресурсов, которые являются гарантией осуществления предпринимательской деятельности [1].
Гражданское право определяет правовое положение индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а также регулирует отношения собственности [2].
Нормами административного права устанавливаются порядок государственной регистрации субъектов предпринимательства, порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности и т. д.
Таким образом, данными видами права регулируются организационная и экономическая независимость, инициативность предпринимателей, их возможности осуществления предпринимательской деятельности с целью получения прибыли.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Конституция РФ ( ст. 8, 34-37, 74, 75 и др.)
2. Гражданский Кодекс РФ (ст. 1-5, 18, 23, 51, 67, Главы 4-7 и др.)
3. Федеральный закон № 209-ФЗ РФ от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»
4. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ»// Справочно-правовая система Консультант Плюс (СПС)
5. Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности»
6. Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности. – М.: Инфра-М, 2017. – 381 с.
7. Васьков, М.А. Экономическая социология: Уч. / М.А. Васьков, К.В. Воденко, С.И. Самыгин и др. - М.: Риор, 2018. - 288 c.
8. Девлетов О.У. История отечественного предпринимательства. – М.: ГЭИТИ, 2019. – 512 с.
9. Девятаева Н. В. Проблемы кредитования малого и среднего бизнеса в России [Текст] / Н. В. Девятаева, И. В. Трифонова // Молодой ученый. Доступ через http://www.moluch.ru/archive/53/7082/
10. Зарубина, Н.Н. Экономическая социология: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Н. Зарубина. - Люберцы: Юрайт, 2018. - 378 c.
11. Крюков, Р.В. ВПС: Экономическая социология: Конспект лекций / Р.В. Крюков. - М.: Приор, 2019. - 208 c.
12. Ларионова И.К. Предпринимательство. – М.: Дашков и К, 2019. – 483 с.
13. Малый бизнес/ учебное пособие для вузов/ А.И. Базилевич. – М.: КНОРУС, 2018. – 336 с.
14. Мерзаканов, С.А. Экономическая социология: Учебное пособие / С.А. Мерзаканов. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 32 c.
15. Переверзев М.П. Основы предпринимательства. – М.: Дашков и К, 2018. – 260 с.
16. Пилипенко В.В. Социология предпринимательства. – М.: Юнити-Дана, 2018. – 305 с.
17. Силласте, Г.Г. Экономическая социология: Учебное пособие / Г.Г. Силласте. - М.: Альфа-М, 2019. - 304 c.
18. Скворцова Т.А. Предпринимательское право. – М.: Юстицинформ, 2019. – 394 с.
19. Фурсова В.В. Социология предпринимательства. – Казань: Изд-во Казанского университета, 2017. – 48 с.
20. Экономическая социология: Учебное пособие / Под ред. Самыгина С.И.. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 352 c.
21. сообщество HR менеджеров [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hr-portal.ru/
22. http://isfic.info – предпринимательское право РФ
23. http://www.erce.ru – центр экономических исследований
24. http://smb.gov.ru/ - портал предпринимательства
25. http://start-business.ru/ - фонд поддержки предпринимательства
26. http://credit-fond.ru/- центр развития и поддержки предпринимательства
27. http://pmp.crpp.ru/ - портал малого и среднего предпринимательства
28. http://minpred.government-nnov.ru/ - министерство поддержки и развития МСП
29. http://www.giac.ru – глобальный информационно – аналитический центр
30. http://fondmodern.a5.ru – национальный фонд регионального предпринимательства России